Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Диэр

"А по жизни?.."

Бюстгалтер для самурая Лайхэ

В общем-то, увы, то ли я что-то неправильно в доску поняла, то ли Лайхэ, автор статьи про бюстгальтер для самурая, написала недостаточно внятно, - но вся статья, содержащая в себе наезд на фэндомских девушек с мужскими квэнтами и нетрадиционной ориентацией, вполне себе внятно и логично умещается в первый эпиграф.

Хотя… вероятно, то ли мне везло в общении с людьми, то ли я непоправимая идеалистка, но вопрос, все чаще и чаще встречающаяся в фэндомских кругах, когда существо представляется тебе по своей квэнте: "А кто ты по жизни?" (в смысле, кто ты настоящий) - меня все еще коробит. Привыкнуть не могу, хотя, если присмотреться, то, кажись, пора бы.

Наступает иная эпоха. Иная эпоха в фэндоме.

Пишу эту статью не в защиту дев с мужскими квэнтами, хотя, и это тоже. Пишу скорее об этой самой новой эпохе, которая наступает - прямо на нас. В общем-то, не могу себя причислить к фэндому "старого призыва", - но новая волна, ныне тусующаяся на Октябрьской, в переходе, в Москве и на Черной Речке и Московском вокзале в Питере - она и нас сминает, накрывает… раздавит?


Эта новая эпоха - эпоха лиц неопределенно-юного возраста, много пьющих на тусовке, в большинстве своем слушающих "Арию", "Короля и Шута", и так далее, которые и имена-то, как они говорят, "тусовочные" берут себе просто по старой традиции. Толкиенистами их назвать уже язык не поворачивается, потому что мало просмотреть новый фильм "Властелин Колец" или даже прочитать эту книгу во всех трех томах, чтобы считаться толкиенистом: для этого, как минимум, надо, ИМХО, "Сильмариллион" прочесть, вдуматься и вжиться в этот единый для всех нас, толкиенистов, мир. Но это так, лирическое отступление; а "юное поколение" пришло, кажись, танцевать на костях всего и всея. И эти вот самые девушки, о которых пишет Лайхэ в своей статье, - что там греха таить, они просто из этого нового поколения, и зараза они, подлежащая лечению, в той степени, в какой степени эту новую волну вообще можно направить в старое русло.

Наша эпоха ушла.

"Разврат - это не смешное слово из сентиментально-пуританских романов девятнадцатого века. То, что творят эти леди (так и вспоминается анекдот: "…то ли "леди", то ли "ляди"…) - именно так и называется. Разврат, ставший образом жизни. <…> … то, что происходит в темном уголке под лестницей в каком-нибудь ДК, в туалетах или просто в кустиках возле Октябрьской площади - это, ребята, разврат." (Лайхэ, "Бюстгальтер для самурая")

И дальше там что-то про лесбиянок на тусовке, как будто они виноваты во всем. Да при чем тут они, какое дело кому до того, однополы два любящих друг друга существа или нет. Это - веяние этой самой новой эпохи. Не далее, как вчера сходила на Октябрьскую - "проветриться" и посмотреть на все это поближе. Ну да, что и ожидала узреть: пьяная гопа громко тусуется, бедные цивилы, мимо идущие; кто-то в фенечках бегает туда-сюда, под мелким дождичком горе-менестрюли играют на гитарах (инструмент загубить хотят, не иначе), мелькают под косухами нараспашку маечки с черепами и монстрами - тут и там; попыталась познакомиться - где там хоть горе-Галадриэли или горе-Арагорны, какой там, кончилось время Арвэн и Элхэ, теперь там гуляют "Ночные Швабры", "Кошки Сашки" (имена подлинные, сама слышала, познакомилась любопытству ради) и в том же духе. Наша легенда благополучно предана забвению. Теперь там часто поют песни "Арии" и все, что касается темы "рок-н-ролл мертв" - это их любимый "переезд". Нет, уж лучше бы продолжались петься песни об убиенных Эллери на всех углах; по крайней мере, это "из той сказки" было.

И - почти никого из толкиенистов. Кто-то дома сидит ("На хрена я туда поеду, что я в этом зоопарке забыл!"), кто-то по гостям ездит, кто-то пытается организовать у себя тусовку клубного типа, узкого круга, кто-то уже не пытается. А то место, где раньше были мы, отдано им. Рок-н-ролльщикам. Разве что чуть на отшибе мелькает знакомая физиономия. Да и тот слишком пьян, то ли с горя, что видит такое, то ли чтобы не так уж кардинально от компании отличаться… L Подавляющее большинство, настолько подавляющее, что процент высчитывать бесполезно - 99 из 100, самая внятная цифра, - они. Мы ушли без боя.

Да и с кем бы воевать-то было. Что - изгнать? Не изгонятся. Да и некому. "Толкиенать"? Бесполезно, насильно легенду не привьешь, это не инъекция в кровь; да и надо ли - насильно? Смириться и жить с этим бок о бок? - проще уж уйти. Ибо глаза бы на этих вот "чудес" не смотрели.

А куда бежать? В Интернет? Разве что, там еще остались осколки нас, форумы да сайты да е-мэйлы. Только - в реале уже встречаться не хотят практически, боятся разочароваться в собеседнике, который такой хороший и адекватный эльфийский принц по переписке; только на форумах - грызня становится уже вполне себе прозой жизни, кто-то по инерции кидается мирить, а кто-то с наслаждением занимается возвеличиванием собственной крутости за счет другого. И бесполезно говорить: "Куда ж вы ссоритесь, родные, нас же скоро не будет вообще, как факта, на наше место стойко приходят другие, которые, услышав: "Я человек из Мордора", спрашивают: "А по жизни ты кто?"" - хоть кричи, не услышат. А иногда еще и спросят: "Какое тебе до них дело?" Видимо, чтобы осознать весь ужас конца эпохи (пророк Лин очень правильно назвал свой журнал…), нужно полчасика постоять на Октябрьской или Черной Речке (не отличается ничуть, просто лица другие), посмотреть на все это из своего добровольного вакуума. Авось отрезвит.

Какое мне до них дело… и впрямь, какое? Только раньше не спрашивали: "А кто ты по жизни?" Было понятно, что если ты - эльф, мордорец, гном, роханец - по квенте, то и по жизни ты - то же самое. Квенты не просто так все-таки берутся. (А там, где они брались просто так, линии путей просто не прокладывались, нас все же было достаточно, чтобы позволять себе общаться с "узким кругом", который не таким уж и узким был.) Потом точки и грани начали смещаться. Сначала вопрос: "А кто ты по жизни?" не задавался не потому что было так же естественно и адекватно воспринимать собеседника в его квенте (ибо квента воспринималась, как жизнь; что с того, что легенда!), как чай пить, а просто потому что это еще считалось дурным тоном… это было начало. Легенда начала умирать, оставляя место только традиции. Потом и на традиции начихали, юным неформалам - что им традиции, это им так, архаический пережиток, пустой звук, враждебное понятие. Вместо слова "день встречи" в лексикон прочно въелось слово "тусовка", многие квэны, вписывавшие у себя народ в критических ситуациях, перестали это делать, ибо гостеприимство и помощь ближнему - конечно, святое, но любого может оскорбить, когда твой дом называют "флэтом" и сваливаются туда, в лучших новых традициях, без приглашения, с бутылкой дрянного портвейна, и с порога лезут в холодильник.

Мы все-таки - дети легенды. И если ныне настало наше время достойно уходить со сцены - лучше уйдем достойно. Разменяемся на посиделки в узких кругах на квартирах, будем выезжать за город вместе, - а потом, когда петля на горле стянется еще туже, когда шаг за шагом все больше народу будет цивильно расписываться, рожать детей и "уходить в цивил", а в широких кругах все останется по-прежнему, или изменится в еще худшую сторону (хуже бывает всегда), те, кому в "цивиле" места нет, наверное, откроют сезон Уходов. Очередной. Но мы - дети легенды. Мы мыслим по-другому. Мы мыслим и чувствуем в рамках нашей легенды. Квента для нас - равно "жизнь". Можно прожить много ролей на играх, но своя жизнь, пусть и прошлая, своя перевернутая страница, от которой остались на челе только тени Знаков, - она своя, она впечатывается в личность, хотя бы на уровне рефлекторной любви к длиным юбкам в пол. И так просто привыкнуть к новым временам, к тому, что на "сцене" нам места нет - нелегко… но на "сцене", на одной "сцене" с новым поколением рок-н-ролла, нам действительно нет места. Кто скажет - есть? А пытаться собираться заново, где-то еще - многие ли будут ходить в принудительном порядке? "Андеда" реанимать пытаться? Гиблое напрасное дело, кажется. Ибо, если бы оно не было гиблым и напрасным, уже пытались бы и небезрезультатно пытались бы.

Новому поколению - им как раз в легенде места нет. Они - дети этого мира, хоть и отрицатели. Дети этого мира и этого времени. Они носят маечки с черепами и монстрами, они носят в эпатажном порядке перевернутую пентаграмму на груди, чтобы из толпы выделяться, они не верят ни во что, ни в каких эльфов и Валар (можно это отследить по тому, что средиземских имен и квент они уже в большинстве своем подавляющем не берут), они и словей-то таких не знают. Они имеют друг друга (других слов не подберу) в кустиках, в двух шагах от широкой тусовки. Они верят в пиво и косухи с металло-блямбами. Они верят в матерщину публично и в эпатаж. Это - их легенда, их религия. А на холмах, где вереск цветет, - не было их и не будет, слава богу. Эти - даже ролевых игр организовывать не станут. Им хватит одного вечера в неделю, чтобы вместе пиво попить и "цивилов постремать". Из них не вырастут визионеры, контактеры, они не будут озадачиваться воспоминаниями из прошлых своих жизней, такое словосочетание, как "стать собой" - для них сумбурная невнятица. Так что, каждому свое. А мы еще живы. И пытаться мерить их нашими мерками, предъявлять к ним какие-либо претензии, тем более, - лучше уж сразу уйти со сцены.

(Это я большей частью о московской тусовке, в Питере "все не так плохо, все по-другому плохо", но Питер - тема отдельная, особому исследованию подлежащая. О нем пока не говорю.)


А вот девушки с мужскими квентами… не путала бы Лайхэ божий дар с яичницей. Они-то как раз - скорее, принадлежат к нам, чем к новому поколению. Все-таки.

Не сказала бы, что так просто - в женском теле осознать себя мужчиной. Чтобы адекватно выглядеть в мужской квенте - мало вспомнить, мало пожелать воскрасоваться; надо стать. Переберите менестрелей фэндомских, да и многих известных фэндомских деятелей; там такие есть. Которые стали. Которые в женском теле иначе, как в мужском роде - не воспринимаются. (Слышала я от Анарэдэля, который - смотрите Таверну БТЭ - в женское тело облачен, хороший термин: нистано. Который и буду дальше употреблять.) А чтобы стать мужчиной в женском теле - нужно время, привыкнуть, вжиться в квенту. Не все сразу. Вот и начинаются нетрадиционные половые контакты - ничего удивительного в том, что мужчине нужна женщина, нет. Если занятия любовью рассматривать, конечно, как точку выражения эмоций, а не просто как способ удовлетворить "пылающие чресла". Более того - такие контакты нужны мужчинам, осознавшим себя мужчинами в женском теле, чтобы стать собой. Утвердить себя, как мужчину. Чтобы это стало способом и формой существования, а не шаткими "глюками", которые разбиваются от одного взгляда в зеркало. А если какая-то девушка, деля с ним ложе, видит в нем благородного воина или принца на белом коне - хмм… а почему бы не предположить, что существо просто сделало несколько шагов к самосозиданию себя мужчиной? Зрение души - оно остро. Значит, таки есть, что там видеть. И - такие пары, Лайхэ, ближе к нам, чем к "новому поколению", ибо у них есть своя легенда. Легенда о принце и прекрасной даме. Они ее создают. Большей частью такие пары, как раз, занимаются визионерством и "глючью" (воспоминанием своих прошлых квент и так далее), сколь я могла наблюдать - не становятся мужчинами женщины на пустом месте. И я не буду замечать в сумках нистано тампоны - не по каким-то абстрактным правилам игры, а чисто из человеческого уважения. Точно так же, как многие, полагаю, из того же самого уважения, не будут замечать в сумке существа, в мужском теле рожденного, презерватив. Ибо есть таки личные детали туалета.

"Бездушие. Бездушие тех, кто когда-то звал себя "толкиенистами", кому когда-то тоже было четырнадцать лет. Бездушие - и пусть извращенное, налагающее странные обязательства понимание. И только один из десяти пришедших в тусовку детей скажет: идите к черту, я - это я, и принимайте меня такой, какая я есть! Девять - примут правила игры. А потом - изуродованная психика. А потом - болезненно-острые страсти и попытки суицида напоказ. И братание с такими же запутавшимися девочками, упорно именующими себя мужчинами…" (Лайхэ, "Бюстгальтер для самурая")

Ну да, синдром нового поколения. С этого, наверно, все там и начинается. Ну и что теперь? Всех не спасешь. Лучше уж не спасать, непонятно каким образом (проповеди тут не помогают, по всем законам психологии), от лесбийских контактов и братаний с нистано (чем это-то не устраивает?), если уж так тянет спасти небезнадежное существо, а перехватить его на тусовке и привести в свою компанию, чтобы у существа появилось чувство не одиночества, понятости, желания общаться и развиваться дальше. А найти корень всех бед в чем-то одном, компостировать этим старательно мозги, удивляться потом, какие все нехорошие, не слушают и очевидных истин не понимают - можно, конечно. А смысл? В самоутверждении? Только при чем тут лесбиянки? При чем тут нистано? При том, что они и в "новом поколении" есть? А в "цивиле" их мало? Или они глобальное зло мировое, во всем виноваты евреи, нистано и велосипедисты? Ну - я не четырнадцатилетняя девочка, и у меня есть побратим-нистано. Мой брат. Брат. Перед всеми это скажу, стыдиться, как я считаю, мне нечего. И ему нечего. Ему. Потому что говорить о нем "она" - я не могу.

"Мужчина в прошлой жизни? Да ради всех богов. Воин, менестрель, книжник… да хоть демон - таких тоже навалом. Только теперешняя жизнь - теперешняя. Не нужно путать игры с реальностью. А раздвоение личности, между прочим, называется шизофренией. прочем, шизофрения теперь тоже в моде…" (Лайхэ, "Бюстгальтер для самурая")

Ну - и кто здесь кто, если прошлая жизнь есть для Вас игра, драгоценнейшая? Жизнь - она везде жизнь. Прошлая, настоящая - она жизнь. И каждому выбирать, женщиной ему быть или мужчиной, если в женском теле мужчина родился, не озадачиваясь при этом мнением общественным, ИМХО. Если стоит выбор - быть собой или получить общественное благословение - я предпочту быть собой. Каждому свое.

А шизофрения… в моде ли? Эпатаж он и есть эпатаж, незрелость везде незрелость; пройдет сразу такая "мода", как только некоторые из жрецов этой моды испытают по-настоящему страх сойти с ума. Но - а этично ли к тем, кто не считает себя людьми, применять мерки человеческой психики? Это уже напоминает мне тот самый сакральный вопрос: "А кто ты по жизни?"

Думаю, лишним будет прибавить, ибо знают меня достаточно многие: я не нистано. Все мои квенты - женские, здесь я - женщина, и женщиной намерена оставаться и дальше, благо, такое положение дел меня всем устраивает. И я живу. Не играю. Даже имея отношение к ролевому кругу. Да, я ездила на игры и играла своих персонажей; но мои квенты по моим прошлым жизням - это мои жизни, это страницы летописи именем "Я", это Я-Есть. И я общалась и общаюсь с тем кругом существ, которые разделяют такой подход к жизни. Поэтому дыхание новой эпохи я принять не могу и не хочу. Поэтому мне неприятно слышать фразу: "не нужно путать игры с реальностью" - когда речь идет о том, что было, пусть не в этом мире и не в этой жизни. Это что - квэнта у нас теперь стала ролью на очередные ХИ или жизнь определенного социума превратилась в беспрерывные ХИ? Есть только игра и ничего за душою нет? Так кто я там по жизни?

В общем, каждому свое. И не имеет смысла в той или иной форме на повестку дня ставить принцип коллективной ответственности. Да, могу поверить, что леди Лайхэ повстречались по тусовке несколько лесбиянок, использовавших юных дев и славившихся разнузданным поведением, закатывавших вполне себе бабские истерики; сама таких видела. Дыхание нового времени всех касается, кто жаждет к этому новому времени приобщиться. Но из этого не следует, что все нистано такие и зло они мировое, не следует, что главный они рычаг разложения фэндома. Просто - эволюция везде эволюция, историю читайте и делайте выводы из гниения и разложения разных социумов; наше время ушло. Уходит, может быть, еще все обратимо, может, просто я не вижу пути назад, а он еще есть.

Кто знает… "Снимайте шляпы, господа, с нами уходит эпоха" (Алекс Легран).

Ive Morerante aka Диэр Morrant
(с) март 2002 г.


Размещено: 08.04.02