Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Катриона Форманс

Фигня символическая, одна штука

Ответ на Толкин и толкинизм: взгляд справа Дарт Вальтамский


Во времена моей позднекомсомольской и раннеперестроечной молодости была весьма популярна донельзя циничная забава, основанная на доведение до абсурда советской литературной критики - доказательства присутствия в произведении какой-нибудь штуки, о которой сам автор и в кошмарном сне подумать не мог. Вроде как доказать глубоко антикоммунистический характер творчества Маяковского или небезызвестного красного графа, милитаризм произведений Ремарка, антисемитизм Фейхтвангера и ты ды.

Похоже, Дарт Вальтамский те бесшабашные времена не застал и оттого относится к жизни чересчур серьезно. Вся его офигенных размеров статья, уступающая разве что писаниям пресловутого Бальтазара Эста со товарищи и монументальному трактату Mrs Twinkle, основана на одной единственной ошибке - чересчур серьезном подходе к символам.

Особенно это относится к его рассуждениям о символах, сторонах света, материке и островах, Геноне и иже с ним. Это собрание художественно обработанных фэндомских мифов полуниэнистского толка основывается на очень поверхностном знании Толкина. "Сильмариллион" автор читал, но вот до "Неоконченных", не говоря уж о Лостах, он явно не добрался.

Ну и естественно, перед тем, как искать потайной смысл в работах образованного английского филолога, стоило бы расширить свои знания в области семиотики и герменевтики, потому как иначе этот поиск будет похож на глушение рыбы мегатонным фугасом. Поскольку Дарт Вальтамский без особого пиетета относится ко всему, что с гнилого запада, ограничусь ссылками на российских исследователей, авось кому-нибудь из его читателей и пригодится, чтобы не принимать на веру подобное наивное литературоведение в худших традициях фэндома, маскирующееся наукообразными формулировками. Лотман (весь), Минц (весь), Пропп (законченные работы, а то в последнее время кучу черновиков наиздавали), Бласс ("Герменевтика и критика"), Пятигорский (цикл лекций "Мифологические размышления"). Хватит для начала, кто это осилит, тот и с остальным разберется.

Примеры? Да сколько угодно.

Нуменор - художественное отражение атлантистского мифа? Ню-ню. Между прочим, согласно UT Нуменор имел форму пятиконечной звезды, а уж этот символ в современной мифологии имеет вполне однозначную интерпретацию.

Океанические державы у Толкина - благословенная земля? Не смешите мои тапочки, господа. Это Нуменор-то благословенная Земля? С его Тенью, Сауроном, Ар-Фаразоном, черным храмом. С семейными склоками Алдариона и Эрендис - еще в старые, "дотеневые" времена. Да и "Тал-Эльмар" почитать перед тем, как утверждать подобное не помешает. Да и благословенность Валинора, мягко говоря, весьма преувеличена. Именно там Мелькор совращал неокрепшие души, лилась кровь в Альквалондэ, звучала клятва Феанора, ползала Унголиант.

И в целом, обратите внимание, - ни одна из океанических и прибрежных держав, колоний и крепостей долго не протянула. Нуменор затемнился и утонул, Умбар просто и незатейливо затемнился, Валинор с Тол Эрессеа скрылись из кругов мира. Нехорошо сложилась судьба Виньялондэ, Балара, Гаваней Кирдана (Первой эпохи). Зато всяческие лесные эльфы и Эдайн Средиземья ни пропадать, ни затемняться не собирались.

И еще. В Валиноре Серебряное древо угробили, в Нуменоре - Белое древо еще и сожгли, а в материковом Гондоре оно спокойно умерло своей смертью и в положенный срок возродилось к жизни

И еще. В море живет небезызвестный Оссэ. Ы?

И еще. У хоббитов (alter ego Толкина, BTW) море вызывало инстинктивный ужас. И после этого кто-то будет говорить о благословенности Моря?


Но это еще цветочки. Ягодки будут впереди. Ягодки появляются, когда у Дарта Вальтамского руки доходят до господ фэндомцев. Нет, я сама терпеть не могу иных глюконавтов, гроссмейстеров наивного литературоведения и больных тяжелыми формами графомании, но во-первых не все же такие экспонаты для кунсткамеры, а во вторых, не стоит приписывать влиянию заокеанских политтехнологов и недобрых метафизических сил то, что объясняется обычной человеческой дуростью, широко разбросанными понтами и элементарным отсутствием хорошего воспитания.

Про кухонное антихристианство коллег-фэндомцев не говорил только ленивый. Ну хочется людям поиграть в великих свободолюбцев и вольномыслов, да так, чтобы при этом морду не набили и киллера не подослали. А при таком раскладе остаются два серьезных объекта для серьезных нападок - христианство и США. Однако нападающего на США могут счесть наймитом русских изоляционистов и российских производителей куриных окорочков, а многочисленные нелюбители христианства пока не сорганизовались в нечто более-менее серьезное.

Дальше - глубже. Фигурно цитируя Иллет с Мисти, Дарт Вальтамский сам начинает заниматься наивным литературоведением в его наиболее примитивной и грубой форме. О различии между "внутренним автором" и "внешним автором", судя по всему он не слышал, а зря. Так что вывод о солидарности Иллет с гуннами, а Мистардэн - с аборигенами Ормаллена - фигня фигурная, неизящно притянутая за уши.

Про заигравшихся игрунов вообще особенно говорить не стоит. Явление универсальное, одни заигрываются в ролевые игры, другие в "апологию православия", третьи - в рулетку.


Ну и напоследок. Дерево, как известно познается по плодам. Так вот, случаев обращения в христианство благодаря толкиновским текстам известно ой как немало. Даже "По ту сторону рассвета" за жалкие полтора года публикации на "Куличках" дало три обращения. Обратился ли хоть кто-нибудь благодаря статьям господина Вальтамского?


С наилучшими пожеланиями,


P.S. В споры о еретичестве католичества ввязываться не буду. И без того сказано немало, а я, католичка, боюсь оказаться слишком пристрастной в споре с этим околоправославным, извините за выражение, автором.


Размещено: 30.07.04