Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Алексей Кияйкин (Посадник)

Не все так просто

За что бьют Галину Юзефович коллеги по "Итогам", а потом - по "Еженедельному журналу" - так за поверхностное знание предмета. Кто читал в ЕЖе ее "обзор жанра альтернативной истории", меня поймет.

Вопрос гораздо боле глубок, чем это кажется. Пройдусь и я где-нибудь сбоку, где непахано.

1. Жанр фэнтези сейчас востребован как еще одно проявление разочарования в прогрессистах. После пропаганды достижений науки, начавшейся с Жюля Верна и первой коммерческой фантастики в США, после пика этой пропаганды во времена спора "физиков" и "лириков", сейчас во всем мире наблюдается отчетливая медиевализация сознания.

Там, где была демократия - завинчиваются гайки. В США вводится свой КГБ. Французские президенты заимствуют предвыборные тезисы у Ле Пена. У нас идет бешеная пропаганда славного прошлого, а поскольку Красной Армии хвалиться особо нечем, то в 9 Дней Русской Воинской Славы включено, например, Ледовое побоище.

Медиевализация сознания идет и в более зримых воплощениях. Историческая реконструкция, которая, скажем, в 1900х годах проявлялась в том, что британский фанат арбалета Уильям Пэйн-Гэлви в охотку стрелял с друзьями из своей антикварной цагры - к 21-му веку превратилась в модное занятие. Модно обычно то, что востребовано обществом. Нынче в моде играть в Средневековье. И дело даже не в том, что из всех ролевых игр популярны именно медиевистские - а вот как вам, например, такой фактец: во всем мире идет рост реконструкторских клубов и ассоциаций. SCA, сообщество творческого анахронизма, нон-стоп играющее в Высокое Средневековье, в 1966 году началось с турнира на шесть персон. Сейчас у них 60 тысяч членов во многих странах Старого и Нового света, включая 6 человек в России. Скажем, в Австралии за эти годы количество членов доросло до численной квоты тысяча с чем-то человек, и по статусу теперь называется королевством. Столько же человек играют в это и в Западной Европе (королевство Драхенвальд, в чьей юрисдикции находятся и будущие российские клубы SCA). И это -самые вегетарианские из реконструкторов, дерущиеся ротанговыми мечами, а не железом. Добавьте сюда еще и "железячников" и впечатлитесь.

То есть, в разных странах мира существует социальный заказ на игру в древность, когда все решала твоя рука и твоя голова, а не безымянный клерк, решающий за тебя практически все.

У нас ее питает государство (основная часть национальной гордости - победы времен Средневековья, реальные и фальсифицированные). В других странах - сами граждане, уставшие от того, что они винтики в большом и заботливом государстве.

В общем, весь мир жаждет опроститься - в той или иной степени.

2. Жанр фэнтези, на мой взгляд, делится иначе, чем на продолжателей Толкина, фантастов, решившие освоить фэнтези, и постмодернистских хохмачей.

"Бывают еще и просто сны".

Сама по себе тематика фэнтези требует хотя бы какого-то погружения в тему. То есть, интерес к миру, в котором словом можно изменять мир, а сильная рука поможет справиться со всем, что мешает. И сюда может прийти кто возжелает.

Да, из исторических романов пришла сюда Мария Семенова. Причем, за нее мир и исходный конфликт был придуман чистым фантастом Павлом Молитвиным.

Андрей Валентинов вобще по профессии историк, и писал сначала альтернативную, провокационную, версию октябрьского и августовского переворота. Написал - получилось находящееся на стыке жанров "Око Силы". А потом и чистая фэнтези, и фэнтези в историческом ключе - от "Ории" до "Овернского клирика". И ценно оно тем, что это литература, а не жанр. Написано хорошим языком и есть над чем подумать.

Есть и другие места исхода в фэнтези, не в этом суть. А в том, что материал "к чему будут тысячи слов, когда важна будет крепость руки" просто вопиет к автору, когда хочется написать о подвиге, о высоком, а общество разочаровано всем, кроме "чиста канкретных" моральных истин. Позволю себе напомнить, что де-факто мужественные дружинники были бандитами с большой дороги, которые промышляли рэкетом, называя это полюдьем и покорением народов. Времена простых нравов, однако. И нет никаких сложных идеологий, на которые у нас еще долго будет оскомина. И каждый пишущий имеет возможность себя попробовать в "простом" ключе. Отсюда, количество типов писателей фэнтези будет приближаться к количеству самих авторов. Я имею в виду пока что тех авторов, которые добились признания, стали брэндом - как Олди, Валентинов, Перумов (к сожалению), Лукьяненко (где у него фэнтези...) или Никитин.

3. Но проблемы у фэнтези оттого, что она, во-первых, имеет гарантированный рынок сбыта (а все, что имет гарантированный рынок сбыта, стремительно портится - от выпуска школьных учебников для государства до репертуара попсовых исполнителей, высочайше одобренных Большим Братом), а во-вторых, этот рынок сбыта предельно неразборчив.

То есть - фэнтези жрут фэны. Именно жрут - потому что средний фэн любит фэнтези не за что-то литературное, а просто потому что она - "наша". Написанная нашими про наши любимые фенечки и примочки.

Открою Америку через форточку, если напомню, что практически 99% фэнтези-авторов - члены единого цеха фантастов, который одновременно и сообщество фэнов. То есть, фэны напосредственно контактируют с авторами и курят им фимиам - они ж наши, их хвалить надо, а кто ругает - тот не наш, вражина.

А из самых плодовитых фэнов вырастают новые авторы. "Гюнтер", Хаецкая, Ниенна та же, Мазова, и ты пы. Ульдор Проклятый, он же Слава Гончаров, помнится, для то ли "Азбуки", то ли АСТ работал на поиске новых авторов из пишущих фэнов, чтобы издательский конвейер не останавливался. Кто-то пахал в конанизмах.

И чего ж вы хотели от качества средней, небрэндовой, писанины "Азбуки", АСТ и "Северо-Запада"? Главный принцип фэндомской литературы - основной литературный закон "можешь не писать - не пиши" сознательно отменяется. Мы пишем о предмете фанатения, и это будет сметено просто по причине того, что это все написано о предмете фанатения. Вспомните судьбу "Киносъемок" и первых текстов ЧКА. А для внешнего читателя вместо азарта фэнов введем коммерческую раскрутку.

И всей разницы, что теперь писательский зуд дают возможность утолить за деньги издательства - если это хоть как-то литературно, то издадут. Просто стыдно иногда бывает, что одновременно в одной серии сосуществуют фэнские поделки - и брэндовые авторы и книги, иногда куда как меньшим тиражом. Я бы, например, не отказался купить первое издание Дивова "Мастер собак" и "Стальное сердце", переписанное потом в "авторской редакции - а нету. И "Око силы" хочу читать не в уродском трехтомнике, где междустрочный интервал меньше малого, и шрифт мелкий, так что текст нечитабелен. Но нет спроса, и печатают очередные беспомощные "Каникулы оборотней".

Ибо - для высокого качества нужно развивать читательский вкус, а законы рынка таковы, что лучше то, что дешевле при равных затратах. То есть, дешевле раскрутка середняка, чем объяснение, почему должно быть в кайф читать гения. К тому же, единственная структура, которая может говорить с потребителем фэнтези, это все то же фэнство. А там до сих пор идет речь о "таланте Ника Перумова". Тогда Олди кто - космогонические титаны?

Ну, а постмодернистские шалости - куда без них. Потому что общество сейчас центробежно, и консолидлирующей идеи нет вовсе. Одно из следствий - "ничто не свято по определению". Свобода глумиться, лишь бы эстетно было. Это и два писателя под псевдонимом Фрай. Это и один глумливый Успенский. И много кто. Время нынче такое. Просто плюнуть и не замечать.

Размещено: 07.01.04