Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Хольгер

Размышления о текстах Тайэрэ

Среди имен в русском толкиен-фэндоме за последнее время одним из самых громких стало имя Тайэрэ. Приходилось слышать самые разные оценки ее творчества - от восторженных до резко негативных, причем самыми негативными были оценки "темных", особенно тех, кто понимает Тьму по-ниенновски... и в то же время творчество Тайэрэ у некоторых получило название "произведения по Ниенне". Поэтому хочется понять: что же представляет из себя творчество Тайэрэ и как оно соотносится с другой "темной" литературой.

Прежде всего, необычность творчества Тайэрэ в сравнении с другими "темными" авторами (Ниенна, Еськов... наверно, можно назвать и еще) - в том, что Тайэрэ, отстаивая позицию Тьмы, отнюдь не стремится вывалять в грязи Светлых. Ниенна описывает Дом Феанора как сплошных негодяев - Тайэрэ воспринимает их как жертв собственных устремлений, которым хочется сопереживать, и чувства, испытываемые по отношению к ним после чтения Тайэрэ ("Камни судеб Арды") сродни чувствам, испытываемым к ним после прочтения соответствующих мест в "Сильмариллионе" - крайне противоречивые. С одной стороны, понятно, что их устремления до добра не доведут (Финвэ говорит Мелькору, отдавая ему Сильмариллы: "- Сохрани их. От моих сыновей сохрани. Не дай им убить друг друга! У тебя они будут надежно спрятаны."), с другой - понятно, что сыновья Феанора не могут поступить иначе. Своеобразие творчества Тайэрэ в том, что она стремится показать благородство как лучших из Темных, так и лучших из Светлых, и если Ниэнна попросту замалчивает историю Берена и Лучиэнь, то Тайэрэ описывает ее ("Реквием") так, что оценка их подвига остается той же, что и при чтении "Сильмариллиона" несмотря даже на то, что у Тайэрэ эта история оказывается частью замысла Мелькора.
То есть Тайэрэ, вставая на другую сторону, сохраняет все то, что привлекательно в Светлых, подобно тому, как во времена крестовых походов рыцари Запада и сарацинские воины, будучи врагами, тем не менее относились друг к другу с уважением.

Этот романтизм, благородство вместо вываливания в грязи, которого хоть отбавляй что у Ниенны, что у Еськова, что в многочисленных апокрифах - один из главных мотивов в творчестве Тайэрэ. А еще одна черта, отличающая ее творчество и сближающая ее с книгами самого Толкиена - это чувство великой надежды, которым полны ее произведения. Особенно - "Серебряные искры", где показана история Раэндиля, человека, насмотревшегося на грязь, на беды, на жестокость и предательства и ставшего из-за этого циником, и обретшего вновь надежду. Конечно, некоторые из ортодоксально светлых, каких в фэндоме довольно много, скажут: "В Ангбанде - надежду? Так не бывает!" Но на это так и хочется ответить: не все ли равно, как называется крепость? Главное - то чувство, которое обрел Раэндиль, то, что он нашел себя, нашел душевную гармонию, главное - то, что он избавился от цинизма, увидел, что есть настоящая дружба и взаимопомощь, то, что есть чистые, настоящие чувства, есть верность и стремление понять. И даже то, что герои Тайэрэ терпят поражение, не приводит к безысходности, и это поражение не воспринимается как нечто неизбежное в отличие от тех же произведений Ниенны (где иногда так и кажется, что герои живут только для того, чтобы принять жестокую смерть - и ни для чего больше). Некоторые говорят, что Тайэрэ слишком верит в силу.
Да, ее герои пользуются силой (собственно, а почему бы и нет?), но главное - все-таки не сила, а вера и надежда.
Именно это и притягивает в ее произведениях. Впрочем, притягивает не только это - например, то совершенное очарование, которое испытываешь при прочтении юмористических текстов Тайэрэ - наблюдая рассеянные попытки что-то починить, так и хочется посоветовать взять клей из коры дерева Нур-Нур или магическое вещество "Бу-Сти-Лат", а попадая в компанию, где много незнакомых людей, испытываешь сильнейшее желание сказать: "Так... Алиса, это пудинг. То есть, я хотел сказать - Сайта, это Хэлкар. Хэлкар, это Сайта".
Закончить этот текст хочется той мыслью, что на сегодняшний день Тайэрэ - одна из ярчайших звезд в фэндоме России.

Существенным в данном размышлении является то, что оно принадлежит представителю Светлых.