Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Ирэн

О творчестве Маргариты Тук и Примулы Брендибэк

Я не так давно вышла на сайт Арда-на-Куличках и на ее сайты-партнеры и стала скачивать все материалы, какие только попадутся под руку. Материала много, глаза разбегаются и, если честно, я бы в общей куче не заметила произведений Тук и Брендибэк, по сути весьма средненьких. Тем сильнее оказалось мое удивление, когда на них оказались написаны столь блестящие и ядовитые рецензии. Было бы еще на что так остро реагировать! Еще бы на "Невозможное счастье" Мэлрис (см. в Библиотеке Тол-Эрессеа) написали рецензию.

"Карибэль" - вещь бессодержательная и очень слабая в художественном отношении. "Осенняя хризантема" в художественном отношении гораздо сильнее, но столь же бессодержательна. Не то чтобы я имела что-то против любовного романа как такового, но только при условии, что он изначально не содержит в себе никаких потенций, кроме собственно сентиментальных. А в "Хризантеме" потенции есть, но не реализованы. Ну вот подумайте, господа: могут ли после окончания великой войны отношения представителей враждебных государств складываться столь безоблачно? Дело даже не в культурной несовместимости, а просто в идеологической, в накопившихся за время глобального противостояния стереотипах. Если они оказываются преодолены так легко, то каким образом? Это достойно быть оговоренным особо, и если бы было оговорено, то породило бы еще одну смысловую линию.

Вот только, будучи согласна с основными претензиями рецензии на "Галахада", я немножко кое-что не поняла. Во-первых, является ли само по себе игнорирование канонов жанра недостатком? Для бестселлера несомненно является, потому что бестселлер рассчитан на интерес вполне определенной аудитории, которая ждет чего-то вполне определенного, привычного и неизменного по сути: истории про то, как крутой шпион выбирается из самых запутанных ситуаций, или как наивная девочка из провинции или социальных низов становится кинозвездой или женой сказочно богатого и красивого актера или мультимиллионерского сынка, или как умный и ловкий детектив разгадывает все более загадочные убийства. Этой аудитории не хочется никаких отклонений от заданного шаблона: шпион не должен провалить задание; провинциалка не должна быть обманута миллионером, спиться и умереть под забором; детектив не должен погибнуть, не разгадав убийства и уж тем более - сам оказаться убийцей. Но если писатель хочет реализовать ! какую-то идею, а не просто написать нечто для услаждения читательских душ ("оратор - повар для души"), то соблюдение канонов жанра не принципиально.

В "Галахаде" идея есть: что сказочная реальность слишком хрупка, чтобы быть отыгранной, малейшее неверное движение, малейшее проявление мелочности и душевной нечистоты - и сказка перестанет быть сказкой, превратится в грязноватый фэнтезийный боевик, ну а ролевики оказались вполне способны внести в сказку эту толику грязи. То, что при этом кто-то оказался похож на реального человека, а кто-то нет, особого значения не имеет. И особенно для тех, кто не принадлежит к избранной аудитории и не может насладиться узнаванием знакомых людей.

А вот принципиальная направленность на узнавание может изрядно повредить художественным достоинствам текста (это как бестселлер редко оказывается хорошей литературой). Именно это портит в целом талантливую "Сказку": характеры и мотивацию поступков некоторых достаточно значительных героев понять там просто невозможно, сообщены какие-то отрывочные сведения о них, видимо, вполне позволяющие узнать их прототипов и дальше домыслить самим. А я их не знаю и потому, понятно, нервничаю. Да и текст порой выглядит как не несущая никакой художественной нагрузки перемычка между песнями - видимо, тоже всем знакомыми. Поэтому хоть "Галахад" и написан хуже, но все-таки интереснее - хотя бы для ознакомления с бытом и нравами играющей публики.

Что же касается "Верных", то это произведение неплохо задуманное, но несовершенно реализованное. Идея его - в том, что на путь зла людей толкают самые простые, бытовые недостатки, в обычное время понятные и простительные - эгоизм обаяшки Элендила и его легкое отношение к чужим чувствам, тот же эгоизм и движение на поводу у своих капризов (даже таких отвратительных, как чувство похоти к родной сестре) - у Ястребка, легковерие Аттанубэль и т.п. Но кому дано знать, обычным ли является данное мгновение или как раз оно и есть решающее, когда каждый жест имеет чуть ли не судьбоносное значение? Однако стилистические ошибки и несовершенство композиции сводят впечатление от "Верных" на нет.

"Высокие небеса" - произведение, хорошо продуманное и стилистически грамотное, но при этом слишком эмоционально холодное, рациональное и не затрагивающее чувств. Поэтому его нельзя считать удачным (равно как, впрочем, и неудачным).

И зачем было тратить столько яда?

Размещено: 09.09.01