Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


А. Косачев

"Великая игра": Первые впечатления

Прочитал полностью книгу. Хотелось бы рассказать о впечатлениях. Если кого обижу, сразу прошу прощения.

Первое, что больше всего удивляет: Иллет сообщала, что она с 1998 года православная христианка. Я очень уважаю христианство и, IMHO, не может христианин видеть так людей. Я думал, что эта книга будет о падении, о искушении, но кого искушать, кому и откуда падать? Будущие соратники Саурона сволочи из сволочей ещё до встречи с ним. В этих людях вообще нет ничего хорошего. ;( Мне кажется, что христианин должен с жалостью и болью описывать людей, которые перешли на сторону врага, а не обливать их грязью. Не презирать. А именно так и происходит в "Великой игре". Во "Властелине Колец" Толкин сравнивал Денэтора и Фарамира и писал, что Фарамир, как и его отец, умел читать в сердцах людских, но то, что он там видел, заставляло его не презирать, а жалеть их. Вспоминается также история, рассказанная Кураевым про одного священника, который приехав в какой-то город на встречу, выйдя из автобуса и увидев недалеко проститутку, долго на неё глазел. Когда же другие священники начали ворчать, воскликнул:"Какую же красоту создал Бог!". Он потом с ней долго разговаривал, в результате чего она ушла в монастырь. А что бы он сказал о ней согласно логике ВИ? В ЧКА авторы пытались объяснить поступки героев, не обливая их грязью, не называя их заочно плохими. В каждом из героев шла борьба между злом и добром, в отличие от ВИ. А уж если вспомнить уже упоминаемую седьмую главу и все гадости, которые там описаны... Ведь дело не в том, что это про людей, предки которых были с Мелькором, а в том, что про людей. И нет совершенно никаких объяснений, почему они стали такими. Просто гады (самое пристойное, что я вспомнил) и всё. И это называют более серьёзным, критическим взглядом на свой бывший Путь? С чем здесь критика? С утверждением, что не все люди сволочи, с тем, что можно постараться понять любого, не делая из него чудовище для объяснения его поступков? Лично мне не нужна критика этих принципов, мне они кажутся верными. А критики ЧКА в этой книге нет, в ИС - была, а здесь - нет.

В заключение скажу, что вспоминается предисловие к первому изданию ЧКА. Сразу оговорюсь: я первое издание увидел уже после второго, понравилось оно мне меньше, чем второе (в отличие от многих), трепетного отношения к нему не испытываю. Но читал ВИ и вспоминал:"...Следует ли верить себе? Если следует, то насколько?..." и т.д. Видимо Иллет решила, что не следует. И если ВИ действительно от души, то мне жалко Иллет (прошу прощения), жалко, что у неё в душе теперь вместо, например, текста "Песнь девяти", текст про подобие Аст Ахэ, населённое извращенцами.

Приношу свои извинения за сумбурность изложения. Также прошу прощения, если кого-то обидел. Просто хотел рассказать про свои впечатления.

Размещено: 19.06.05