Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Эстера

Женщина в игре

Кажется, вот тут, в этом споре об игровом трансвестизме, и залегает одно из многих противоречий между восточной и западной частями ролевого движения.

Все свои пломбированные зубы даю (целые мне самой пока нужны, даже если проиграю спор), что средний знакомый мне сибирский ролевик и не посмотрел бы на отыгрыш, увидел бы только бедра и бюст, а игра вокруг этого персонажа выродилась бы в нездоровое постебище. Объективно хороший игрок признавался, что вырубится из игры, если его заставят надеть лосины в качестве игрового прикида (!) Думаю, пышногрудый Берен выбьет его из игры с гораздо большей степенью вероятности. Проблемой незанятости женщин на исторических играх озабочены и у нас, но не принимают всерьез самое простое решение - отыгрыш женщинами мужских ролей.

Я, занимая неопределенную позицию между "востоком" и "западом" (живу и повседневно общаюсь на востоке, а единомышленников имею на западе), не могу предугадать свою реакцию, потому что пока не была на играх, где многие мужские персонажи отыгрывались бы женщинами. Мое поведение будет зависеть от моей "вгруженности" в мир и от атмосферы перед началом игры. Если будет атмосфера стебно-запойной тусовки, то я буду про себя страдать от никчемности всего происходящего и в качестве утешения вести пожизненные базары с выцепленной в тусовке родственной душой, которой так же скучны стеб и запой; если это будет подобно тому, что я увидела на Мандосе в 2000 г. (см. статью "О зауральском менталитете"), то я буду стебаться нездраво и опять же не включусь в игру; если вокруг меня будут свои, мои собратья по Средиземью, единомышленники, непринужденно в поезде по дороге на игру ведущие толкиеноведческие и боголовские дискуссии, то... я не знаю. Может быть, я включусь в игру и мне станет все равно, каковы пропорции фигуры Гиль-Галада, лишь бы она вела себя, как Гиль-Галад; а может, просто из любви к друзьям приму то, что вот эта блондинка - Саурон, а вот та шатенка - Элронд, и что это мои проблемы, если я не могу воспринять их адекватно.

Впрочем, в любом случае, проблема занятости женщин на играх - это часть другой большой пробемы, проблемы соотношения первоисточника и игры по нему (если игра без книги-первоисточника, по мастерским задумкам, то это особый случай - очень, кстати, в Сибири распространенный - и гораздо более простой, потому что мир там сразу придумывается, а не экстраполируется, исходя из книги). Потому что есть три пласта.

1. Литературное произведение, по миру которого происходит игра.

2. Мир этого литературного произведения, который включает в себя намного больше того, что описано в книге.

3. Модель этого мира, создаваемая на игре.

Возможны два крайних варианта перехода от книги к игре: прямой (от книги - сразу к модели, не знаю, встречается ли он в чистм виде), непрямой (книга - экстраполяция мира по этой книге и, возможно, другим - модель) и куча вариантов между ними - в зависимости от степени расширения мира по сравнению с описанным в книге и от того, на какую сторону этого мира обращают больше внимания.

Приведу пример. Допустим, делается "артуровка". Можно просто взять героев и ситуации, описанные у Мэлори (если использовать в качестве базового источника "Смерть Артура"), описать их в правилах и начать воспроизводить на игре. Тогда это получится игра, в которой все сплошь главные герои (рыцари бесперечь дерутся по любому поводу меж собою с разными чудовищами, дамы больше ничего не делают, как только изменяют своим мужьям с этими же рыцарями, легко обманывая Божьи Суды), а простых людей не отыгрывает никто. Это прямой переход.

А вот вариантов непрямого может быть несколько и результаты могут получиться совершенно различные. Можно просто как следует просчитать экономику и политику раннефеодального общества и сделать так, чтобы колоритные развлечения рыцарей и дам были только фоном, а настоящими героями стали бы крестьяне, обрабатывающие землю и периодически бунтующие, купцы, занимающиеся торговлей, короли, занимающиеся политикой, дворяне, постоянно находящиеся на войне, и дворянки, управляющие поместьями (а иногда и обороняющие их от разбойников или тех же самых бунтующих крестьян - фактически, берущие на себя помимо женских функций, еще и мужские) в отсутствие мужей. Можно сделать упор на магию, расписать подробно магическую систему, обогатив ее заимствованиями из кельтского, допустим, эпоса, с коим Артуриана в родстве, и тогда настоящими героями будут Мерлин, Моргана, Фея Озера и прочие, менее знаменитые, маги. Можно все внимание сместить на боевку, и игра будет "маньячная". Можно пытаться сочетать все эти элементы в разумных пропорциях.

(Как видим, в двух первых и четвертом варианте знатным дамам есть, что делать - активно отыгрывать личную жизнь, управлять поместьем или заниматься магией).

А можно, к сожалению, сделать и невразумительную кашу: вроде как экстраполяция (помимо "героев" есть еще и "простые" - мелкие дворянчики, крестьяне, женщины, не прославившиеся великой любовной историей, а вполне добропорядочные), но непроработанная экономика и - в самом неподходящем месте - грубые ограничения, мотивированные тем, что "а в первоисточнике этого не было". Вот и не едет никто крестьянами, воины все время проводят в бесконечных месиловках, а женщины вне зависимости от сословия только и занимаются, что готовкой.

И, к сожалению, последнее реализуется легче всего, потому что качественно прописать, а потом и отыграть экономику, магию или личную жизнь - трудно. Для качественной экстраполяции нужно обладать четким логическим мышлением, а также способностями к анализу и синтезу, а для отыгрыша личной жизни прямо по книге - недюжинными актерскими талантами. Не обладая ни тем, ни другим, даже при самых благих намерениях люди получают самый невразумительный результат. (Он же получается, когда при подготовке к исторической игре не рассматриваются разные источники, а берется некое среднее расхожее представление об отыгрываемом времени, что, к сожалению, тоже бывает).

К чему я веду? К тому, что при игре-экстраполяции, когда мастера и игроки идут от книги к миру, в котором все-таки все довольно сбалансированно и (касаясь нашей проблемы) сильная женщина может реализовать свои устремления (кроме совсем уж какого-нибудь махрово-патриархального мира), девушке, желающей отыграть активную личность, всегда можно будет найти свое место в игре и без всяких мужских ролей (если ей, конечно, не хочется отыграть мужскую роль просто потому, что этот персонаж ей импонирует - это-то вопрос особый, тут все зависит от конкретных обстоятельств). А на невразумительном гибриде никакая роль не исправит дурного впечатления от игры.

Так что остается довольно мало игр, куда реально стоит ехать в мужской роли - это игры (по моей классификации) с прямым переходом от книги к игре, например, мистерии по сюжетам, где мало женских персонажей, а личная жизнь практически отсутствует. (По Толкиену, к примеру...)

Сравнивать эти виды игр я не могу и не хочу, по той простой причине, что на мистерии еще ни разу не была (исключая ХИ-2000, которые несли в себе элементы мистерии, что, впрочем, больше касалось главных ролей и было почти не заметно для нас, кабатчиков, ибо кабак - это везде кабак, хоть на мистерии, хоть нет). Может быть, после того, как я там побываю, я больше никуда ездить не захочу и сама начну мужские роли играть :-)

Но этот тип игры не популярен у нас в Сибири (тоже, видимо, проявление антагонизма "восток - запад"). Сибирские игры, которые я наблюдала, ориентированы больше на внешнюю сторону. Вернее, идет движение от внешнего вида или действия к внутреннему состоянию "загруза" (а не наоборот, когда ты настолько "загружен", что твои ощущения заслоняют от тебя весь внешний мир, в том числе и внешность "Маши-Арагорна"). Заданный сюжет при таком подходе стесняет свободу действия и снижает "интересность" событий, недостатки актерского умения при отыгрыше (а кто в ролевом движении - профессиональный актер?) царапают глаз, производят впечатление "любительского театра", а в результате (не забываем, движение идет от внешнего к внутреннему!) страдает и "загруз".

С этим же связан (чем возмущены Лайхэ и Линни - справедливо с точки зрения "западного" подхода) отбор эльфов по внешнему виду и физической подготовленности на ХИ-02 (которые, кстати, делают новосибирские мастера). И вообще, правила ХИ-02 - это квинтэссенция "восточного" подхода (а те сибиряки, которых это не удовлетворяет, поедут на "Сильмариллион-Экстрим", из которого может выйти "ни то ни се" из-за больших размеров и претензий, в то время как при меньших замахах гарантированно бы вышла либо классная мистерия, либо утонченная театралка, либо даже остросюжетный экшен).

Вот таким вот образом: что москвичу здорово, то новосибирцу смерть :-)


Размещено: 24.05.02