Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Остогер

Орки

(кто они и откуда)

Статья первоначально опубликована на Арде-на-Куличках

1. Происхождение и природа орков.

Согласно "Сильмариллиону", Мелькор вывел "чарами и жестокостью" орков из квэнди. Таким образом, орки - с определенными целями искусственно выведенный вид, по воле Мелькора "извращенный и порабощенный" ("corrupted and enslaved"). Уже из этого можно сделать вывод, что орков никоим образом нельзя сравнивать с Детьми Эру - людьми или эльфами - "одушевленными" и обладающими свободой воли. Однако, продолжим исследование предмета, дабы окончательно утвердиться в наших начальных выводах.

"In summary: I think it must be assumed that 'talking' is not necessarily the sign of the possession of a 'rational soul' or fea. The Orcs were beasts of humanized shape (to mock Men and Elves) deliberately perverted/converted into a more close resemblance to Men. Their 'talking' was really reeling off 'records' set in them by Melkor. Even their rebellious critical words - he knew about them. Melkor taught them speech and as they bred they inherited this; and they had just as much independence as have, say, dogs or horses of their human masters. This talking was largely echoic (cf. parrots). <...> It remains therefore terribly possible there was an Elvish strain in the Orcs". [MR, 5-VIII] [1]

Что мы имеем? К первоначальному выводу - "орки - не Дети Эру" мы можем добавить факт, что орков следует причислять к животному миру, келвар. Они - антропоморфные звери.

Известно, что орки - "быть может, самое отвратительное из дел Мелькора - и самое противное Илуватару". Действительно, что может быть для человека (или эльфа) хуже превращения в животное.

Теперь мы знаем, кто такие орки и можем перейти к следующему вопросу о душе и свободе воли.

2. Обладают ли орки "душой" (fea)?

Должен сказать, что меня удивляет тот факт, что столь многие склонны полагать наличие fea у орков. Получается, что они отдают предпочтение неким рассуждениям в ущерб прямой цитате. Прискорбный подход. Ибо надлежит как раз корректировать свою трактовку согласно имеющимся положениям Толкиена, но никак не наоборот.

Если основываясь на косвенных соображениях некто приходит к выводу о наличии fea у орков, а затем обнаруживает, что он находится в противоречии с прямой цитатой, то ошибается он, а не Толкиен. И, поскольку пока нам неизвестны иные тексты, где Толкиен обсуждает наличие fea у орков, нам необходимо считаться именно с этим [MR, 5-VIII].

На основании этого текста я утверждаю отсутствие fea у орков. И считаю, что отталкиваясь от этого положения и следует объяснять все прочие связанные с орками вопросы. Именно так, и никак иначе.

И паки повторю, если рассуждение приводит к выводу, противоречащему мнению Толкиена - то это рассуждение ложно, как и сам вывод. К счастью, среди известных нам пока текстов лишь этот один [МР, 5-VIII] говорит о fea орков, и нестыковок не возникает [2].

Разрешив вопрос о душе, перейдем к вопросу о свободе воли. Но прежде ответим, можно ли сопоставлять свободу воли животного и человека? Во всяком случае, некоторой свободой орки обладали: "and they had just as much independence as have, say, dogs or horses of their human masters".

Теперь мы уже можем ответить на последний вопрос: как должно поступать с орками?

3. Что с ними делать?

Мы видим, что обвинять орков в преступлениях так же бессмысленно, как ругать воду за то, что она мокрая, а огонь - за то, что он горячий. Так можно ли карать не за проступки, а за происхождение? Нет, если бы речь шла о людях. Но мы говорим не о них. Карать за происхождение можно и нужно в том (и только в том) случае, когда оно полностью (неотвратимо) обуславливает преступные поступки. Ни к каким людям этот принцип НЕ ПРИМЕНИМ. Его применение возможно к существам лишенным свободы воли (в общечеловеческом, а не животном понимании), хорошим примером которого служат роботы из "Терминаторов" - машины, запрограммированные на убийства. Орков следует (согласно Толкиену) относить к той же категории. Орки как были, так и остались зверями (в смысле - бездушными). А что до их функциональности, то похоже, что злая воля их создателя "индуцировала" доминанты орочьего поведения даже при отсутствии прямых приказов на убийства и разрушение. Эти доминанты передавались, судя по всему, как и у животных - генетически: "...as they bred they inhereted this..." Что же мы имеем? Из подручного материала (эльфов) Мелькор создал лишенных fea зверей и вложил в них, как программу, свои слова (и мысли). Что же может быть эрупротивнее? Более того, лишенные души и воли орки, не могут отвечать за свои поступки, подобно людям и эльфам. Не судим же мы (за преступления против людей) невменяемых (по нашим понятиям), животных и различнейшее оружие от сабли до "искусственного интеллекта".

Даже закоренелый злодей - эльф, гном, человек ли - может раскаяться в преступлениях и стать на иной путь. Орк на такое не способен, как не способен раскаяться в убийствах автомат Калашникова. И как атомная бомба орк не может изменить своему предназначению, свернуть со своего пути. Поэтому самое лучшее, что можно сделать для орка - это убить его. Как бешеную собаку. Из милосердия. И в этом не больше жестокости, чем в уничтожении вируса. Это необходимость. Зло - это противное замыслам и воле Илуватара. Поэтому орки есть зло абсолютное, ненавистное ему. Не было их в Арде Неискаженной. Нет им места в Арде Исцеленной.

P.S. Замечу, справедливости ради, что в вопросе об орках Толкиен не всегда последователен. Черновики могут противоречить друг другу. Но никогда он не отказывался от определений данных в Сильмариллионе - орки были и есть "сorrupted and enslaved". Освободить и исцелить их, смогут разве что Валары, если, конечно, они снизойдут на наши круги до Последней Битвы.

P.P.S. Все вышесказанное не относится к полуоркам. Они обладают fea: "And dying they would go to Mandos and be held in prison till the End".


Примечания.
1. Перевод первоисточника (авторский):
"Итак, я полагаю, что речь не является необходимым признаком обладания "мыслящей (*) душой" или fea. Извращенные/обращенные в сходные с человеческими формы, орки были антропоморфными (в насмешку над людьми и эльфами) зверями (**). И "речь" их была по сути отражением заложенного в них Мелькором, которому были ведомы все их слова - и мятежные в том числе. Размножаясь, орки наследовали приобретенные свойства, но свободы имели не больше, чем какие-нибудь псы или кони. И речь их оставалась большей частью попугайской. ... Эльфийское происхождение орков остается (***) до ужаса вероятным".

(*) "Мыслящей..." - не переводить же "разумной душой". "Мыслю - следовательно, существую!".
(**) Именно "зверями" - келвар. К ним, к келвар, следует отнести орков. Какие там "эрухини"?!
(***) Лучше - "представляется".

В последнем выводе слово "поэтому" относится к опущенным рассуждениям, поэтому не переведено. :-)

2. Действительно, ни в одном тексте кроме этого Толкиен не ведет речи о феа орков конкретно.


Размещено: 06.10.04