Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Эовин Краснодарская

Почему Толкина НЕЛЬЗЯ проходить в школе

(мнение студентки провинциального филфака)

... Сегодня, открыв гостевую книгу АнК, я обнаружила там довольно-таки интересное сообщение. Содержание оного сводилось к следующему (за точность цитирования я не ручаюсь): "Слышал, что Толкина будут скоро проходить в школе" - и далее возмуще-ния по поводу того, что не вовремя прочитанную книгу легко возненавидеть, и что ввод книг Профессора в школьную программу - чуть ли не форма борьбы с толкинизмом. Последнее, конечно, не очень справедливо, но возмущаться, я думаю, стОит... тем бо-лее, что свои собственные эмоции по поводу этого я чуть было не стала сразу же вы-плескивать на маму, папу, кошку, ни в чем не повинного брата-цивила и так далее. Сейчас уже малость успокоилась, сижу вот за компьютером и пытаюсь объективно рассмотреть проблему...

Хотя нет, конечно, не объективно. Мнений может быть очень много, и все их можно будет назвать хорошим, хотя и не вполне русским, словом "имхо". Однако мое "имхо" заключается в том, что Профессора вводить в школьные программы НЕЛЬЗЯ ни под каким предлогом. Чтоб не быть голословной, постараюсь объяснить почему.

ПРОБЛЕМА № 1 .
"ИМХО" И ИЖЕ С НИМ.

Мне просто нечего добавить. Ну не та это книга, которую можно сначала возненавидеть, а потом полюбить, как, скажем, Бунина или Достоевского (последнего мой отец начал серьезно перечитывать в 40 лет, восторгаясь так, как в принципе не может восторгаться школьник 10-го класса, которого обязали это читать). Ее или ненавидишь, или любишь - сразу и навсегда. И если человек должен прийти к ней, это обязательно случается. А если не должен - зачем неволить и заставлять НЕ ЛЮБИТЬ?

А что касается Сильмариллиона - так это вообще все равно, что заставить того же десятиклассника читать "Калевалу" или "Старшую Эдду" без адаптации... И потом, раз уж мы такие демократы, куда девать ЧКА? Внеклассным чтением, что ли, пустить...

ПРОБЛЕМА № 2 - главная.
КТО БУДЕТ ВСЕ ЭТО ПРЕПОДАВАТЬ?

Может быть, в Москве и Петербурге и найдутся энтузиасты, способные грамотно преподать Толкина в школе. Хотя таких и там будут единицы. Пока еще "Сильм" и "Властелин" - литература полузакрытого сообщества под именем "фэндом"... Ну да ладно. В столицах еще можно на что-то надеяться. Но большая часть школ - естественно, школы провинциальные. И тут я уже с полным правом провинциалки заявляю: НИЧЕГО НЕ ВЫЙДЕТ.

Контингент учителей литературы в регионах можно поделить на две группы, не считая, опять же, штучных энтузиастов, коих на город - ноль целых пять десятых:

1. Большая часть - "старая гвардия", пожилые учителя, за нехваткой молодых или по каким-то другим причинам не уходящие на пенсию, и педагоги средних лет, привыкшие работать по советской системе и оставшиеся консерваторами даже в том случае, если выдают на уроках самые что ни на есть новые идеи. Такие не смогут преподавать Толкина - я думаю, никто не спросит почему. В большинстве своем, они его даже не читали и вряд ли смогут в 40, 50, 60 лет полюбить и тем более - влюбить в него детей...

2. Меньшинство учителей-филологов в провинции составляют выпускники провинциальных филфаков, на одном из которых учусь и я. Не знаю, как в других регионах, а у нас на Кубани ситуация плачевнейшая. Маленький пример из жизни: я как-то расспросила часть своих сокурсников (около тридцати человек), почему они пошли на филфак. Разброс следующий: двое, как и я, выбрали специализацию в критике, несколько - трое-четверо - мечтают попасть в школу, остальные - "выгнали из медицинского", "не поступила на химфак", "предки не разрешили в театральное", "маленький конкурс"... и т.д. и т.п.

Само собой, учатся господа соответственно - какой там Толкин, когда они "Слова о полку Игореве" не читали, когда они на семинаре по Библии могут изречь "Христа распяли фарисеи и опресноки" (!), когда они - на филфаке!! - не помнят глаголов-исключений, относящихся ко второму спряжению... Я совершенно не хочу оскорбить своих соучеников, они очень неплохие ребята, но не филологи они, и не будут они филологами, и ой как больно и обидно всё это... И вот придет один из таких в школу и начнет ученикам про Войну Кольца рассказывать?! Ну-ну...

И положение-то не улучшается - каждый последующий набор на нашем факультете оказывается хуже предыдущего, "больных" филологией все меньше и меньше, о мужской половине я и вообще говорить не хочу - филфак, не филфак, что угодно, лишь бы не армия...

Да, кстати. Еще можно было бы о чем-то говорить, если бы книги Толкина входили в университетскую программу. Однако они в нее пока что не входят и вряд ли будут. А вузовских преподавателей, серьезно занимающихся фантастикой и тем паче фэнтези, в регионах очень редко можно встретить...


Вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, я уже сформулировала выше: Профессор и школа на данный момент несовместимы. Нельзя допускать, чтоб еще одного гениального писателя превратили в нудную обязаловку и объект обзывания нецензурными словами (см. эпиграф). Даже "Хоббита", который сейчас уже входит во всякие "лицейские" программы, - не нужно. Потому что не заставят теперешние педагоги это ПОЛЮБИТЬ. Вот такая, брат, оратория... (с) Б.Г.

Размещено: 07.05.01