Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Келег

Толкин, христианство и ролевые игры

Некоторое время назад в европейской части России прокатилась волна критики ролевых клубов под тем предлогом, что они противоречат христианству – атака шла даже не со стороны церкви – со стороны слишком ревностных ее адептов. Были обвинения в том, что Д.Р.Р. Толкин проповедует язычество и вообще ведет молодежь к разложению и тьме. Я много слышал об этом на Зиланте, а по приезду с него получил письмо от Хильдигарда Тука (Павла Белых, председателя Хабаровского клуба ролевых игр Бриг) с похожими высказываниями. Приведу цитату: «Начиная с игрового язычества неизбежно придешь ко Злу. Сегодня это перешло все границы. Забыв, что мы русские по вере и крови, мы отвернулись от этого мира и подобно секте создали свою вселенную. Уподобились Творцу, не будучи им, сотворили кумиров, нарушив заповеди, и теперь пытаемся удержать завесу, упорно обнажающую гнилое тело безнравственного ролевого движения»

Ну что ж – давайте разберемся. Начнем с начала. С чего начались массовые ролевые игры в России? Правильно, с Профессора.

Толкин и христианство

Хильдигард прислал мне в письме статью одной из воронежских газет. Думаю, если он сделал это – он согласен с ее содержанием? Что же там пишется?

«Если говорить строго, особая любовь Толкиена к христианству и религии вообще современниками замечена не была. Но вот увлечение средневековой мифологией даром не прошло - из-под пера ученого появляются совсем не научные книжки»

Про Сильмариллион

«Гораздо проще доказать, что сказки Толкиена пропитаны хорошо загримированным язычеством. В них вы не найдете ни одной идеи о Боге, в отличие от того же Льюиса. Зато магии предостаточно: герой может победить злого врага, но с помощью заколдованного меча, волшебного кольца и друга-мага. То есть явно оккультными методами. Стоит добавить, что сюжет книги сдобрен большой порцией пантеизма и примитивного анимизма».

Ну, и делается соответствующий вывод:

«Если кто-то решит, что я сгущаю краски и просто придираюсь, прошу подумать еще вот над чем. Не готовит ли фэнтези благодатную почву для увлечения (на этот раз серьезного) оккультизмом? К чему легче перейти после волшебных колец и магических мечей - к Библии или к Практической магии?»

Скажу сразу – я не верю в Бога. Потому возражать, мне сложно… но я попробую.

«Властелин Колец» – насквозь христианская книга. Это считается настолько общим фактом, что я даже спорить не буду – прочитайте хотя бы комментарии к изданию в переводе Каменкович-Каррика (коричневое с золотом) – там огромное количество аргументов и цитат из писем Толкна и его современников. Газетчик, писавший ту ругательную статью просто многого не знал – но человеку, который считал себя толкинистом такие ляпы не простительны. Толкин не скрывал, что писал эту книгу именно как христианскую и на Западе ВК является рекомендованным для христиан чтением.

С Сильмариллионом все чуть сложнее. Не в том смысле, что там Толкин проповедует язычество – совсем нет! Среди верующих существуют разные точки зрения – получилось ли в Сильме у Профессора то, что он хотел или нет. Мнения разные, кто хочет их узнать поподробнее – прошу.

Толкиен и христианство статья Эстеры (вы ее помните? Она была на МИФах, сама верующая и ролевик одновременно.)

Сотворение мира в мифе и сказке современности Статья о Толкине православного священника.

Некоторое время назад в интернете был большой бой на форуме, где ультрахристиане пытались доказать что Толкин – гностик, но были уличены в незнании Библии и отступили. К сожалению, форум тот закрыт, а его архив я пока не нашел, но обещаю приложить все усилия для поисков.

Но вернемся к нам, к ролевикам. Не к тому, что хотел Профессор, а к тому, что получилось в России.

Ролевые игры, христианство и свобода совести

Рассказать я хочу про то, где я был этим летом. Про ХИ-2000 «Ангельские войны». Эту игру делала Лариса Бочарова (Лорка), и она попыталась ее сделать, сделав акцент именно на христианском аспекте у Толкина. Кто хочет подробнее – см http://mif.irk.ru/dol_amroth/aw.zip

Скажу сразу: у ней многое получилось. И говорю я это не только за себя… Я почувствовал, что значит Верить. Я увидел красоту мира, в котором есть Бог. Никогда я теперь не смогу относиться к верующим по-прежнему, (я считал их слабыми) ведь я их теперь понимаю…. Если б у меня к тому моменту не было своей, сложившейся концепции мира – я бы стал христианином. А ведь это была просто игра…

Просто ли? Люди меняются под влиянием игр. В этом – сила ролевого движения, но в этом и опасность. Ролевые игры – мощный инструмент, могущий полностью перевернуть сознание, и тем, кто их делает всегда нужно помнить об этом.

Мастер, делающий игру, капитан, делающий команду – они должны задумываться о том, к чему приведут их усилия. Они должны ответить на вопрос: что вынесут с игры те, кто в ней участвует, что останется в их душах после нее… Если они этого не делают – я считаю это безответственностью. Прежде, чем делать, нужно думать! Впрочем, как и в остальной, неролевой жизни, где плата за ошибку еще больше.

Единственное, в чем я согласен с Хильдигардом – ролевые игры могут привести к язычеству. Как, впрочем, и к любой другой религии. На игре многое понимаешь – можно понять и религию. Плохо ли это? Думаю, нет. У нас в России светское государство, и каждый имеет право верить в то, что он хочет. Если он не мешает жить и верить другим.

Плюс ролевых игр в том, что это игры. Человеку дается возможность попробовать различные типы поведения, различное мировосприятие и выбрать свое. Уже сознательно выбрать, не «за лозунги», а попробовав на собственной шкуре.

О Добре и Зле

Однажды, на СибКоне в Томске я был свидетелем мощного темного обряда. Делал его Баграт, бывший назгулом на первой ХИ. Было так: сидим, разговариваем… вдруг приглушается свет и появляется процессия из людей в черном во главе с Багратом, несущих на плечах тела девушек, тоже одетых в черное. Звучит зловещая музыка, тела девчонок сваливают в центр зала (они падают и застывают на полу, как статуи) вокруг начинается танец, и тут «статуи» начинают оживать. Видели, как в фильме «Солярис» оживала замороженная девчонка? Все это было страшно, но завораживало… И было темно – после того, как все закончилось, народ некоторое время потрясенно молчал. Потом все потихоньку начало возвращаться «на круги своя» но оставался в душе осадок – неправильно все это было! Так вот – через некоторое время я обернулся на шум и смех. И увидел процессию людей… не в черном, опять несущих девчонок, которые отнюдь не выглядели мертвыми и иногда визжали. К одежде первого был приделан плакат, на котором было написано: «Баграт». Девчонок опустили в центр зала и под веселую музыку закрутился танец… И темный осадок в душе испарился без следа!

К чему это? Ребята – молодцы, сориентировались и разогнали тьму. Так и надо действовать не запрещать и не наезжать – просто показывать, что Добро-то, оно ведь сильнее. «Правду говорить легко и приятно» говорил Иещшуа. Злой человек не бывает счастливым. Нельзя никого насильно сделать добрым и светлым. Я пробовал играть темных, я пробовал играть светлых. И я сделал свой выбор.

А лишать человека выбора, лишать свободы – это ли не зло?

«А что если большинство вокруг выбирает тьму, скатывается в сатанизм и прочее?» Чаще всего, это бывает тогда, когда те, кто называет себя светлыми и добрыми, на самом деле ими не являются, лишь приклеивая к себе этот ярлык и обзывая других неправыми. Нельзя СТАТЬ добрым – можно им только БЫТЬ, все время делая добро. Просто потому, что этому миру его всегда не хватает. Потому, что хочется сделать что-то хорошее.

Никто не имеет права решать за других, какими им быть – он может только показать, лучше на своем примере – как можно жить. (играть, любить, ….). В общем – считаешь себя светлым – борись против тьмы светлыми методами. Живи так, чтоб остальным захотелось чего-то похожего.

Ведь если человеку показать (не приказать, не заставить!), как можно быть счастливым, да неужто он не попытается сделать так же?

Вот и все!

Келег,
Владимир Потапов 18.11.2000

Размещено: 19.04.01