Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Диэр

Агония фэндома
или
как мы выбираем имена... и как мы их защищаем.

(некие размышления по поводу защиты имени и несоответствия квентам, навеянные статьей Ниэннах на эту же тему и пребыванием в Нескучнике)

Проблема несоответствия квентам уже действительно стала проблемой. По крайней мере, в рамках Нескучного сада. Взяться за перо по этому поводу меня вынудило, пожалуй, именно количество людей на Эгладоре, которые не соответствуют избранной квенте - ну на 100%.

Вполне понимаю забившую на Эгладор Ниэннах. Эх, не дожила она на Эгладе до наших времен. Такое бы увидела!.. Ну, приведу несколько характерных примеров. Наиболее раздражающих меня. Взять хотя бы одного молодого человека 17-ти лет с весьма эффектной внешностью. Начал он в конце 1998 года, еще на моей памяти, с квэнты Гил-Гэлада. Через два месяца он стал менестрелем Лаэллином (при том, что музыкального слуха у него нет никакого, его игра на гитаре - произвольное зажимание аккордов и ни одной песни он не сочинил за всю свою жизнь, и не написал ни одного стиха), потом, еще через месяц стал скандинавским богом Одином. Так он Нескучнику и запомнился - Одином, ибо проходил таковым с апреля - аж по октябрь 1999 года. А потом… Не прощу одну мою знакомую, давшую ему ЧКА почитать. Прочтя ее, он «покрестился» (хорошее выражение!)… угадайте в кого? Так о нем на Эгладоре и говорят теперь: «Этот Мелькор, который Один». Оцените слоган, господа. Но мне это слышать очень неприятно. Впрочем, как и слышать обозначение еще одного подобного создания, которое Мелькором «стало» из кендера и о котором теперь говорят: «Этот Мелькор, который кендер». Но эти-то, по крайней мере, прекрасно понимают, что они на самом деле не инкарнация Мелькора, хоть за это спасибо. Ибо есть на Эгладоре еще один, простите, «Мелькор» (иначе называемый Демон), который требует, чтобы его тусовка обращалась к нему «Учитель»! И он, по-моему, серьезно верит, что он действительно Мелькор, возвратившийся из-за Грани. При этом, тут нет ничего, кроме банальной отыгровки: у него вечно бледное и скорбное лицо (только кошку он на него еще на сажал и руки не обжигал), трагедийный взгляд, наручники на запястьях и черный плащ, в котором он всегда прячет руки. Прикид хорош, лицом пригож, но ничего умного он пока не сказал. За что его стоило бы называть подобным именем. По-моему, это уже слишком. Мания величия. Не у всех проходит.

Ладно, оставим клинические случаи. Посмотрим на более здоровые персоналии. Есть на Эгладоре среди пионеров такой дитеныш четырнадцати лет: черные вьющиеся волосы до плеч, очаровательная кошачья мордашка, печально-надменная манера держаться, отстраненность от остальной тусовки. Очаровательная девочка. Ее, собственно, имеет смысл уважать за то, что ЧКА для нее - больше, чем литературное произведение и отыгровка. Но зачем называть себя при этом Гортхауэром?! Имейте уважение к данным фигурам, господа! Ладно, смирилась бы я, возможно, и с этим, в конце-концов - просто плавно свела бы общение на нет, если бы девочка не захотела понимать элементарщины - если бы мне не выпало счастье лицезреть такую дивную сцену: ее знакомят с Демоном, описанным выше, она, не зная его до этого ни минуты, слыша имя «Мелькор» кидается ему на шею с воплем: «Учитель!». Меня чуть не стошнило. Захотелось отозвать ребеночка в сторонку и сказать, что такое слово или произносится в жизни один раз, или становится пустым звуком для треплющего его с поводом и без. Удержало только вечное мое правило: «переездом» не заставишь человека понять требуемое. Так и обхожу я это дитятко, вписавшееся в компанию Демона, теперь стороною - на расстоянии полета стрелы.

Впрочем, это еще не самое яблочко. Самое на моей памяти - это еще один милый ребеночек. Одно миленькое создание, сменившее за семестр пятнадцать квент. Оно начало с квенты возлюбленной Саурона в Нуменорэ, потом с неделю походило Сауроном, затем стало Хэлкаром, затем - Дэнной, затем - Сайтой, затем - Ар-Фаразоном, затем Элендилом, затем Йовин, затем Исилдуром, потом опять вернулось на Хэлкара, потом побывало и Моргулом из апокрифа одной моей знакомой, который одно время ходил в ксероксах по Эгладору. Если я не ошибаюсь (в ее квентах запутаться немудрено), во время нашей последней встречи - недели три назад - оно было снова Хэлкаром. Кто оно сейчас, учитывая частоту перемены квент, я не знаю…

Ну, как картиночка? Меня она удручает. Но попробую высказать соображения на тему того, блягодаря чему такое положение вещей стало возможным и из вполне себе элитарного Нескучника получилось воистину Поганище.

Товарищи мастера, любящие произносить тирады на эту тему, вы сами виноваты.

Где-то году в 1996-м началась интенсивная реклама Нескучника по телевизору и в прочих СМИ. Делали передачи о Нескучнике и играх, в прессе частенько появлялись публикации. И естественно, молодежь, ищущая поэзии в жизни, потянулась туда. Но не только поэты по жизни, естественно, туда потянулись. Потянулись туда и толпы тех, кому просто хочется помахаться на дрынах, причем, не профессионально, не учась этому серьезно, а просто - дрыном стукнуть по дрыну того, с кем дерешься - или по голове такого же горе-противника. Смотрю я на это «фехтование» и тихо, про себя, завываю в глухой тоске. И, что самое смешное, даже не хотят учиться нормально фехтовать - зачем мучиться, когда и так хорошо?.. И такое явление - безусловный негатив. Надо констатировать, что Нескучник сейчас - вотчина такого вот человеческого мусора.

Но, господа мастера, столпы фэндома, вы сами в этом виноваты.

Потому что вы сразу объявили эту молодежь (не лучшую, не спорю) злом, разлагающим элементом фэндома, вы открестились от нее и, встав в гордую позу, ушли с Эгладора - нам не место рядом с такими! Да, понимаю - невозможно видеть сто десятого горе-«Мелькора» и двести первую «Элхэ», уверяющую, что они и есть - истинные. Но! В Нескучник приходят все-таки не только такие вот субъекты. Некоторых людей Эгладор спас от запоя, самоубийства. Бывают и те, кто в Нескучник приходят с серьезными намерениями и целями, иногда - вспомнив. И вы оставляете эту молодежь на откуп тем, кого и маньяками назвать нельзя. Они тонут, растворяясь в этой массе.

Да даже и эти субъекты. Они сразу были объявлены абсолютным злом без права оправдания. Сразу клеймо: Поганище. Ведь вы же, высокоученые господа мастера, теоретики-апокрифисты и не только, даже не попытались их поднять до своего уровня, образовать, объяснить им, в каких моментах они неправы. Вы не стали растить из них поколение своих учеников, которое могло быть в потенциале. Правильно - махнуть рукой и оставить дела развиваться дальше в плачевную сторону - проще… Так и ходят по Эгладу толпы - «Мелькоров», «Сауронов», «Галадриэлей», «Феаноров»…

В чем стопроцентно соглашусь с Ниэннах, так это в том, что имя, избранное в фэндоме - это не пустой звук. Это судьба. Это целое мироощущение, мировосприятие, это целая система этических ценностей, жизненных принципов, под которыми мы подписываемся, беря себе то или иное имя, ту или иную квенту, принимая квенту и имя, мы как бы говорим: «Это - наш идеал». В соответствии с этим мы строим свою жизнь здесь. Наше имя становится нашей жизнью. И поэтому дело даже не в Галадриэли, которая не умеет петь. Дело в Галадриэли, например, которая не понимает всей горечи этого образа. Галадриэль - это не только крутая владычица эльфов Лориэна. В этом образе - печаль по своей родине, на которую никогда не вернуться, вечная печаль прощания, тоска по дому, мука приспособления к тому, что мир неотвратимо меняется, что в нем место «новым песням, новым менестрелям и балладам….» (Ниэннах), в то время, как она не может изменяться с такой же стремительностью, как и становящийся царством людей мир, как постепенно мир становится ей чужим - и как птица в клетке: не вырваться, терпи. Это, боюсь, в Нескучнике мало какая из «Галадриэлей» понимает, если понимает какая-либо вообще… И грустно смотреть на «Гортхауэра», который не понимает, что в обращенном к Мелькору «Учитель» заключается нечто намного большее, чем «учитель английского языка», что в данном случае, сказать - «Учитель», это означает принять целую мировоззренческую систему, принять безоговорочно, признать право «учить жить». И именно поэтому это слово, употребляемое в Нескучнике направо и налево, так режет мне слух. Господа, насколько же счастливее нас были Черные в Средиземье! По крайней мере, им не приходилось знать боли от наблюдаемого еженедельно непонимания этой элементарщины. Там не пели глупых стебов, там все было намного страшнее и серьезнее. Там приходилось объяснять, что - не Враг Мира, там не надо было доказывать, например, что твои отношения с Учеником - не «голубые». Простите, ИМХО, доказывать, что ты - не Враг, не зло - намного морально легче, чем доказывать, что - не педик...

Нет, конечно, существует «лекарство» и спасение от такого наводнения субъектов, даже отдаленно не напоминающих взятое имя: каждый год на Форменосе устраивают «защиту имени». Но мероприятие сие зело бесполезное, во-первых: никто не может запретить провалившему защиту на имя Мелькора «крылатому чайнику» в Нескучнике все равно называть себя Мелькором. Во-вторых, оно даже вредно. Объясню, почему: защита имени там заключается в перечислении фактологии. Один «защитившийся» «Мелькор» рассказывал мне процесс защиты имени на Мелькора: рассказать историю Среддиземья от сотворения мира до конца Первой Эпохи с перечислением почти всех дат, назвать имена Валар, основных Майяр, основных Нолдор, своих главных врагов, рассказать географию Эндорэ; в последнее время туда включили, как оно мне рассказывало, знание имен Хранителей Рун и словаря ах'энн, помещенного в конце ЧКА. Ну и что, господа, вы хотите достичь подобной методой? Можно выучить даты, имена, язык - от этого Мелькором не станешь!


Но можно ходить гоголем: ура, защитился, теперь вякните только! Соответствие квенте, господа - это намного большее, чем знание дат, имен и языка. Это значит, что система ценностей персонажа, чье имя берешь, близка тебе, что ты так поступал в жизни и считал это правильным еще до прочтения этой книги! Что это твое жизненное кредо, твое мироощущение, миропонимание. Это - та лакмусовая бумажка твоей оценки мира. Оценки своих поступков и критерий их правильности. Критерий твоих действий здесь. Иногда (как в большинстве случаев обстоит дело с квентами из ЧКА) это очень личное у человека. И я считаю, что можно не знать дат, не знать языка, забыть несколько имен - но имени своему, свой квенте соответствовать. Это можно увидеть в процессе общения - как человек смотрит на мир. И это не изложишь на защите имени в Форменосе - ибо иногда это означает публичную исповедь, господа и я не осужу тех, кто не способен на это. Вывернуть душу наизнанку, подставиться для удара в душу и насмешки, когда имеется почти стопроцентная гарантия, что высокоученые господа мастера, восседающие в жюри, этого не поймут - на это способны единицы из сотен. И, кстати, зря способны. Потому что после таких вот тщетных попыток докричаться и пишутся идиотские стебы. По мотивам, так сказать. Например, в «Умораквенте» (стеб на ЧКА, писанный в Форменосе) я и несколько моих знакомых с Эгладора, обнаружили достаточно много моментов, имеющих отношение к эгладской жизни, но никак не к ЧКА… Ребята, авторы, ну очень прошу: делайте вы разницу между Мелькором из Арты и «Мелькорами» из Нескучника!

«Симптомы болезни» расписаны ярко. Теперь читатели наверняка ждут предложения лекарства.

А я не могу ничего универсального предложить.

Во-первых, уже бесспорно видно, что Нескучник имеет серьезные шансы загнуться вскорости. Это безобразие скоро надоест даже пионерам. И выход один, ИМХО - создавать тусовки клубного типа - по интересам и взглядам. Желательно интеллектуальные, где почти не было бы элементов «маньячки», обилие которой, по-моему, Эгладор и погубило - стала собираться всякая маньячная шиза - «посражаться»; про «теорию» забыли. А если и с маньячкой - то профессионального характера, чтобы это не было отдаленным воспоминанием воспоминания о фехтовании, когда один противник сражается в манере японской школы боя, а другой - в традициях спортивного фехтования, к примеру (и такое мне довелось повидать). Организовывать масштабные игры, как раньше. Только такой выход, как мне кажется, и есть у ролевого движения сейчас. Те, кто идут в Нескучник такой вот гопотой, быстро от таких тусовок отсеются, останутся те, кто действительно этим интересуется, кому это нужно не в порядке пустого звука. Где не будет двух десятков «Мелькоров», трех десятков «Сауронов» и пятидесяти «Гэндальфов». Где у людей будет необходимость задуматься о выборе судьбы - путем выбора имени. Тусовки серьезные, где больший упор будет делаться на творчество и серьезное занятие теорией, где не будет «Элхэ-девочек», ставящих в Пасху в церквях черные свечки за Мелькора. В Нескучнике все началось с того, что никак не могли определиться, как относиться к Арде/Арте: как к материалу для ХИ, иной реальности или поводу для маньячки. Беда и с тем, чем стали заниматься столпы фэндома в Инете: идет спор на цитатах, кто был прав - Толкиен или Ниенна в каком-то пустячном аспекте, вместо того, чтобы спорить о принципиально разных систмах ценностей, если уж так необходимы баталии по этому поводу - а без них не обойтись, ибо ценностные ориентиры обеих книг принципиально отличны и направляют людей на тот или иной путь - здесь.

Нельзя говорить о выборе имени. Здесь, по идее, выбора быть не может. К моменту прочтения этих книг, у каждого человека уже имеются критерии отношения к жизни, принципы, по которым он живет. И тут просто должен найтись подходящий образ, посмотрев на который, можно сказать: я живу здесь так же. Это - мои взгляды на жизнь и я готов их отстаивать.

И не надо «раскидывать пальцы», принимая громкие имена и квенты. Будьте людьми. Примите свой путь - здесь. Приняв ту или иную систему ценностей, скрепя ее принятием имени - следуй ему в жизни. А не устраивай из имени Мелькора, Саурона, Финголфина или Варды «распальцовку» в Нескучнике. Зная, что никто не наденет на тебя оковы, не сожжет на костре, не казнит в подземелье темницы. Имей мужество здесь жить так, чтобы не приходилось краснеть внутренне за взятие имени того, кто совершил что-то в том мире, втайне ощущая свое с этим персонажем несоответствие, ощущая себя недостойным взятого имени. Найди силы творить, говорить запретное, восстать против того, что здесь считаешь злом.

Короче, мораль такова: живите, а не играйте, господа. Этим и только этим и можно соответствовать именам, квентам и образам…

Декабрь, 1999 г.

Размещено: 10.03.01