Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Роман Шебалин (Д'Арси)

Об играх в реальном времени.


Жестокость книг Толкина. Злой мир, где мертвые не кусаются, где прав тот, кто ударит первым.

Нет, я не критикую трилогию "Властелин Колец" (а речь само собой - о ней). Я лишь рассказываю, может быть - объясняю.

Подумайте. Толкин нарисовал нам историю расистских и просто захватнических войн - а мы уж и рады все это принять, и - что самое ужасное - сыграть.

Руки прочь от любимой книги?


Ну да. Вот один из ее сюжетов.

Гибнет островная империя. Колонисты высаживаются на материк, основывают там "государство" и начинают вести войну с коренным населением окрестных земель.

Кто строил Гондор? Кто воздвигал башни? Сколько их было нуменорских переселенцев? 50? 100? Что-то не верится, что они сами, своими руками, возвели свои "минасы" и т.п. Благодарные за... (за что?) народы Средиземья?

Но... это вы все читали - знаете. Что пересказывать? Еще по истории проходили. Англо-бурская война, помните? На территории негритянской Африки. Доблестные захватчики-англичане мочили не менее доблестных захватчиков-буров (бывших англичан). Когда и где родился наш Толкин? Вспомнили?

Вспомните также и то, что почти все персонажи трилогии видели себя прежде всего колесиками огромных государственных машин. Отсюда - мотивация их доблести, чести (и любви!) предельно проста: цель (в гос.масштабе) оправдывает средства. Не находите?

Ну вот, скажем, любовь. Поженились бы Арагорн и Арвен, если б первый был обыкновенным подмастерьем без каких бы то ни было претензий на королевский трон?

Воспели бы в песнях Берена и Лютиэнь, если б любовь свою ценили они дороже, чем гос.престиж жадного до чужого добра Тингола?

Впрочем, и это мы уже проходили. В нашей стране. Когда не было ни частной жизни, ни (упаси Суслов!) секса, ни вообще проблем противопоставления личного и государственного. Конечно же, проблемы были. Но не для официоза. Не для книги.

Впрочем, и это пустяки. Глупо критиковать хорошо написанную книгу только потому, что идеологическая подоплека оной - мне не по душе. (Еще глупее спорить на эту тему с покойным уже автором!) Книга написана. Что в ней хорошо, а что плохо - ее личное дело. Как бы мне ни были омерзительны некоторые поступки, скажем, братьев Карамазовых, я не устрою полемики о нужности "Братьев", увольте.


Вот что не пустяки.

Мы играем в трилогию Толкина. Она пришлась нам по душе. И чаяния ее персонажей совпали с нашими чаяниями!

Так, играючи, мы перетащили "средневиковье" в наш мир. Повторив тем самым славный поступок Гитлера, который тоже очень верил в то, что и доблесть и любовь должны служить прежде всего неким геополитическим интересам.

Где-то читал: Толкин был противником немецкого национал-социализма (см. письма Толкина тех лет), ну-ну. Хорош противник. Орков убивают только потому, что они орки, а эльфы восхитительны только потому, что они - эльфы. Да, книга - летопись прежде всего, но - черт возьми! - мог ведь "аполитичный" автор задуматься о том, что "тьма с Востока" и орки под красными знаменами способны навести оных читателей на очень интересные размышления?!

Книга, весь смысл которой сводится фактически к доказательству того, что государственное везде и всегда доминирует над личным. Книга, напичканная примерами оголтелого расизма и национал-шовинизма...

Эта книга стала той, в которую мы играем. И которой подчас - живем.

Итак.

Попробуем разобраться.


1. Удобно жить в детерминированном мире. Никто ни за что не отвечает (не на словах - на деле). Жизнью правит "фатум", рулят которым некие "высшие силы"; дураки их боятся, а подлецы... (см. далее)

2. Поэтому любое насилие легко оправдывается супер-целью. С предварительной ссылкой на волю тех самых "высших". (Почему Гондор должен победить? Потому что он Гондор!)

3. В подобном мире, в подобной системе мы, кстати, и жили. (Шутки в сторону, в подобных системах живет все человечество; вы читали списки запрещенной литературы в школах США, оплоте "демократии"? Думайте.) Здесь - сошлюсь на нашу, родную, систему. Кто-то ее еще помнит. Пионерские (и не только) лагеря, постоянные детские игры в "войнушку", переходящие потом в битвы за урожай, за портфели, за места в Политбюро и т.п. Кто не помнит - спросите у старших товарищей или почитайте газеты тех лет - сплошное Гондорское Средиземье!

4. Но этот наш мир рухнул. По тем или иным причинам (я полагаю: о них - не в этой статье). Наше советское фашио ("связка", "общность") распалось. Более всего пострадали дети, подростки. Те, кто постарше, помнили еще свои лагеря с их зарницами, парадами... "средневековьем". А те, кто помладше... Да, они не знали, но их продолжали так воспитывать. Да и что говорить, у нас на воспевании этого "фашио" была построена почти вся детско-подростковая литература! И вдруг - социальная пустота.

5. "Помог" Толкин. Его мир оказался очень похож на тот, которые мы потеряли. С маленьким отличием. С маленьким отличием в одно лицемерие: не зазорно было читать книги Солженицина и носить клешеные джинсы, опасно (тогда еще!), но - не зазорно. То есть с собственной гос.машиной подавления мы (каждый по своему) - спорили. Хотя бы задним числом. А вот эльфийско-гондорскую машину подавления мы уважали. И верили, что диссидент в Средиземье - не иначе как сволочь. Что, скажите не лицемерие?

6. Или когда юноши-толкинисты "косят" от армии, - вспоминают ли они, как это называлось в любимом ими, скажем, Гондоре. Арагорн и Боромир - они защищали свою страну (от кого и как - это уже отдельный разговор), а что могут предложить в свою очередь нынешние мечемашцы? Многие ли из них, научившись крутить мечом во славу Мории, Гондора, Мордора и т.д., отправились после с автоматами и гранатометами защищить границы нашей страны во славу России или хотя бы Англии?


Почему?

Потому что легко играть в фантики. Легче легкого, выбрав себе звучное имя и выучив несколько игровых па с "дрыном", горделиво поплевывать с высоты прочитанной книги.

Не самой, повторюсь, доброй книги. Злой, жестокой.

Слава богу, если она кому-то помогла в личной жизни, помогла найти свое место в обществе.

Но вы, читающие, играющие и живущие ею, - думайте. Знайте, о чем она, кроме того, что просто - часть истории какого-то мира. Играйте с открытыми глазами. Играйте шовинизм, играйте сталинизм, играйте толкинизм, играйте черта в ступе. Но: отдавайте себе в этом отчет.

А то нам все кажется, что мы плаваем в нейтральных водах, все кажется, что мы видим красивые сказочные сны. Все кажется, что мы - играем. Не надо себя обманывать.

Мы так живем.


С уважением,
Роман Шебалин, ансамбль "Навь". осень 2000.

HABb.rinet.ru.
HABb.da.ru.

Размещено: 25.10.00