Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Эстера

Об эмоциях и масс-культуре

Ответ на И все-таки, где литература? Посадник

Прежде всего, попрошу прощения у многоуважаемого собеседника, что поворотила разговор не в ту степь. Однако если продолжать его "в той же степи", то боюсь, что сказать будет практически нечего.

Дело в том, что эмоциональная составляющая любого литературного произведения - самая неуловимая в нем и оттого не поддающаяся никакой формализации, а значит, глубоко индивидуальная для каждого читателя. Никакой диалог тут невозможен, возможен только взволнованный монолог в пространство... которое не сможет тебе даже ничем ответить, кроме малозначащих "аналогично", "та же фигня", "точняк" - потому что о чувствах не спорят, они не бывают "правильными" или "неправильными", они всегда просто субъективны.

Тем не менее, существуют вполне объективные критерии оценки литературного произведения, позволяющие если не распознать Шедевр, который встанет со временем на Великую Полку Классики, то уж по крайней мере отсеять паралитературу, которой на той Полке явно не место. И эти критерии - вполне себе рассудочные, а не эмоциональные.

И, наконец, давайте объяснимся насчет массовой литературы. Существует довольно четкое определение для НИЖНЕГО слоя этой литературы, содержащее два пункта:

1) с точки зрения прагматики, это литература, пишущаяся в угоду требованиям определенной (и достаточно большой), как это ныне говорится, target-группы.

2) с литературной точки зрения, это книги, написанные по определенным канонам жанра, регламентирующим стиль, сюжет, идеи и т.п., причем выход за рамки этих канонов нежелателен.

Таким образом, говорить о стиле произведения, относящегося к нижнему слою массовой литературы, не имеет смысла хотя бы потому, что он четко регламентирован канонами жанра, и авторской самодеятельности остается там немного места - для ляпов поцветистее :-)

Такая литература тоже нужна, и вовсе ни к чему подтягивать ее за уши к какой-то высокой планке - пусть будет какая есть.

А вот если говорить о произведениях, относящихся к высшему слою массовой литературы или уже к литературе "высокой" (тут так просто не различишь, совершенно верно) - тут все становится совсем по-иному. Это произведения уже индивидуальные, в большей или меньшей степени, но у автора есть простор для действия. В том числе и для выбора стиля.

Но тут уж дело доброй воли каждого конкретного писателя, что ему выбрать - цветистое и напыщенное многословие романов XIX века, оригинальность и афористичность "большой литературы" века XX или благородно-неброский нейтральный стиль современной "массовой" литературы.

И дело доброй воли каждого конкретного читателя, что предпочесть. Мне вот нравятся первое и второе, а третье мне воспринимать тяжеловато - мое личное дело, n\'est-ce pas?


Размещено: 12.10.02



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>