Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Гилдор

Апология Феанора,
или
Новая попытка обобщения

Вступление

Точка зрения Толкина на историю с Сильмариллами - это точка зрения верных людей Запада, к которым можно отнести и хоббитов. Ниена писала от лица людей, отвернувшихся от Света. Фантазии Перумова не имеют к Арде никакого отношения. У Толкина была история, корни которой люди получили от серых эльфов и затем развили в соответствии со своими представлениями. У Ниены история своими корнями уходит в легенды врагов эльфов - людей, пошедших за Морготом и Сауроном. Здесь же будет история такой, как она представляется непосредственным участникам событий Войны за Сильмариллы. В этой истории не будет благоговения перед мощью Валаров, какого бы цвета не были их одежды. Здесь будут показаны их истинные поступки, рассмотрены мотивы, проанализированы следствия. Мотивы оказались не совсем чистыми, поступки не всегда достойными, а следствия не всегда просчитанными, как хотелось бы людям. Истинная роль Валаров была изначально на Арде несколько преувеличенна. Роль подготовительного этапа, где они действительно играли исключительную роль, была искусственно продолжена в те эпохи, где им отводилась только роль хранителей.


Феанор был абсолютно прав. Его точка зрения была наиболее точно изложена в "Потерянных сказаниях". Несмотря на незаконченность этой книги, можно выявить главный мотив его возвращения в Средиземье: помешать людям занять господствующее положение на Арде. Но ему пришлось столкнутся и с гневом Валар и с планами Моргота. Сильмариллы - это символ эльфийского превосходства перед всеми остальными существами на Арде. Может быть они были каким-то источником силы и точкой опоры для планов Феанора по восстановления Истинной Арды, где эльфы должны были стать тем, кем их задумал Илуватар. Но борьба Валар между собой помешала им исполнить свой долг: подготовить Арду к приходу эльфов. Более того, они опустились до того, что стали использовать эльфов в своих играх. А когда стало ясно, что эльфы не годятся быть пешками в чужой игре, то они сделали людей. Феанор погиб. Надо помнить о том, что все, что известно о нем, мы знаем в изложении его врагов.

Теория Многомерности и ее приложения

Все события истории Сильмариллов рассматриваются здесь с точки зрения теории Многомерности. Чтобы быть правильно понятым, вначале о том, что я под этим понимаю.

Многомерность

В основе своей концепция Многомерности взята мною из Розы Мира Даниила Андреева. Там ей соответствовало понятие многослойности. Но в отличие от Д. Андреева я не являюсь христианином и вообще отрицаю монотеизм. Мое мировоззрение основывается на Веданте. Понятие монады, которое используется в данной работе, отличается оттого, что использовал Лейбниц или Даниил Андреев. Я не использую в своих рассуждениях такие понятия как "Бог-Творец", "Создатель" и т.п., но слово монада мне нравится. По-гречески оно означает именно то, что я хочу сказать - элементарное сознание. Оно соответствует понятию Атман индийской философии. Что же такое сознание, да еще и элементарное? Было бы затруднительно в короткой работе, целью которой является обзор истории Сильмариллов, достаточно ясно это объяснить и доказать правомерность такой точки зрения. Поэтому я отсылаю тех, кто не знаком с основами индийской философии, к работам Свами Вивекананды и других индийских философов. Для остальных достаточно будет напомнить, что есть такая стройная и непротиворечивая теория, которая считает, что сознание является основным свойством всего существующего.


Элементарным понятием геометрии является понятие точки. Из школьного курса геометрии известно, что в нашем пространстве положение любой точки описывается тремя переменными: длина, ширина и высота. Чрезвычайно продуктивно оказалось совместить понятие геометрической точки и понятие монады. Первым сделал это в начале 20 века Г.Успенский. Его "Новая модель Вселенной" явилась основой следующих рассуждений.


Вот что понимается под многомерностью в данной работе. Точка - ноль координат: монада в данный момент времени и в данном месте пространства. Прямая - множество точек, одна координата: судьба монады. Отсюда берется понятие времени. Это способ осознания себя (трехмерного) в многомерном пространстве. Почему время кажется одномерным: это свойство памяти. Настоящее только точка в многомерном пространстве, оглядываясь назад мы видим путь который мы прошли, но не видим альтернатив. А так как монада ноль-мерна, то и получается прямая. Плоскость - множество прямых, две координаты: данный момент времени для одной из проекций монад. Трехмерное Пространство - множество плоскостей, три координаты: совокупность всех монад в данный момент времени. И так далее. Человеческое сознание очень хорошо работает с одномерными объектами, хуже с двухмерными, совсем плохо с трехмерными и совершенно беспомощно в обращении с большим числом координат. Но по аналогии с трехмерным или двумерным пространством можно предположить, о чем идет речь, когда говорится о четырехмерном или пятимерном пространстве.


Следующий шаг - введение понятия дробной размерности пространства. Пожалуй, это самое сложное для человеческого воображения. Но это именно так, переход от одной размерности к другой происходит не резко, а постепенно. Поэтому размерность пространства и размерность тела может быть выражена не только целыми числами. Размерность же сознания всегда только целое число. Для более простого восприятия границы между разными Мирами иногда используют понятие открытости Мира. Но это означает только то, что разница размерностей этих Миров не очень велика.


Размерность пространства, размерность тела, размерность сознания существа - все эти понятия становятся понятны из предыдущих строк. Возникают вопросы: чем определяется размерность монады? От чего зависит проявление конкретной монады в конкретной обстановке? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо ввести еще одно понятие: матрицы пространства. Это основа конкретного Мира. Своего рода канва, по которой монады ткут узор жизни. Уровень развития монады определяется прежде всего уровнем познания Мира. И проявление монады зависит от ее кармы, т.е. от предыдущей жизни. Монада это функция, а матрица - аргумент. Жизнь монады это выражение ее функции. Еще один постулат: монады существуют в двух видах - эльф и животное. Разница между ними это разница в способах познания Мира. Образно говоря, эльфийский Путь направлен вовне монады, а Путь животных вовнутрь монады. Дальше об этом будет сказано подробнее. Первое, что надо отметить - оба Пути равноправны и равноценны.


О времени

Время есть следствие ограниченности сознания по отношению к реальности. Именно поэтому и существует понятие прогресса. Почему время имеет только одну координату, т.е. одномерно? Именно потому что размерность сознания на единицу меньше реальности. Время - это способ сознания охватить реальность. Если бы сознание было равно реальности, то значит времени бы не было. Было бы известно все и сразу, но не было бы саморазвития. Как в раю. Или у Валар. Время одномерно, когда разница размерностей между реальностью и сознанием равна единице. Но если эта разница больше, то время становится многомерно.


Сумма размерностей пространства и времени равна размерности сознания. Если разница между размерностью сознания и пространства больше единицы, то возникает многомерное время. Для миров с размерностью меньше трех, отображение четырехмерного сознания раскладывается на двухмерное пространство и двухмерное время. В двухмерном времени нет детерминированности. Нет последовательности и причинно-следственной связи в нашем понимании. Это невозможно представить. Поэтому для живущих в одномерном времени те миры кажутся совершенно непостижимыми. Но многомерное время дает сознанию невообразимую, немыслимую свободу. Если перемещается не точка, а прямая, то т.к. прямая бесконечна, следовательно в ее пределах находятся все возможные варианты событий. И при проецировании многомерного времени на одномерное, сознание способно мгновенно перескакивать между наилучшими для себя вариантами. Это тоже магия. Нет, скорее, колдовство. Это не знание природы или себя, это использование в сиюминутных целях запрещенных приемов, эксплуатация знания, ведущая к утяжелению кармы. Возможно, именно в этом смысл изначального замысла Моргота, именно поэтому он стремился понизить размерность Арды. Ради получения этой свободы. Соблазн многомерного времени. Соблазн Хаоса. Дракон не мог не соблазнится. Но плата за эту свободу чрезмерна. Почему? Медленный и постепенный путь развития монады в одномерном времени дает возможность накопить опыт, приобрести мудрость, стать больше, чем она была. Так как сознание это точка. Если точка размазывается в прямую, плоскость и т.д., то тогда движение точки останавливается, движутся лишь ее проекции. Поэтому, кстати, не бывает в темных мирах развития с самого начала, с нуля. Туда попадают только приобретя какой-то опыт. Отражением этого является то, что Темные не создают монады, а только привлекают на свою сторону. Но у этой темной медали есть и светлая сторона, есть и положительное. Опыт, который получает монада в рамках бесконечной свободы совершенно особого рода. Пройдя через мириады колебаний от наслаждения к страданию и обратно, монада устает от этой свободы, и вырвавшись в одномерное время, идет вперед намного быстрее тех, кто никогда не срывался. Правда, вырваться способны только самые сильные. То есть те, кто соблазнился достаточно поздно. Для остальных - путь ведущий к развоплощению.


Здесь есть аналогия с человеческим сознанием. Пусть не в реальности, а в воображении, но человек тоже живет в многомерном времени. И пусть эта многомерность является пародией на реальность, но результаты похожи. Фантазия способна переносить, проецировать себя, свое сознание в разные варианты, в разные пространства. Конечно, с большей или меньшей степенью соответствия реальности. Но выбирая среди различных вариантов лучший для себя (с сиюминутной точки зрения) человек поступает так же, как и демон, живущий в Аду. Вот где принципиальное отличие человека о животного и от эльфа. Животное не обладает фантазией, оно живет здесь и сейчас, и поэтому поступает в соответствии с законами Порядка, путь его прям, хотя и долог. Эльф же, живя реальном Мире, видит и знает свой Путь. Его мыслительная деятельность тоже лежит в рамках законов Одномерного Времени. Его фантазии никогда не уводят его в сторону.


Демон, как существо Мира Хаоса, в отличие от человека реально существует в многомерном времени, поэтому его действия более последовательны и точнее достигают своей цели. Можно сказать, что демон это человек в реальности Хаоса. Или человек это отражение демона в мире Порядка. Но суть у них одна, это полуэльф-полуживотное. Только так можно объяснить, как знания внешнего Мира, по сути эльфийские, становятся на службу потребностям животного, почему движущие силы развития животного - удовольствие и страдание, подчиняют себе эльфийскую потребность познания Мира.


Плоский Мир

Многомерные миры не обязательно должны представлять собой сферу, как наш трехмерный. Они могут быть и не такими протяженными как наша Вселенная. Модель мира древних: плоская земля на трех слонах, те на ките, и все это в Океане, возможно, в аллегорической форме описывает именно многомерный мир. То что на севере Амана были льды, не значит что там по близости был полюс. Там была граница между более и менее многомерными мирами. Но окончательно эти миры разъединились после похода нуменорцев.


До создания Деревьев времени в Валиноре не было. Это означает, с точки зрения теории многомерности, что размерность пространства Валинора была равна размерности Валаров, т.е. пяти. После создания Деревьев размерность стала равна четырем. Сам факт создания Деревьев, таким образом, означает понижение размерности. Сами деревья остались пятимерными, а все остальное пространство стало четырехмерным. Тогда становится понятно, что после уничтожения Деревьев Валары никаким образом не смогли бы их восстановить. Уничтожение Деревьев могло быть произведено существом очень низкой размерности пространства и многомерного времени, такой и была Унголианта. Существо из Хаоса. Сумма ее размерностей была не меньше пяти, иначе она не смогла бы поглотить пятимерные Деревья. Но пройти в Валинор без помощи Моргота она бы никогда не смогла.


Солнце и Луна

Не случайно появление людей связывают с появление на небе солнца и луны. Это верный признак того, что пространство Арды стало почти трехмерным. Только присутствие Сильмариллов затормозило этот процесс. Но с их уходом пространство стало полностью трехмерным. Дело в том, что свет солнца и вообще небесных тел распространяется в многомерном пространстве значительно лучше и не так прямолинейно как в трехмерном пространстве, поэтому эти источники света не были связаны с точками на воображаемом куполе неба. Если принять во внимание, что общий уровень света при переходе от четырехмерного пространства к трехмерному значительно понизился, то период ослепления можно объяснить адаптацией к новым условиям освещенности: если раньше свет был мягко разлит везде, то теперь он сконцентрировался в одной точке. Именно это, а не красивые и ничего не объясняющие слова которые вложила Ниена в уста Моргота, что они де не видят солнца и прочие небесные тела потому что "их глаза закрыты", было причиной отсутствия солнца и луны на небе во время, предшествующее появлению людей.

Кстати, если в Валиноре тоже появилось Солнце и Луна, то значит он тоже стал не совсем четырехмерным.


Природа Света

Как много было поломано копий в обсуждении этой темы! Но с точки зрения теории многомерности все становится совершенно прозрачно. Свет - это субъективное ощущение того или иного пространства с точки зрения отношения размерности пространства к размерности наблюдателя. Всегда более многомерная реальность кажется менее многомерной личности потоком света. И наоборот, менее многомерная реальность кажется темной. Обитателям реальности так не кажется. Они воспринимают свой Мир, так же как и мы свой. Именно поэтому, например, Фродо показалось, что эльфы, которых он встретил в начале путешествия, излучали свет. Продолжая рассуждение, можно предположить, что Живой Свет Эру - это шестимерное пространство Эру с точки зрения пятимерных Валаров. Светильники - каналы связи между Эру и Ардой. Без Светильников Арда стала неустойчивой системой и точка равновесия сместилась из пятимерного в трехмерное пространство. Деревья - каналы связи с пятимерным миром. Без них Валинор стал четырехмерным, так как он был искусственно изолирован от остальной Арды. В нем только и могли оставаться эльфы и уплощенные Валары.


К вопросу о Свободе

Свет - признак более многомерной реальности, чем наблюдатель, а Тьма - менее многомерной. Существа из более светлой реальности кажутся темным менее свободными. Это происходит потому что размерность сознания, как уже было сказано, на единицу меньше, чем сама реальность, в которой существует тело, поэтому размерность тела темных равна размерности сознания светлых, а при условии равенства размерностей тела и сознания нет свободы воли. Но тела Светлых обладают более высокой размерностью, о чем Темные не могут даже иметь представления.


Так как Мир имеет огромное количество размерностей, то, в конечном итоге, и Темные и Светлые изучают одну и ту же Реальность. Их знания относятся к одному Миру. Но так как Светлые имеют размерность больше, чем Темные, то относительно одного среза реальности в смысле размерности, их знание охватывает больше вариантов, они видят больше последствий своих поступков, поэтому, зная наперед (с точки зрения Темных) они не могут позволить себе того, что могут Темные. Ведь зная плату, например, за удовольствия никто в здравом уме не пойдет на такой обмен. А Темные идут. Им не ведомо, чем и как им придется расплачиваться. Поэтому конечная победа всегда будет на стороне Света.


"Свет не есть Добро"

Одномерное мышление человека стремится к дуализму. Человеку очень легко ориентироваться когда есть только две оценки - "хорошо" и "плохо". Но мир сложнее, чем кажется человеку. Мир нельзя изобразить используя только две краски - черную и белую. Но даже в этой проекции человек не может даже приблизительно верно отобразить реальность. Типичный пример человеческого заблуждения - деление Мира на Добро и Зло.

На первый взгляд может показаться, что это деление есть упрощенное представление человека о противостоянии Света и Тьмы, Порядка и Хаоса. Но это только на первый взгляд. На самом деле здесь допущена грубая подмена понятий, приводящая того, кто пытается рассуждать и оценивать различные явления по этой шкале ценностей к ложным выводам. Дело в том, что человек пытается определить что такое "хорошо" и "плохо" относительно себя. Добро - это все то, что хорошо и приятно. Людям. Все то, что несет удовольствие. Людям. Все то, что не Добро - это Зло. Зла так много в этом мире, а человеку свойственно избегать неприятностей. Такое простое и понятное одномерное деление Мира. Для одномерного умишка людей. Понятие Света не отменяется, оно просто сначала отодвигается на второй план. Затем объявляется, что Добро, а следовательно, и Благо людей противостоит Злу. И между ними идет извечная борьба, опять же за человека. Вроде бы почти все правильно, и это первоначальное упрощение можно объяснить как необходимое для понимания темными людьми извечного противостояния Порядка и Противопорядка, Света и Тьмы. Но это, кажущееся невинным, упрощение постепенно меняет весь смысл миропонимания. Свет не всегда несет Добро, значит он не Добро. Результат - люди во имя Добра действуют в русле Тьмы.

Силы Света отнюдь не добрые. Они справедливые, милосердные, но не добрые. Отклонение от справедливости не приносит реального облегчения. Потому что жизнь - это школа, которую каждый должен закончить сам. Напротив, силы Тьмы, могут стать для кого-то добрыми, но только для того, чтобы выполнить свою текущую задачу. И в результате объект их внимания получит страданий намного больше, чем было бы без их вмешательства.

Об эльфах, людях и животных

Разные Пути

Как уже было сказано, познание монады животного направлено вовнутрь себя, у эльфа - наружу. Путь животного - это путь с нуля до бесконечности вверх, а путь эльфа - это путь от нуля до бесконечности в горизонтальной плоскости. У животного - путь почти бесконечных перерождений, в течение которых опыт монады достигает своих высот, у эльфа - одна, но почти бесконечная жизнь, в течение которой его монада учится познавать весь Мир. Отсюда и эльфийская способность к магии: это всего лишь следствие истинного понимания истинных законов мира. У них разные пути, которые пересекаются только в одной точке. Эта точка и есть смысл существования и животного и эльфа. Эта точка находится где-то в конце пути как животного так и эльфа. Поэтому это пересечение - не человек, а, скорее, сфинкс - гармоничное сочетание, а не борьба. Человек - антипод сфинкса. Именно в создании сфинкса был смысл создания Арды. Валары поторопились - и создали самозванца - человека. Есть Путь перерождений - познания себя и есть Путь познания мира. Совмещение этих двух путей в человеке выглядит бессмысленным. Его перерождения не зависят друг от друга так, чтобы путь познания Мира был преемственным. Познавая себя, он все отчетливее видит свою биполярность, и неизбежно приходит к отрицанию одной из своих сторон. Именно поэтому он стремится к самоуничтожению. Кроме того, становится понятно, почему люди так боятся смерти. Для животного - смерть нежелательный, но неизбежный итог очередного перевоплощения. Для эльфийской части человеческой души такой исход непостижим. Отсюда и метафизический страх перед смертью.

Хроа и феа

Противопоставление хроа и феа - это аберрация христианских (у Толкина) понятий души и тела: животные души не имеют, а вот люди - имеют. Вместо этого искусственного деления предлагается более продуктивное объяснение различия между эльфами и животными: различие пути развития элементарного сознания. При этом остается место для уважения животного мира и вообще остальной природы, т.к. эти два Пути независимы и равноправны. Отрицание же у животных наличия души или феа предназначено для оправдания потребительского отношения к природе. Это не по-эльфийски. Кроме того, понятия души и тела заводят в тупик, когда пытаются объяснить происхождение троллей и орков. Так как монада вечна, то нет никакого акта творения монады, а есть только возможность создать условия для ее проявления, следовательно Эру можно оставить за скобками рассуждений. С этой точки зрения у Моргота действительно было достаточно сил, чтобы создать условия для проявления низких сознаний.


Если понятие феа можно соотнести с понятием сознания, то с хроа все несколько сложнее. Понять точный смысл этих понятий поможет сравнение Валар и эльфов. Валар мог при желании менять свое тело, или вовсе обходится без него. Это значит, что феа Валара была настолько сильна, что могла создавать себе тело по желанию. У эльфа же силы феа хватало только на то, чтобы бесконечно поддерживать существование хроа, которое он не мог сам создать. Но и эта поддержка имела свои пределы: если хроа получало очень сильные повреждения, то феа не могло их исправить. Например, Маэдрос не мог отрастить себе новую руку. Как уже было доказано, феа Валара пятимерна, а эльфа четырехмерна. Следовательно, для создания хроа необходимо быть пятимерным, потому что размерность Арды пятимерна. А хроа представляет собой узел, вихрь в пятимерном пространстве, который дает проекции на все измерения. То есть хроа не просто проекция феа, это стержень, проходящий через все проекции феа. Это повозка, которой феа управляет. Как же происходит появление нового эльфа на свет? Откуда берется новое хроа для новорожденного? Видимо, при зачатии происходит такой выброс энергии, что в ткани пятимерного пространства образуется новый узел, который связывается с феа, желающей родится. Возможно здесь необходимы усилия всех трех сторон. То есть сил троих четырехмерных хватает на тоже что и у одного пятимерного. Такое соединение усилий возможно только раз в жизни.


В трехмерном пространстве происходит все по схожей схеме, с той разницей, что несмотря на то, что Арда пятимерна, создается узел только в четырехмерной проекции, следовательно энергетические затраты намного меньше. Таким образом, у животных и человека может быть намного больше детей, чем у эльфа.


Эльф - недостижимый идеал человека.

Это сверхчеловек Ницше: "Как обезьяна позор и насмешка над человеком, так и человек позор и насмешка над сверхчеловеком". Человеку всегда тесно в своем теле - это рвется наружу его эльфийская часть. Человек всегда неудовлетворен. Это неудовлетворенность эльфийской части своим грузом. Все поиски человека - это поиски способа проявить его эльфийскую часть. Наиболее полно это удалось индусам. Может показаться, что в отрицании человеческого в человеке есть какой-то прогресс, какой-то скрытый смысл, но это всего лишь тень того прогресса, который был бы у настоящих эльфов. Действительно, что прогрессивного в этом отрицании своей части, в этом вытаскивании самого себя из болота? Что в этом познавательного? Какой здесь ценный опыт, когда эльфу достаточно было одного взгляда на человека, чтобы понять его сущность. Что же ценного для эльфийской части души в пребывании в тюрьме человеческого тела? Это исправление чужих ошибок, не более того. С точки зрения человеческой части в этом есть несомненный прогресс: животное превращается в эльфа. Но не слишком ли высока цена такого прогресса? Это же для эльфийской части сошествие в ад. И ради чего? Слышу ответ: "Чтобы вырастить еще одного эльфа". Но возможно ли это? Конечно, если придерживаться теории эволюции, то есть считать что эльфы не были созданы, а являются результатом эволюции человека, то тогда все оправдано, так как это единственный путь дойти до эльфа. Но что может заставить животное эволюционировать в этом направлении? Какой выигрыш получает обезьяна в которой случайно образовалось сознание, более светлое чем у ее товарищей? Наоборот, мораль и нравственность лишь отягощают бытие животного. Оно стремится заглушить их наркотиками, войной и другими способами самоуничтожения. Оно бежит от самого себя, потому что ему противно честно посмотреть в зеркало. Оно боится правды о себе. Какой же здесь возможен прогресс, то есть усиление слабой и неокрепшей светлой части сознания? Он возможен только при мощной и непрерывной подпитке светлой части сознания светлыми силами. Но откуда-то должны первоначально взяться эти силы? Как они появились? Это какое-то неустойчивое искусственное образование, ему требуется непрерывное вмешательство со стороны. Даже в этом случае получается, что люди не могли появиться сами по себе.


GURTH AN GLAMHOTH

Забавная аналогия с библейской легендой о сотворении людей и остальных животных: только различие в том, что люди присвоили себе права эльфов. Если заменить в этой сказке слово человек на слово эльф, то все встанет на свои места. И вместо грехопадения людей - грехопадение Валаров. Их грех - создание человека.


Понизив размерность пространства Валары совершили предательство не только по отношению к эльфам, но и по отношению к животным, хотя это и не так заметно. Но в четырехмерном пространстве у животных была возможность дойти до значительно более высокого уровня разума. Магические разумные животные: единороги, драконы могут существовать только в многомерных Мирах. В трехмерном пространстве разумом обладают только люди. Ограничив животных и убрав эльфов, Валары сделали бессмысленным существование Арды. И если эльфы вообще не могут существовать в трехмерной реальности, то животные могут, но только до определенной ступени развития. Дерево развития эльфов просто вырвали из почвы. А у дерева развития животных отрезали верхушку. Но, по крайней мере, те животные, что остались - настоящие, в отличие от человека. Он гибрид: на дичок животного искусственно посадили почку эльфа. И она, к несчастью, прижилась. Но чтобы настоящие деревья не задушили этого уродца, их уничтожили.


Техническая цивилизация как раз и представляет собой уродливую смесь физической силы и силы знания: эльф, поставленный на службу животному.

"Вначале было слово?"

Люди лишь воспользовались, в меру своих сил, сделанной эльфами системой символов. Первоначально слово было нечто вроде мантры - сложного колебания воздуха, отражающего смысл того, о чем говорят. Это метод познания мира. В художественном, синтетическом понимании Мира создание образа и есть процесс познания Мира. (Именно в этом и был Путь эльфов. То есть художественные наклонности эльфов были выражением их сущности. И словотворчество было просто частным случаем их художественных устремлений.) Когда образ создан, остальные видят лишь результат - сам образ, но для художника важен и первостепенен процесс создания образа, поиски и ошибки. Образ - это итог пути: картина, музыка, слово. Поэтому, кстати, слово никак не могло быть в начале всего. Образ - это лишь отражение реальности в сознании индивидуума. Реальность больше любого образа или слова. Впрочем, если считать людей последышами, то у них действительно все началось со слова. У речи, в отличие от других выражений эльфийских поисков гармонии, был еще и сугубо прикладной характер. Она навязывала свою систему образов тому, кто учился говорить. Более того, она давала эту систему тем, у кого ее не было, т.е. людям. И научившиеся говорить люди стали походить на эльфов. Человек без речи ничем не отличается от животного. Эльф же и без речи с самого рождения - эльф.


Все, говорящие на одном языке, волей-неволей приучались считать слова чем-то вроде символов. То есть первоначальный смысл слова начинал существовать отдельно от его формального смысла. Таким образом слова превратились просто в систему произвольных символов, связанными формальными правилами: в людскую речь.

Эта точка зрения объясняет кроме всего прочего, почему человеческая речь стремится к упрощению. Например, структура современного итальянского языка намного проще латыни.


Полуэльф-полуживотное

Точка зрения Ниены на Моргота как на создателя и защитника людей не так уж далека от истины. Только Моргот не создал их, а только ловко воспользовался чужим трудом. Людей создали Манвэ и Аулэ, когда стало ясно, что в новом Средиземье эльфы не смогут долго продержаться. Опыт Аулэ по созданию гномов был усилен силой и знаниями Манвэ. Их новый вид гномов, которые стал назваться "люди", оказался удачнее первого образца. Сделав проекцию эльфийского тела на трехмерное пространство, они поместили в него проекции эльфийского сознания. Но в трехмерном пространстве возможно устойчивое существование только животных. Поэтому для стабилизации этого гибрида внутри него поместили сознания и животного и эльфа. То, что они оказались фрагментарными и дробными Валаров не смутило. Более того, в одном теле теперь могли жить несколько проекций сознаний как животного, так и эльфа. Допустив, что внутри одного тела может находиться больше, чем одно сознание, Валары позволили Морготу создать из людей практически идеальное орудие именно его воли. Почему именно его? Да, конечно, задумано красиво: с одной стороны достоинства животного - короткая и активная жизнь за которую невозможно устать от жизни и узнать слишком много, с другой - почти эльфийский ум и способность к учению. Когда эльфийская составляющая сильна, люди будут почти не отличаться от эльфов. Какое-то время. Но размножаться они будут как животные, через тысячу лет они заполнят всю Арду. И в этой Арде эльфам уже не будет места. Только теоретически получалось, что эльфийская и животная составляющая будут заниматься своими обязанностями и не вмешиваться в дела друг друга. На самом деле животная составляющая имеет перевес, так как находится ближе к рычагам управления тела, как наиболее точно соответствующая размерности тела. Эльфийская же часть всегда вынуждена прибегать к услугам животной составляющей для проведения своих решений. Животное здесь всегда является посредником, передаточным звеном. Для точного проведения решения, которое противоречит интересам животной составляющей, эльфийской части требуется громадный перевес сил. Другими словами Валары создали человека как неуравновешенную систему, которая, как все неуравновешенные системы стремится к равновесию. Это равновесие - соответствие размерностей между телом и сознанием, то есть исчезновением эльфийской составляющей. Таким образом получается, что оставленные без управления люди неизбежно скатываются к скотскому состоянию. Поэтому первые люди были такими мудрыми и сильными, а все последующие поколения слабее предыдущих. Дело осложняется тем, что допустив присутствие нескольких сознаний в одном теле, Валары еще более затруднили работу эльфийской части, так как теперь борьба за проведение решения в жизнь проходила не только между животной и эльфийской частями, но и между их промежуточными состояниями. Через несколько поколений получалось, что только выдающимся личностям удавалось лишь отдаленно напоминать собою тот план, который задумали и реализовали Валары. Остальная же масса ничем не отличалась от орков. Трудно сказать, что мог еще ухудшить Моргот в этом плане.


Эльфы в Средиземье мешали и Моргот и Манвэ. Для Манвэ было важно не только то, что люди никогда не составят конкуренцию Валарам, но и то что эльфы никогда не перейдут на сторону Моргота. Как показал опыт Валинора, не все эльфы были управляемы, как ваниары или телери. Более того, наиболее талантливые эльфы склонны проявлять недостаточное почтение к Валарам. Это заставляло Манвэ задумываться о том, что станет с Валарами, когда такие эльфы войдут в силу. "Их действительно может привлечь мощь и ум Могота." - так думал Манвэ. Но Моргот так не считал. Он уже успел убедиться, что эльфы никогда по своей воле не пойдут на уменьшение размерности, а даже если кого на время и привлечет его обаяние, то неизбежно через некоторое время эльф терял интерес к подобным играм. Но Морготу нужны были проводники его воли, без них он не мог ничего. Вот тут-то как раз и можно использовать людей. Но люди и эльфы физически несовместимы. Поэтому Морготу было необходимо избавится от эльфов.


О гномах и других

История гномов интересна тем, что Валары не скрывали их искусственного происхождения. Участие Эру в одушевлении гномов можно отнести к области поздней мифологии. Действительно, после того, как связь с Эру стала идти только через Манвэ, то есть он стал фактически жрецом Эру, можно было объявлять как волю Эру любое решение, ведь никто другой не мог опровергнуть Манвэ - единственного толкователя воли Илуватара. Сам по себе это очень интересный симптом: связь с высшим миром стала настолько слаба, что только один Манвэ способен общаться с Эру. Странно, ведь сила, например Ульмо или Тулкаса не намного меньше, однако они и не пытаются связаться с Эру. А на заре Мира Эру свободно общался не только с Валарами, но и маярами. Видимо, это свойство затененных Миров. Но мы сейчас говорим о гномах. На их примере видно, что Валарам по силу создать человекоподобное существо. Конечно, разница между гномами и людьми огромна. Между ними невозможны браки. (Но, кстати, это никто не проверял.) Но даже в этом случае можно допустить, что они разные варианты человекотворческой деятельности Валар. Просто люди оказались более совершенными, более близкими к образцу, с которого Валары брали пример - к эльфам. То же самое относится и к хоббитам. Орки и тролли представляют собой образцы творчества Моргота. Таким образом можно решить давний спор о том, есть ли что-то эльфийское в орках. Конечно, есть. Также как и в гномах, людях и хоббитах. Но эльфийское не в смысле того, что это испорченные эльфы. Нет, это попытки разных Валар создать эльфоподобных существ. Как они их создавали, про то эльфам неведомо. Но главный принцип их создания лежит на поверхности: тело, напоминающее более или менее эльфа, живущее по законам животного мира. И в этом теле по форме эльфийским, а по сути животным, присутствует тень эльфийского сознания. Может быть в орках это какие-то отражения тех эльфов, которые попали в плен Моргота еще у Куивиэнан. Возможно в людях или гномах это отражения феа погибших эльфов в более поздние эпохи. Возможно даже, что в людях они поселились добровольно. Но все это догадки. Только знания пятимерных миров способны дать полную картину. Для нас главное понять не способ, а цель. Человек - это четырехмерное сознание живущее в трехмерном мире. Под миром здесь понимается одна из проекций Мира. Эльф - пятимерное сознание, обитающее в четырехмерном мире. На первый взгляд, почти одно и тоже. Но разница в том, что изначально в пятимерном мире размерность тела существ, в нем живущих, равна пяти. Если эти существа не искусственно созданные. Размерность тела эльфа равна размерности пространства, а у человека - нет. У человека тело на единицу меньше, чем пространство. Вот логическое объяснение разницы между эльфом и человеком, их жизнью и смертью. Вот почему эльф связан с этим Миром, а человек здесь только гость.


Валары заняли по отношению к эльфам то положение, которое эльфы могли были бы занять по отношению к людям. Вечные мастера и вечные ученики. Валары остаются за скобками. Их почитают, но не слушают. Они не короли, не судьи. Их место вне иерархии. Не выше, а именно вне. Почему они не захотели занять свое место? Вот Том Бомбадил. Маяр, Хозяин, живущий Здесь. Его уважают, прибегают к его помощи, но он сам не пытается исправить ситуацию, он не борется. Он делает свое дело. Почему же Манвэ так не поступил? Может быть потому, что он не смог выполнить свою работу, и поэтому взялся за чужую?

Причины падения Валаров

Для оправдания своей выдумки Валары создали красивую легенду, в которую потом сами и поверили. "Младшие дети", "пришедшие следом": последыши. Не было никаких младших детей в изначальной музыке! Когда Манвэ после разрушения Морготом Светочей окончательно потерял связь с Эру, то можно было придумывать легенды и кроить мифологию по своему вкусу. Трагедия старшего и верного сына: аналогия с историей о блудном сыне. С человеческой точки зрения богам ближе убогий и заблудившийся, чем верный и сильный. Люди пытаются так оправдать собственную убогость в своих глазах. Но этот бред создали Валары! Началось это давно: когда создание хищных животных было приписано Морготу. Уже в этом видно непонимание пути животных со стороны Валаров. Хищник имеет право съесть свою жертву. Отрицание этого права есть признание того факта, что считающий так сопоставляет себя с жертвой. Сопоставление себя с жертвой есть признание себя побежденным. Это самооценка людей. В иерархии животных хищник выше, чем его жертва, и отдавая предпочтение жертве тем самым отрицается сам прогресс животных. Действительно, если последующий этап этого пути хуже, чем предыдущий, то значит, это не прогресс, а вырождение. Единственным признаком развития души как в мире животных, так и в мире эльфов является наращивание силы. Сила животных - физическая сила. Сила эльфов - сила знания, магии. Нельзя смешивать эти два совершенно различных направления развития разных типов душ. Нельзя оценивать поступки животных с точки зрения эльфов. Мораль у каждого своя. Точно также, с точки зрения животных, поведение эльфов крайне нерационально. Это противоречие особенно ярко проявляется в человеке. Следствием борьбы Моргота за первенство среди Валаров явилось неприятие права сильного среди остальных Валаров. Они встали на точку зрения жертвы. Отсюда появилось стремление к "справедливости", "добру" для всех. Особенно для самых слабых. Но отрицание права сильного есть отказ от плана Эру, отказ от совершенствования души, от своего назначения. Это предательство себя.


Об Эру и Валарах

Первопричина

Что-то неправильное было заложено Эру в матрицу. В результате возникла вражда между Валарами. Моргот занял не свое место. Он не Валар по природе, он, скорее всего, дракон. Разница между Валарами и эльфами: Валар это эльф, достигший определенной ступени развития. Путь животного, а вершина его - дракон, не предполагает умения управлять стихиями. Напротив, если путь животного - познание себя, вдруг переключится на внешний мир не достигнув совершенства на своем собственном, то как раз получится что-то вроде человека. Точка соединения между путями животного и эльфа лежит в более многомерных мирах. (Может быть, шестимерный Мир Илуватара и есть эта точка?)


Доказательства того, что Моргот другого происхождения, нежели другие Валары, более чем достаточно. Если отбросить громкие эпитеты, которые ничего не объясняют (типа гордыня, властолюбие, жадность и жестокость), то главное, что отличало Моргота от остальных, это стремление к самовыражению, проявление и утверждение своего Я, поиски своего собственного пути. Этого совершенно нет у других Валаров. Зато стремления к самоутверждению в стае более чем достаточно у животных. Для животного это естественно - ведь Путь познания себя есть путь усиления Я. Поведение Моргота очень хорошо укладывается в эту схему. Другие Валары стали пытаться вести себя также как он, то есть стали стремиться к власти для противодействия воли Моргота. Но если Моргот был в своей стихии, то они были дилетантами, и конечно, всегда проигрывали. Моргот виноват. Но это не только его вина. Он следствие ошибки Эру. Эру допустил то, что он стал Валаром. Эру не предусмотрел противодействие его разрушительной силе. А остальные Валары не могли в принципе противостоять Морготу. В результате больше всех пострадали Эльфы и в меньшей степени животные.


Смута в Валиноре

Роль Моргота в "совращении" нолдоров, на мой взгляд, несколько преувеличена. Это сделано для того, чтобы снять все обвинения с Манвэ. Моргот вел свою игру. Если ложь и была, то только в интерпретации фактов. Но сами факты были, это безусловно: желание Валаров иметь Сильмариллы, попытка смены Финвэ на Финголфина. Финголфин не был таким уж простаком, каким его пытаются изобразить. Известная сцена, когда Феанор грозит Финголфину мечом: "Эта штука поострее твоего языка!" На самом деле, перед этим Финголфин жестоко оскорбил Феанора, о чем не сказано в Сильмариллионе, поэтому реакция последнего была абсолютно адекватной. В Сильмариллионе создается такое впечатление, будто Валары вынуждены были принять участие в возвышении Филгофина. Но это не так. Возможно, попытка возвышения Финголфина была предпринята именно для того, чтобы побудить Феанора и Финвэ пойти на компромисс и отдать Сильмариллы Валарам. И главный факт, тот что перевесил все остальные доводы: приход людей. Здесь Валарам нечего было ответить на обвинения Феанора.


Почему Валары не стали преследовать Моргота в Средиземье после того, как ушла Унголианта? Ведь тогда, по горячим следам, им было бы неизмеримо легче добыть Сильмариллы. Может быть тогда бы удалось спасти и Деревья. Выходит, им нужна была смерть Нолдоров - единственной силы, способной остановить людей.


Психоанализ Валар

Власть - возможность творчества в коллективе. В стаде творит только вожак стада. Именно этого и добивался Моргот. Желание создать свой мир, но создать его не единолично - это ему было не под силу, а с использованием силы остальных существ, живущих рядом с ним. Но реальный мир может создать только один создатель и только собственной силой. Невозможно направлять в одну точку усилия многих достаточно долго. Именно это стало причиной его поражения. Возможна еще психологическая интерпретация его поведения. Как старший и самый сильный из детей Эру, он хотел чтобы его оценили по заслугам, но получив оценку, на которую он не рассчитывал, он обиделся на Эру, и его обида переросла в зависть и ненависть к остальным Валарам, которые получили внимания от отца, по мнению Моргота, больше, чем они того заслуживали. Отсюда и тяга к Тьме, как отрицанию Света, или другими словами, тяга к понижению размерности, как протест против более высокой размерности отца.


Образ Манвэ значительно более расплывчив, чем образ Моргота. На страницах Сильмариллиона Манвэ всегда стремился быть прилежным учеником, отличником. У него не было смелости взять ответственность на себя. Он боялся проиграть и всегда проигрывал. Оценка Эру была для него важнее всего, поэтому он только хорошо повторял, но не мог изобрести ничего нового. Но Эру никогда не посвящал его в свои планы, и Манвэ томился, желая угадать их, вместо того, чтобы приняв генеральную линию, попытаться в ее рамках сделать что-то свое.


Но если судить по результатам деятельности Валар, то окажется, что Манвэ оказался победителем. Поэтому нельзя считать его таким уж глупым и безобидным, каким он кажется. Этот великий ум смог избавится от своего главного врага - Моргота, стал единовластным правителем Арды, держит эльфов на коротком поводке, отделил Валинор от Средиземья, так, что люди не могут туда добраться. Это ли не признак полной и окончательной победы?


Мотивы Моргота

Зачем Морготу надо было уменьшить размерность Арды? Акт творения означает придание формы идее. Другими словами - упрощение, ограничение. Творец всегда выше по размерности, чем его творение. Но творение Мира имеет смысл только в том случае, если есть возможность творению превзойти творца, или, что тоже самое, позволить творцу развиться, стать лучше. Условием развития является свобода воли, которая означает, что единичная точка этого многомерного пространства, единичное сознание или монада (сознание есть элементарное отражение идеи творения), может двигаться по любой траектории в этом пространстве. Но чтобы она могла ткать новое полотно пространства ей необходимо не знать все о своем пути. Если она будет знать все и сразу, то она не сможет искать новых путей. Свобода воли с этой точки зрения означает, что размерность сознания должна быть на единицу меньше, чем размерность пространства. Это является залогом того, что монада будет приобретать опыт, который позволит ей со временем стать больше, чем творец.


Эру создал Арду и Валаров, предположительно, пятимерными. Затем Валары посредством своих трудов образовали четырехмерную Арду. В этой четырехмерной Арде Эру поселил эльфов и четырехмерных животных. Моргот понял ход мысли Эру по-своему. Творец относительно творения всегда минимум на единицу больше по размерности. Четырехмерный мир был уже создан, ему оставалось, чтобы стать хозяином мира, только понизить размерность еще на единицу. Это смысл его борьбы. Но ему удалось создать лишь карикатуру на реальный мир. Дело в том, что на пятимерной основе Арды метод Эру работает только в четырехмерной плоскости. Только там проявляется возможность прогресса монады. При дальнейшем уплощении пространства возможности прогресса уже нет, скорее наоборот. Но Моргот так не считал. А может быть ему и не нужен был прогресс монад. Он разрушил Светильники. После этого Арда разделилась на две части, место где началась деградация пространства стало Средиземьем, а то, что удалось сохранить остальным Валарам - Валинором. Моргот удовлетворился таким результатом, потому что он стал хозяином большей части Арды. Он укрепил ее как мог. Остальные Валары то ли не смогли, то ли не захотели решительно остановить деградацию Средиземья на начальной стадии. Они были заняты сохранением того, чего они добились, в Валиноре. Таким образом время было упущено. Но наконец они все-таки решились, и захватили Моргота в плен. Из описания этой войны видно, что силы были неравные, Валарам относительно легко было победить Моргота. Никто из них не пострадал. Заключив его в тюрьму, они удалились из Средиземья. Но пространство продолжало уплощаться. Медленнее, чем при Морготе, но неуклонно. Фактически, его бросили, так как в проявляющейся трехмерности Валарам было уже трудно поместиться. Проявились звезды. Это значит, что степень четырехмерности достигла критической отметки. Этот момент связывают с появлением эльфов. Само появление их практически свело на нет деградацию пространства. Более того, оно вновь стало восстанавливаться там, где они жили. Именно за это Моргот ненавидел эльфов. Но для коренного изменения положения эльфам надо было учиться. И поэтому часть из них отправилась в Валинор. Без знаний эльфы лишь пассивно восстанавливали пространство. (Возможно, приобщение к пятимерной, а тем более, к шестимерной реальности было своего рода инициацией эльфов, условием раскрытия их способностей. Без этого эльфы не могли стать тем, кем они должны были стать. Тогда становится понятно, почему так отличались светлые эльфы, побывавшие в Валиноре, от тех, кто там не был. По замыслу Эру эльфы должны были приобщиться к шестимерным Светочам. Остается только гадать, насколько они стали бы сильнее от этого. Но даже пятимерные Деревья дали удивительный результат. Остается непонятным тогда, почему не все эльфы пошли в Валинор. Происки Моргота? Конечно. Но только ли они? Любовь к Средиземью? Или уже тогда закрались подозрения в искренности Валар? Поначалу все шло хорошо. Но Валары были удивлены, узнав как быстро эльфы учатся. Как быстро они начинают понимать природу Мира. Творчество Валар совсем другого порядка. Их труд есть лишь воспоминание о том, что было в Музыке Эру. Более или менее точное. Так как их размерность одного порядка с размерностью мира, то они не способны к развитию. Единственное исключение - Моргот. Он сознательно пошел на уменьшение размерности, чтобы быть способным к творчеству. Но у эльфов это природное свойство. Это их назначение. Так вот, Валары стали завидовать эльфам, они решили не отпускать их обратно в Средиземье. Финвэ и Мириэль проводят в Арду существо одной реальности с Илуватаром, Феанора. Мириэль фактически принесла себя в жертву. Феанор должен был исправить допущенные Эру ошибки в создании матрицы. Для этого Феанор создал пятимерные Сильмариллы, Опору Многомерного Мира (ОММ). Но Моргот разрушил его планы. Более того, он использовал его достижения, захватив Сильмариллы и став таким образом хозяином уже почти трехмерного Средиземья. В течение почти пятисот лет Валары наблюдали как в Средиземье гибнут Светлые эльфы и когда их уже остались считанные единицы, они вновь захватили Моргота в плен, теперь уже навсегда. Вместе с ним они захватили и Сильмариллы. Но еще прошло почти десять тысяч лет увядания эльфов. Только после Войны Кольца, когда последний эльф покинул Средиземье, размерность пространства стала полностью трехмерной.

Мотивы Манвэ

Наиболее логичное объяснение активному противодействию Манвэ возвращению нолдоров в Средиземье: он посчитал, что нолдоры решили вернуться в Средиземье потому что перешли на сторону Моргота. В этом была своя логика. Ему доносили, что нолдоры общаются с Морготом, учатся у него. И вот ситуация: тьма над Валинором, Моргот умчался в Средиземье, а Феанор, которого давно подозревали в том, что он хочет занять место короля нолдоров, подбивает свой народ покинуть мрачный Валинор.

Поэтому Манвэ отнял победу у Феанора и отдал ее Морготу, зная что с ним он справится, как это уже было. Но справится с эльфами, если бы план Феанора был бы реализован, Валарам бы не удалось. Мир который бы создали эльфы в Средиземье был бы богаче и ярче Валинора. И Валары это знали. Способность к творчеству и самосовершенствованию заложена в эльфах Эру. Валары должны были лишь подготовить Арду к приходу детей Илуватара. И только. Основная работа лежала на эльфах. И они бы с ней справились.


Но главной причиной для Манвэ не пускать Феанора в Средиземье было следующее. В результате активизации Сильмариллов исчезнет граница между Валинором и Средиземьем. Зачем же Манвэ сделал эту границу и почему он ее так бережно охранял? Этот вопрос тщательно завуалирован в Сильмариллионе. Там сказано: чтобы сохранить сделанное при Светочах. Но можно было бы отстоять и все Средиземье. Но Манвэ нарочно отдал Мороготу большую часть Арды. Зачем? Чтобы Моргот понизил свою размерность. Это лишило Моргота большей части его силы. И таким образом Моргот был побежден. Вот вам и пассивный наблюдатель! Какой точный и циничный расчет. То, что при этом пострадают эльфы, Манвэ не волновало. И этот план был придуман еще на заре Мира. Король только тогда король, когда между ним и поддаными существует реальная пропасть, вот зачем нужна была граница Валинору. "Лучший правитель тот, о котором подданые знают только то, что он существует". Манвэ настоящая иллюстрация этой китайской мудрости. Не так ли он себя вел всегда? И не надо ссылаться на то, что мол, Манвэ не знал, Манвэ скорбел и т.п. Нет, он твердо и последовательно вел свою игру, а то, что его деятельность была незаметна, говорит только о том, что он действовал очень умно. Глупый Моргот. Он был марионеткой в руках Манвэ. С помощью Моргота Манвэ избавился от Эльфов. Моргот думал, как писала Ниена, о благе Арды, (добавлю - трехмерной). А Манвэ думал о себе. Моргот боролся на свой лад против узурпаторства Манвэ. Но "сила есть - ума не надо". Интриги Манвэ оказались сильнее. Он поставил дело так, что Моргот был вынужден идти тем путем, каким он пошел: взять власть в свои руки чтобы исправить положение. Эльфы стали мешать Морготу. Потому что Моргот мог править только в трехмерном Средиземье. Моргот хотел быть первым. А Эльфы не оставляли шансов Валарам остаться властителями. Тогда Эльфы попали между молотом и наковальней. И даже вмешательство Феанора не спасло Арду.


Кто сжег корабли?

"…Несмотря на прямой приказ Манвэ королю телери ни под каким видом не отдавать корабли нолдорам, телери все-таки упустили их. Теперь не оставалось ничего другого. Манвэ срочно созвал всех Валаров. Пришли все, кроме Тулкаса и Ульмо. Манвэ не хотел единолично брать на себя такую ответственность. Ответственность за то, что он задумал.


Манвэ и Аулэ мрачно смотрели друг на друга. Остальные Валары не смели поднять глаза. То, что сейчас происходило в высоком зале Манвэ, было страшнее тьмы над Валинором. Если еще можно было найти оправдание их остальным ошибкам, то сейчас они готовили настоящее предательство. Картина, которую нарисовал сейчас перед ними Манвэ, казалось, не оставляла им другого выхода. Феанор уплыл к Морготу. В этом нет сомнения. Армия нолдоров перешла на сторону Моргота! Обладая огромными знаниями и чудовищной силой, они разгромят все Средиземье. Большинство Валаров не интересовалось нолдорами, им больше нравились простые и веселые ваниары. Поэтому они верили Манвэ. Только Аулэ и Тулкас занимались с нолдорами. Тулкаса сейчас не было в Валиноре. И если бы он был здесь, Манвэ бы не решился сказать вслух то, что сейчас они услышали. Все знали о взаимной любви между ним и нолдорами. Не было в зале и Ульмо. Но все же что-то не сходилось в выкладках Манвэ, хотя никто кроме Манвэ не знал истинного назначения Сильмариллов. Поэтому все вздохнули с облегчением, когда Манвэ решил сам исправить "свою ошибку". Только Аулэ решился заступится за Нолдоров.

- Да, Аулэ, это необходимо. - Так говорил Манвэ, обращаясь не только к нему. - Если мы их не остановим, то они уничтожат все Средиземье.

- Нет, давайте хотя бы не будем их убивать. - Аулэ не мог согласиться с ужасным предложением Манвэ - сжечь нолдоров вместе с кораблями в океане.

- Дай хотя бы им один шанс. - Взмолилась Варда. - Может быть, они устрашаться бури и повернут назад.

- Да, действительно, - Аулэ ухватился за эту идею. Если они повернут назад из-за бури, то тогда не случится самое страшное. - Можно устроить сильную бурю и без Ульмо.

- Ты не видел всей силы Ульмо. - мрачно усмехнулся Оссэ. - Но я могу помочь.

- Ну, что ж, попробуйте. Только вряд ли они теперь вообще повернут назад. - Манвэ не сомневался, что Феанора так не остановить.

- Вот увидишь, они повернут назад. - Аулэ был рад такому решению.

- Но если они не повернут, я сделаю то, что должен. - Манвэ был неумолим.

- Да, если не останется другого выхода, - вот и все, что мог ответить Аулэ.

…"

О Феаноре и Сильмариллах

Смысл Сильмариллов

Размерность Сильмариллов была равной пяти, т.е. их размерность равна размерности Деревьев. Именно поэтому Валары считали, что в них содержится Свет Деревьев. На самом деле, из чего они состояли и как были сделаны знал только сам Феанор. Сильмариллы и Феанор образовывали единую систему. Вот почему после смерти Феанора его тело сгорело. При разрушении одной части этой системы баланс нарушился и высвободившаяся энергия сожгла останки Феанора. Таким образом Сильмариллы после смерти его стали другими. Значительная часть их силы ушла вместе с ним. И никто не мог заменить его. Но для нас главное - помнить зачем они были сделаны. Несомненно одно, с помощью Сильмариллов Феанор хотел исправить ошибку Эру и Валаров, сделать Арду домом эльфов и только их. Это были в своем роде Деревья для Средиземья. Только в отличие от Деревьев, их не так то просто было разрушить, но зато их можно было украсть. Само присутствие Сильмариллов в Средиземье остановило регресс пространства почти на пятьсот лет. Что же было, если бы Феанору удался его план? Допустим на минуту, что бы было если бы телери, например, не послушались Манвэ. Все нолдоры и самые отважные телери переправляются в Средиземье за один рейс. Валары не успевают сжечь корабли. Телери остаются на берегу и строят крепость и порт. Нолдоры идут к Ангбанду. В это время появляется Солнце. Моргот растерян. Великая битва на подступах к Ангбанду. Взятие и полное разрушение Ангбанда. Уничтожение всех слуг Моргота. Поединок между Феанором и Морготом. Поражение Моргота. Возвращение Сильмариллов. Активизация Сильмариллов. Остановка и поворот вспять регресса пространства. Исчезновение Солнца и Луны. Люди, те что успели проснуться, теряют способность к размножению. С их естественной смертью в Средиземье остаются только эльфы и гномы. Гномы живут в горах и их пути не пересекаются с эльфами. Строительство Феанором своего главного города в Средиземье. Все эльфы, что или отказались идти в Валинор или просто не дошли до него, получают возможность приобщится к Свету Сильмариллов, что равносильно инициации. Все эльфы становятся Светлыми. Их возможности больше ничем не сдерживаются. Рассвет Средиземья. Средиземье вновь становится четырехмерным, как и Валинор. Исчезает граница между Валинором и Средиземьем. Эльфам принадлежит вся Арда. Навсегда.


Война за Сильмариллы

Неважно, кому принадлежала идея примерить всех князей Нолдоров на проклятом празднике - Морготу или Манвэ. Это был идеальный момент для ограбления Форменоса и Моргот им воспользовался. Главное - отсутствие Феанора в Форменосе. А если бы Феанор принес Сильмариллы с собой на праздник? Но мог ли Феанор так рисковать накануне начала операции по переносу их в Средиземье? Мог ли он доверять Валарам? Уже нет. А мог ли он отказать Манвэ и не прийти? Тоже маловероятно. Ведь это значило бы окончательно разорвать отношения, а на тот момент они были только холодными, не более того. Так что Моргот правильно рассчитывал, что Финвэ и Феанор придут на праздник, но без Сильмариллов. Момент для нападения был выбран идеально. Унголианта задумывалась только как отвлекающий маневр. Пока все бы бегали вокруг поверженных Деревьев, или, еще лучше, сражались бы с ней (и скорее всего бы победили) он бы спокойно ограбил Форменос. Но Унголианте слишком легко удалось ее черное дело. Именно здесь Моргот просчитался. Он переоценил Манвэ. Унголианте никто не помешал. Или почти никто. Что же делал Манвэ в то время, когда он увидел, что Свет меркнет? Ведь все свершилось не мгновенно. Где он был, этот король? Почему мгновенно не среагировал? Где были Тулкас и Оромэ? Почему Варда не заставила их мгновенно примчаться к Деревьям? Они были пьяны? Смотрели на танцы ваниаров? Слушали гимны себе, любимым? Почему Яванна не почувствовала первый же укол жала Унголианты в Тельперион? Или гибели Светильников им было недостаточно, чтобы чему-то научится? И они смели в чем-то обвинять Феанора? Который из-за их прихоти, лености и глупости потерял в одночасье все, что имел?


Невозможно описать словами, что чувствовал Феанор, когда узнал о гибели Деревьев и похищении Сильмариллов. Но известие о гибели отца было самым страшным. Единственное существо, с которым у него было полное взаимопонимание, ушло навсегда. Если раньше он мог думать об их плане преобразования Средиземья как о некой важной, но отвлеченной задаче, он даже допускал что в их планах возможна ошибка, и что, может быть, все не так уж и страшно… В нем не было ненависти ни к кому. Теперь же в нем не было ничего, кроме ненависти. Он больше ни в чем не сомневался. Он знал что делать, он знал почему и как он должен выполнить свой долг. Но если раньше он хотел вернуться в Средиземье с небольшой группой единомышленников, то теперь вернуть Сильмариллы можно было усилиями всех нолдоров. Это был их единственный шанс вернуть себе Средиземье. (Кроме того, в случае победы над Морготом и активизации Сильмариллов, нолдоры стали бы единственной реальной силой в Средиземье, и тогда бы Валары никоим образом не допустили бы их возвращения из Валинора.) Но как можно было поднять весь народ не говоря истинной причины войны? Только сила духа Феанора смогла сделать это, он умел говорить так, что зажигал сердца даже у скептиков. Но как же Феанор реально рассчитывал победить Моргота? Ведь он самый сильный из Валар, а Феанор пусть самый сильный, но все же эльф, ведущий эльфов? Дело в том, что как создатель Сильмариллов, Феанор знал, как управлять ими. Только он сам, оказавшись в Средиземье мог забрать их у Моргота. Сила Сильмариллов была неподвластна Морготу, более того, с ними он терял часть той силы, которой обладал раньше. Он шел на это сознательно, так как он получал в замену власть над Средиземьем. Но стоило ему оказаться один на один с Феанором, то Сильмариллы дали бы Феанору такую силу, что Моргот был бы неизбежно побежден. Задача войска эльфов состояла лишь в том, чтобы обеспечить возможность такого поединка. Что было бы им вполне по силам. У Моргота тогда не было ни сильных крепостей, ни драконов, только барлоги. Но известно, что светлый эльф мог справиться с барлогом даже в неравном бою. Таким образом, дело не было таким безнадежным, как может показаться на первый взгляд. И война была бы выиграна, если бы не противодействие остальных Валаров. Именно это противодействие свело на нет все усилия Феанора.


Неизвестно, что знали Валары о Сильмариллах, знали ли они их истинную сущность или только догадывались. Или, может быть действительно, считали их всего лишь красивыми игрушками эльфов. Но если они предложили Феанору разрушить Сильмариллы ради одной из их составляющей - Света Деревьев, ради гипотетической возможности восстановления Деревьев, то видимо они считали их всего лишь необыкновенными драгоценностями. И поэтому отказ Феанора так разгневал их. Они не прислушались к словам Феанора и посчитали его тираном и самодуром. Затем последовал отказ переправить его войско обратно в Средиземье. Этот отказ можно трактовать двояко. Во-первых это сильно похоже на детскую обиду. Как в детском саду: "Ах, ты так, тогда я вот так!" Тогда Валары выглядят идиотами. Во-вторых, они не хотели пускать Феанора в Средиземье, потому что боялись, что он действительно помешает людям. Значит они что-то знали о его планах и совершили осознанное предательство. Возможно были не только эти причины, а может быть и обе вместе. Как бы то ни было они умыли руки. Но умыть руки в такой ситуации - это хуже ошибки, это преступление. Потому что Феанор знал, что у него не так уж много времени. Моргот мог испортить Сильмариллы, мог научиться ими пользоваться, мог еще что-либо придумать - нельзя недооценивать врага. Правда, как выяснилось в последствии, Феанор переоценил возможности Моргота. Но так или иначе надо было скорее попасть в Средиземье, так как равновесие пространства было нарушено и уменьшение размерностей пространства могло произойти значительно быстрее. И вот остается последняя надежда - корабли телери. Феанор приходит к ним как брат и просит, да именно просит, дать возможность нолдорам переправится на другой берег. На что вождь телери отвечает, что не может этого позволить, так как Валары уже нолдорам отказали. Заметим, что выполнить просьбу Феанора для телери не было так уж сложно. Корабли от такой поездки ничуть не пострадали бы. Но телери не захотели даже слушать доводы Феанора. Они или боялись гнева Валар или были еще настолько в младенческом состоянии, что не могли допустить, что Валары тоже могут ошибаться. Кстати, результат их глобальной ошибки был заметен невооруженным глазом - тьма над Валинором. На карту была поставлена судьба всего мира и Феанору ничего не оставалось, как взяться за меч. Погибло всего несколько телери, большинство было ранено или выброшено в воду. А телери хорошо плавают. Но захватить корабли мало, надо уметь ими управлять, они же были живыми. Так или иначе, но часть войска нолдоров была погружена на корабли и взяла курс на восток. Другие остались ждать второго рейса. Оссэ не мог удержаться и устроил бурю, в которой многие корабли утонули, так как нолдоры не умели ими искусно управлять. Это были первые жертвы той войны. Остальные с большим трудом дошли до Средиземья и высадили нолдоров на берег. Вот тут Феанору приписывают сожжение кораблей. Это абсолютная ложь. На самом деле корабли отправились за второй частью нолдоров, но или свойства пространства так изменились, что материал кораблей разрушился или Валары нарочно сожгли их на обратном пути, но все корабли погибли. Это был не Моргот, потому что в этом случае легенда так бы и сказала. Второй части войска было видно зарево пожара, так что получается, что это произошло не так уж далеко от берегов Валинора. Увидев зарево, оставшиеся нолдоры поняли, что кораблей не будет. И они предприняли немыслимо героическую попытку пройти пешком через ледовый перешеек на далеком севере. Сам переход - это трансформа. Уменьшение размерности. Это всегда мучительно. Не все могут это выдержать. Кроме того, надо учесть, что нолдоры шли семьями, женщины и дети погибали первыми. А ледяные движущиеся поля всего лишь образное представление этого перехода. Жертвы этого перехода тоже на совести Манвэ. Корабли как раз и служили средством смягчить переход между разными реальностями, поэтому Феанор никогда бы не стал сжигать свою единственную надежду на победу. История о предательстве - ложь Манвэ, попытка скрыть свое собственное предательство.


Феанор не мог знать, что вторая часть войска отважится на такой отчаянный шаг, и поэтому решил, что остался только с теми нолдорами, что были с ним на кораблях. Другими словами, у него была только едва ли пятая часть того войска, на которое он рассчитывал. И это прямой результат предательства Валаров. Но отступать было некуда. Путь был только один - вперед. Потом была битва под звездами, которая спасла от уничтожения Белгариат, но об этом мало кто помнит. Наконец на подступах к крепости Моргота, свершилось то, чего добивались все Валары - Феанор погиб в неравном бою. Этого бы не случилось, если бы Манвэ согласился выполнить свое обещание доставить эльфов обратно в Средиземье по их первому требованию. Этого бы не случилось, если бы телери прислушались к словам Феанора. Феанор погиб. Вместе с ним погибла надежда эльфов. С тех пор начался их упадок.


Происхождение Феанора

После гибели Деревьев единственными пятимерными предметами в Арде остались Сильмариллы. Как же тогда четырехмерный эльф мог создать их? Такое не под силу даже Валарам. Пусть даже Феанор не создал, а только использовал пятимерные объекты, все равно он не был тогда четырехмерным. Кто же он? Единственным существом, кому под силу обращаться с пятимерными объектами, был сам шестимерный Илуватар. В мифологии Толкина он был единственным. Но можно предположить, что он был существом какого-то многомерного Мира, одним из многих. Тогда Феанор представлял собой воплощение одного из существ того Мира, где жил Эру. Может быть и не сильнее Эру, но во всяком случае сравнимым с ним. Он пришел в мир Эру для того, чтобы попытаться исправить сложившуюся ситуацию, вернуть искаженный Мир в нормальное состояние. Пришел инкогнито, скорее всего об его происхождении знали только Финвэ и Мириэль. То, что он пришел в виде эльфа, подтверждает мысль о том, что линия развития эльфа ведет его в Илуватары. Если так, то идея проявления Феанора не могла принадлежать Финвэ. Финвэ и Мириэль могли стать только проводниками воли Феанора. Конечно, добровольно и по взаимному согласию, но идея его проявления могла быть только его самого, Феанора. Усталость Мириэль объясняется именно тем, что ей пришлось создавать тело для более многомерного существа, чем она сама. Но тогда отпадает предположение о том, что она просила помощи у Валар и получила отказ. Ведь тогда бы Валары знали, кто такой Феанор, и вели бы себя соответственно. Но из всей истории с Сильмариллами видно, что Валары считали Феанора пусть и выдающимся, но все же эльфом, следовательно они ничего не знали об его происхождении. С этой точки зрения шансы победить Моргота у Феанора были неизмеримо выше, чем казалось ранее. Возможно только, что сила Феанора была еще не полностью проявлена, он был слишком молод и не вспомнил все, что мог бы. Ведь воплощение в менее многомерном теле влечет за собой потерю памяти и большинства способностей, и только долгая жизнь может частично их восстановить. Трехсот валинорских лет могло быть мало для Феанора. Трудность воплощения многомерного существа в менее многомерном мире ясна видна на примере истари. Изначальные маяры, они были вынуждены практически заново учится в новом трехмерном теле. Они могли ошибаться, идти неверным путем. Большая часть их силы была оставлена в другом мире. И хотя их переход в новое плоское тело был совершен при ясном сознании, Валинор стал для них далеким и расплывчатым воспоминанием. Здесь ясно видно насколько труден и, возможно, болезненен этот переход даже при помощи Валар.


Феанор, Огненный Дух, соплеменник Эру, будучи в воплощенным в эльфе, был потенциально сильнее любого Валара. Его поражение в первую эпоху не окончательное. Он победит.


Размещено: 03.01.01



Прожекторы светодиодные выбираем светодиодный прожектор.