Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Флер-де-Лис

О стиле. Никого обидеть не хочу.

Сама будучи архихреновым стилистом, не без трепета душевного, подобно еврею, подносящему к устам палец для смачивания и последуюшего перелистывания Торы, подобно хлебу неквашеному... Ой, о чем это я? Ну говорила же, что стилист хреновый. Так вот, о стиле я, товарищи.

О стиле, которым мы пишем. О банальных красивостях, бедном словарном запасе, делающим писания наши гладкими и невыразительными, дешевыми и слащавыми.

Перво-наперво, описания природы. Где??? Лазурное небо, изумрудная листва, ну, может, еще прозрачная вода, звездное небо и кровавый закат. А если пейзаж серенький и привычный - поступаем, как Лин в "Дороге"? "Этот пейзаж каждый может представить сам". Я-то могу, но я писать не умею, а ты называешься автор - ну так скажи, чтобы я наново посмотрела на этот мир, новыми глазами, увидела в нем какие-то особенные черты, изюминку. Ты писатель, у тебя волшебная призма, через которую можно глядеть на привычный пейзаж, любуясь и не узнавая. Но нет. Не для нас колыбельно-могильная тишина зимнего Петербурга, не для нас небо Аустерлица.

Второе - внешность героев. Положительные - на редкость красивы, прямо-таки непозволительно. И описаны словно по шаблону. Дерзко-красивый супермен Исилдур, золотые локоны и пухлые алые губки Аттанубэль... Горькие ночные глаза, боль застывшая на лице, тонкие пальцы. Где некрасивое лицо княжны Марьи, хорошеющее, когда она плачет? Где синие и глупые глаза совсем не глупой красавицы Александры Бровкиной? Где "козье, чуждое и дикое, невинно-бесстыдное" лицо Афросиньи? Господи, да на этом фоне "непомерные глаза" Элендила и "запеченный (я бы все же сказала "запекшийся") рот" Карибэль - величайшая литературная находка, делающая внешность героев по крайней мере запоминающейся. Отрицательные герои - порочно или (о великая находка Ниэннах!) "безжизненно" красивы, а чаще отвратительны. И - извечные желтые клыки, зловонное дыхание, гнусная ухмылка. Неживое лицо Королевы Мира. Где "мягкие, почти женственные губы" Петра? Где грязные воротнички Никколо Макиавелли?

Я все понимаю. Средиземье и прочие фэнтези-миры - волшебные, наш - серый и привычный, а Сказка оправдывает банальность - ибо то не банальность, а сказанное впервые слово, древнее и юное, как мир.

Неправда. Нет в нас этой свежести. И нет того мастерства, чтобы вложить эту свежесть в строки, чтобы каждый штамп стоял на месте и переставал быть штампом, чтобы каждый образ был прозрачен и глубок, прост и многозначителен, чтобы будил узнавание и отклик из самой глубины души. Не получится закат "кровавым". Пусть уж лучше будет как клюквенный сироп. Пока. А дальше - посмотрим, что выйдет.

Размещено: 21.01.01