Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Гилдор

Истоки и смысл русского апокрифизма


Каковы мотивы написания апокрифа? Бессмысленно спорить с автором очередного апокрифа, доказывая, что его фантазии не имеют с миром Толкина ничего общего. У каждого свой Толкин. Но в апокрифе выражены бессознательные желания и предпочтения автора, и вот о них стоит поговорить. Зададимся вопросом, почему именно мир Толкина породил во многих неосознанное желание исправить его. Почему так сильно задевает за живое какая-то сказка, лишенная, по выражению некоторых критиков, выдающихся литературных достоинств?

На первый взгляд, Толкин всего лишь описал некий неиндустриальный мир. Но сделал это так искусно, что у внимательного читателя не остается сомнений в его реальности. При более пристальном прочтении становится ясно, что Толкин подобен Колумбу, который до конца своих дней считал, что открыл путь в Индию. Также и Толкин считал, что выдумал свой мир. Неважно, каким путем Толкин получил информацию об Арде. Главное - этот мир реален. Реален также как реален Египет времен Древнего царства, или Шумер. Даже более реален, потому что мы знаем об Арде больше, чем о Шумере. Исходя из этого, свидетельству Толкина следует доверять не больше, чем отчетам Христофора Колумба. Толкин первооткрыватель Арды, так же как и Колумб первооткрыватель Америки. А за первооткрывателем всегда идут исследователи. С другой стороны, в его мире человек не самое совершенное существо. И если сказок о золотом веке было предостаточно, то Мир Толкина - первый случай создания мифологии, где человеку отводится второстепенная роль. Эта особенность мира Толкина вступила в противоречие с господствующими в настоящее время представлениями о человеке и его месте в мире, а открытость мира Толкина породила стремление исправить его. Таким образом, создание апокрифа есть не что иное как попытка вернуть себе потерянный психологический комфорт, когда есть ответы на все вопросы и есть ощущение собственной правоты.

Можно утверждать, что одна из основных особенностей мира Толкина - это противопоставление людей и эльфов. Это противоречие решается по-разному у каждого автора. Сам Толкин, признавая безусловное превосходство эльфов, отдал Арду людям вследствие изменения самого Мира в результате борьбы сверхчеловеческих сил. Толкин ясно выразил свое сожаление такому повороту событий. Но герои Перумова и Еськова борются против эльфов совершенно сознательно и бескомпромиссно. Они понимают несовместимость современного человека и эльфов. Вот главное противоречие между Толкиным и его "эпигонами": Толкин отрицал ценности технической цивилизации, а наши апокрифисты ее защищают.

Прежде, чем приступить к дальнейшему анализу мотивов создания апокрифов, отмечу показательную тенденцию, общую практически для всех "продолжателей" Толкина. Эта тенденция косвенно подтверждает правоту дальнейших рассуждений. Вы не задумывались, почему всегда себя герои апокрифов представляют вершиной благородства и добродетели, а своих врагов как подлых и жестоких убийц? Откуда это стремление выглядеть борцом за справедливость? Уже сам по себе такой подход выдает предвзятость автора. Наши апокрифисты тем самым безмолвно признают, что выражают ложное мнение, которое нуждается в моральных подпорках и эстетическом гриме для того, чтобы не вызвать справедливого протеста у читателя. Они хотят сами себе доказать, что враг отвратителен и достоин смерти. Но давайте судить не по лживым словам, а по делам. Посмотрите на мир, построенный эльфами и на мир, построенный человеком. Неужели прекрасный, гармоничный и стабильный мир эльфов, хуже того, в котором вы сейчас живете и которой будет с каждым годом все хуже и хуже?

Господа апокрифисты! Не надо выдумывать оправдания миру человека - известен результат торждества ваших идей. Тот реальный мир, в котором вы сейчас живете и есть тот идеал, за который борются ваши герои. Но вы же первые бежите от него в Мир Толкина! И бежите только за тем, чтобы его испортить. Не находите ли вы здесь какого-то противоречия? Мир человека, мир техники без магии таков, каков наш мир. Другого нет и не будет. Где в этой реальной жизни вы найдете подтверждение своим идеям? Что означают в реальности ваши "Свобода" и "Знание"?

Путь технической цивилизации, цивилизации человека - это пирамида, обращенная своим основанием в будущее. Блага современности оплачиваются следующими поколениями. Что будет на Земле через двести лет когда на ней будет жить 500 миллиардов человек? Эти прогнозы хорошо известны не только любителям фантастики: пустыня, свалки и города. Чистой природы не будет. Да и как еще прокормить эти миллиарды? Независимо от того, выйдет человечество в космос или нет, прогноз для Земли один. Только если человек выйдет в космос, в пустыню будут превращены и другие планеты. И задайтесь вопросом радетели человечества, будут ли эти миллиарды более счастливы, чем их далекие предки, что жили в пещерах? Ваши Свобода и Знание это путь животного, у которого нет врагов. Но это еще не все. Жизнь пирамиды техногенки, как и финансовой пирамиды, очень коротка. Когда ресурсы планеты будут близки к истощению, неизбежно начнется война за эти ресурсы. При высоком уровне техники такие войны всегда приводят к полному уничтожению жизни. И что же вы сможете возразить? Что человек придумает, как выйти из такой ситуации? Нарисуете "буколические" картинки коммунистического или капиталистического "светлого завтра"? Человек разумен, а масса всегда тупа, труслива, жестока и агрессивна. Она будет искать выход, и она найдет только один - путь войны.

А теперь посмотрите на мир, где живут эльфы. Мир, где действует магия. Магия - это не отсутствие причинности, как считают некоторые. Магия - это более глубокое, чем наука, понимание Мира и его законов. Магия - это путь Силы для единиц, а техника - это путь Силы для толпы. Отсвет Мира магии лежит на страницах книг Толкина. Именно этот отсвет сделал книги Толкина такими популярными. Люди устали от столетий сказок о человеческом величии. Мир гармонии с Природой может быть отвратителен только для тех больных взрослых детей, которым нравится играться со своими игрушками воображая себя господами мира.

Итак, мы подошли к самому главному вопросу: в чем причина самообожествления человека? Вспомните, ведь русской интеллигенции всегда было почему-то свойственно идеализировать "народ". В 19 и 20 веках эта заразная душевная болезнь была глубоко распространена среди всех слоев русского общества. Известно к чему это привело: разрушение страны и гибель миллионов человек. И вот теперь эта иррациональная вера в "народ" выродилась в веру в человека вообще. То, что мы видим в апокрифах есть проявление этой странной веры. Видимо урок 20 века оказался недостаточным для радетелей человечества, чтобы понять ошибочность своих идеалов. Где же истоки слепой веры в человека, что так глубоко лежат в подсознании русского интеллигента? Исток этой веры - в монотеизме. Апокрифотворчество есть всего лишь одно из проявлений этого мировоззрения. Почему же именно Мир Толкина подвергся такому насилию? Несмотря на принадлежность самого Толкина к христианству, его Мир абсолютно чужд ценностям монотеизма. Смысл монотеизма и его отличие от так называемого язычества можно схематично изобразить так. В представлении язычника весь Мир есть божество и человек только часть этого Мира. Мир язычника един. У монотеиста мир разбит на три части: бог, природа и человек. Таким образом, человек в монотеизме не часть природы, а передаточное и промежуточное звено между Единым Богом и Природой. Задумайтесь, кому нужна кирпичная стена в виде Единого Бога для защиты от Природы? Реальная гармония жизни Природы была когда-то давно подменена на бесплодные поиски гармонии с Единым Богом. Ограничив область ответственности только Единым Богом, монотеизм дал неплохие возможности эксплуатации человека человеком и человеком Природы. Эта схема казалась логичной, пока вновь не появились эльфы. Они не укладываются в эту плоскую и искусственную картину Мира. Действительно, если есть эльфы, то тогда зачем нужны люди? Эльф - это, безусловно, лучшая часть Природы. Но если совершенство уже есть в Природе, тогда что сделал тот, кто называет себя Единым? Подобные вопросы разрушают многовековую привычку людей считать себя лучше всех, считать, что весь Мир только декорация для их развлечений. Мировоззрение монотеизма наиболее комфортно для большинства людей. А значит большинству людей будет приятно читать "продолжения" Толкина, где людям возвращают потерянное самоуважение. Рецепт апокрифа прост: надо всего лишь унизить эльфов. Сделать это можно по-разному. Можно противопоставить "светлых" и "темных" эльфов, как сделала Ниенна, можно опошлить эльфов, как сделал Еськов, или просто прогнать их, как сделал Перумов. При минимальном литературном таланте автора такие книги будут хорошо продаваться.

Монотеизм, то есть поклонение Единому Богу есть идеология простого человека, идеология "народа". Что такое идеология? Это оправдание, т.е. придание видимости справедливости и осмысленности определенной линии поведения. Линия поведения простого человека так же очень проста. Это поведение животного. Его жизнь ограничена инстинктами самосохранения и размножения. То, что господа интеллигенты полагают наиболее важным для себя, так называемые "Свобода" и "Знание" не имеют для него никакого значения. Имеет значение только то, что напрямую связано с основными инстинктами. И в результате мы видим: безудержное размножение, и как следствие разрушение своей среды обитания. Судьба животного, у которого нет врагов.

Таковы, на мой взгляд, причины создания апокрифа. В конечном итоге это крайняя форма разрешения конфликта между идеалом и современностью. Но этот конфликт может развиваться и в более мягких формах. Например, в виде стёба. Правда, создание апокрифа вызывает во мне большее уважение. Все-таки написание такого произведения требует немалого труда. Но суть у них одна - если человек не видит возможности приблизиться к идеалу, он пытается подавить это желание всячески искажая и уродуя недостижимый идеал. Как в известной басне о лисице и винограде. Но желание приблизиться к идеалу возможно реализовать и по-другому. Можно попытаться в этой жизни найти пути и методы приблизиться к идеалу. Ролевые игры одна из них. Но этот путь эскапизма не дает ничего кроме временной иллюзии, после которой еще труднее жить в современном мире. И неужели никому из толкинистов не приходила в голову простая мысль: а есть ли реальные методы приблизить наш мир к идеалу? Ведь, может быть, дело не так безнадежно, как кажется на первый взгляд.

Вы можете возразить, все так, но мы не эльфы. И эльфийский мир для нас недоступен. Поэтому нам следует идти своим путем. Но в своей работе "Апология Феанора" я привел доказательства того, что внутри каждого человека есть частичка эльфа. И вместо того, чтобы подавлять самое лучшее в себе, может быть, следует попытаться идти другим путем? Тогда человек приблизиться к эльфу. Здесь и сейчас. В этой жизни. Этот путь давно известен в Индии. Это путь личного самоусовершенствования: четыре йоги. Если цель вместо брахмана будет называться эльфом, смысл от этого не изменится. Более того, цель станет более определенной и четкой. На этом пути человек действительно способен реализовать все свои внутренние устремления. Вместо погони за химерами и миражами он получит истинную радость самообретения.

Бессмысленность современной жизни свидетельствует о ее глубоком кризисе. Вместо самореализации нам предлагают ценности общества потребления: карьера, успех, семья. Простые удовольствия простого человека. В принципе, ценности вайшью - это не так уж и мало. Но есть немногие, кому этого недостаточно. Птенец новой и настоящей жизни начинает пробовать скорлупу повседневности на прочность. Этот еще несмелый стук многие ощущают в себе в виде неясной тоски. Тоски по настоящей жизни. Аберрации нашего дневного сознания придают этой тоске разные формы. Некоторым нравится Толкин, некоторым Ниенна, некоторым даже Перумов. И кто бы не привлекал вас, знайте, это рвется наружу ваша эльфийская сущность. Если человек не равнодушен к очарованию Арды, то значит он стремится вырваться из условностей современной жизни. Противоречие между реальностью и идеалом дает огромную энергию тем, кто осмеливается его в себе признать. Разница между идеалом и реальностью особенно сильна в России. Глупо тратить эту энергию на пустяки.

Две тысячи лет эпохи Водолея будут непохожи на предыдущие. Новая Эра уже началась. Идеалы прошлого уходят в небытие. Само появление толкинизма свидетельствует об этом. Так давайте идти вперед!

Гилдор, Alex_stsp@chat.ru


Комментарий публикатора: безусловно признавая за автором право на его личную точку зрения, не могу не отметить, что рассуждения автора о монотеизме основаны на комплексе недоказуемых аксиом, в частности на предположении об отсутствии Единого Творца (если же исходить из предположения о существовании такового, то, напротив, как раз язычество представляет собой попытку сделать из природы стену между человеком и Творцом). Ряд тезисов, изложенных автором, опирается на необоснованные непосредственной причинно-следственной связью силлогизмы. Отдельные положения текста, в частности, положение о монотеизме, как идеологии толпы, спорны (по меньщей мере, российская традиция свидетельствует о том, что как раз толпа, не поддерживаемая жесткой управленческой структурой или харизматическими лидерами, увы, склонна скатываться к язычеству).

С уважением,
Гарет.


Размещено: 23.07.01