Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Мари Жють

Истинное призвание


Здесь никто не хочет стать кинорежиссером? Что? Есть такие? Может, передумаете? Это работа не для слабохарактерных. Да нет, просто таланта недостаточно. Правильно, сильное воображение, как у художника, очень понадобится; кстати, представить себе - это еще не все. Ваша работа - показать то, что вы видите, вашей аудитории. И не забудьте - фильм снимается не по порядку; когда съемки будут закончены, на руках у вас будет ворох беспорядочных сцен, которые надо собрать в единое целое. Правильно, это называется монтаж - создать видеоряд, подключить к нему диалог и музыку. Если вы умеете рассказывать историю, это тоже не повредит, особенно, если в вашем фильме несколько сюжетных линий, которые надо объединить в единое целое.

Кроме того, не воображайте, что фильм можно снять, сидя в башне из слоновой кости. Вы представляете, сколько народу занято в этом предприятии? Артисты, по слухам, существа одновременно избалованные и неуверенные в себе; нет, никоим образов не герои без страха и упрека, что приветствуют вас с экрана. Правильно, сделать их такими - это ваша работа. Именно так - придется вдохновлять и мотивировать. Да, да, на съемочной площадке. Часами... долгими часами... о восьмичасовом рабочем дне на съемках придется забыть.

Кстати, вы представляете, сколько может стоить фильм? "Титаник", например; или "Властелин Колец", он тоже не из дешевых. Ну разумеется, можно попросить денег у любой крупной студии. Тут и делать нечего - прийти, объяснить свою художественную задачу и попросить этих ребят тряхнуть мошной. Есть, правда, небольшая проблема - эти ребята делают деньги. Большие деньги. Вложенный капитал должен окупить себя, знаете ли. А вот терять деньги они терпеть не могут. Именно так, вам придется продать им свою идею. Вы когда-нибудь вели переговоры о проекте в 100 млн. долл.? Я лучше признаюсь сразу - компромиссов в таких случаях не избежать.

Что, что? Ах, вы не помешаны на последнем слове техники? Ничего страшного, далеко не все режиссеры на ней помешаны. Но вообще-то, вы же знаете, что современное кинопроизводство - дело высокотехнологичное. Да, да, самые настоящие высокие технологии... ну и низкие технологии тоже попадаются. Компьютерная графика - это еще не все, знаете ли. Декорации тоже надо монтировать, и костюмы шить, и реквизит изготовлять... Да нет, вам самим все это делать не придется; в съемочной группе будут специалисты, которые организуют работу. Хотя, если честно, понять, о чем они говорят, вам не повредит.

Точно! Молодцы! В подчинении у вас будет очень немало народу. Сколько именно? Может быть и сотня... может быть больше. Нет, я за вас считать не буду - погуляйте по Сети и посчитайте занятых в съемочной группе "Властелина". Определенное представление получите.

"Это дело для Супермена!" Да, определенным образом. По крайней мере, можно понять, почему действительно больших режиссеров так мало. По-настоящему большой фильм требует колоссального труда, большого таланта и очень большого опыта.

Что же тогда Питер Джексон и его проект? Честно говоря, я просто не знаю, с чего начать. Как противный пурист, я просто убита. Если рассматривать этот фильм всерьез, то это, по-моему, просто оскорбление для Толкина. Чтобы лишний раз не расстраиваться, я отношусь к этому фильму, как к голливудской фэнтези-пародии. А это значит - живым не уйдет никто; за малым исключением, может быть...

Пожалуй, я начну с Эомера - просто, чтобы было о ком сказать доброе слово. В те минуты, когда он появлялся на экране (этих минут было не слишком много) на него было довольно приятно смотреть. Мыло, вода и расческа ему бы, безусловно, не повредели, но кто у нас в Средиземье чистый, хотела бы я знать. По крайней мере, он не выходил из образа и не запятнал себя ни подлостью, ни трусостью. Он даже телепатические способности продемонстрировал, предложив лошадей до того, как их попросили. Но мне очень не хватало его отваги в битве у Хельмовой Пади. Короче говоря, Эомер был одним из очень немногих лучей света в темном царстве. В Мордоре, то есть.

Второе благоприятное впечатление - это Голлум. Почти совсем такой, как в книге, особенно если учесть, до какой степени все остальное отступает от оригинала. По-моему, Голлум был сделан отлично - очень естественный, даже мимика получилась. Прекрасная работа! А голос и движения - без сомнения, работа талантливого актера. Если его действительно выдвинут на Оскара, я буду всей душой поддерживать номинацию. И аудитория восприняла мучения Голлумовой раздвоенной личности с большим сочувствием.

Новая Зеландия - очень красивая страна.

Могло быть и хуже

Главным образом, Теоден. Бернард Хилл, безусловно, опытный и талантливый артист. У меня, однако, возникло очень устойчивое впечатление, что он "гнул свою линию" на съемках. Я практически уверена, что он импровизировал (как и Джон Рис-Дэвис со своим "парнишей"), когда в Хорнбурге он вдруг начал изображать Короля Лира ("Кто я? Что я делаю здесь?") Я сразу вспомнила, что он - известный шекспировский актер, но Толкин и Шекспир - все-таки не одно и то же. Очевидно, отсутствие указаний со стороны режиссера помешало слаженной игре актерского ансамбля.

Впавший в немилость

Имперсонатор Леголаса; очень жаль, что игра Орландо Блума оказалась таким разочарованием. Мне кажется, он совсем не подходит для этой роли - слишком молод, слишком неуверен в себе. На экране он или тушуется на заднем плане или лихорадочно оглядывается по сторонам (чаще всего он смотрит на Арагорна), словно ожидая указаний. Довольно странное поведение для эльфийского принца, не правда ли? Одним из самых неприятных для меня моментов было появление Митрандира перед Тремя Охотниками после его воскрешения. Я и моргнуть не успела, как Леголас упал на колени, склонив голову. Смотреть на это мне было просто неловко.

И еще несколько замечаний того же сорта. Когда Теоден приказывает не хоронить мертвых (после стычки с Орками), Леголас смотрит на него с ужасом и отвращением, но - ни слова протеста. Честно говоря, он производит очень бледное впечатление - это не спокойный, уверенный в себе, отважный эльфийский принц, а испуганный и смущенный школьник...

Придирки "ассорти" или "мы его ненавидим, прелесссть моя"

Очень трудно избавиться от впечатления, что Питер Джексон или не в состоянии помочь своим актерам выстроить роль, или вообще не дает им никаких указаний. Более опытные пытаются играть, как могут; в результате - никакого ансамбля, никакого единства, лишь более или менее успешная игра "солистов".

Камера. Съемки идут под очень странным углом. Такое впечатление, что режиссер признает или крупные планы (и тогда он заставляет актеров переигрывать самым безбожным образом), или широкоформатные, панорамные виды. Второй случай - самый выигрышный (не всегда); как ни странно, лучше всего при такой съемке выглядит компьютерная графика. (Великолепная сцена - река факелов в руках орочьей армии.) К сожалению, в большинстве случаев экран не давал никакой перспективы, а камера въезжала в самый центр различных групп (в основном, занятых потасовками). Когда режиссер применил этот прием в первом фильме, я решила, что он пытается создать "эффект присутствия"; во втором фильме этот "эффект" стал монотонным и назойливым, словно режиссер не знает других углов съемки.

И ради Валар, даже панорамные съемки не должны демонстрировать так откровенно, что они сделаны с вертолета! Начальная сцена фильма была бы сценой потрясающей красоты (заснеженные вершины на фоне восходящего солнца), не будь присутствие вертолета столь очевидным.

Пошлость обыкновенная - изгнание Сарумана из Теодена; драка (иначе не назовешь) Гэндальфа с Балрогом; Леголас и щит-серфинг; Арагорн, которого возвращает к жизни любящая лошадь. Примеров, к сожалению, более чем достаточно, и все они вполне на уровне пошловатой дуэли магов из первого фильма. Хотя больше всего меня возмутила "Средиземская порнуха" - прощальный поцелуй Арагорна и Арвен в Ривенделле. В этой сцене Арвен одета в полупрозрачное платье, и в момент объятия камера задерживается на ее груди. По-моему, это было безвкусно.

Еще одна сцена с Арвен - не такая пошлая, просто дурацкая. Когда она плачет, слушая Элронда, ее слезы не стекают по щекам, а капают с кончика носа. Таких вещей, наверное, трудно избежать при съемках, но их очень просто отредактировать.

Повторное использование. Похоже, что не только отдельные персонажи, но и целые сцены из второго фильма уже "были в употреблении" в первом. Я, разумеется, понимаю, что грим и костюмы у Орков сложные и требуют много времени для подготовки, но, честное слово, режиссеру вряд ли стоит рассчитывать, что его аудитория до такой степени страдает расстройством внимания и памяти. У зрителей может быть достаточно хорошая память (особенно если ее поддерживают многочислен-ные просмотры первого фильма). Я имею в виду Луртца, прежде всего. У этого актера очень характерная осанка, а грим и оружие очень помогают его запомнить. В конце первого фильма ему, если я не запамятовала, снесли голову, и видеть его во главе орочьей армии, атакующей Хельмову Падь, было довольно странно. Кроме того, целые сцены прошли "вторичное использование" , например, Орки, срубающие деревья или "вылупляющиеся" из грязи.

Так к чему я все-таки веду? В целом, мое впечатление после просмотра первого фильма только усилилось - в работе над фильмом участвовали компетентные и/или очень увлеченные люди. Я имею в виду артистов и съемочную группу.

А что же режиссер? Говоря по чести, нельзя отрицать, что Питер Джексон - способ-ный администратор. По крайней мере, в том, что касается техническо (и, возможно, финансовой) стороны...

Что касается чисто художественной стороны (кинематография, как ни кинь, это искусство)... Мои впечатления очень смешанные, с явным преобладанием отрицательных. Проблемы начинаются сразу, с видеоряда; как ни странно, наиболее удачные сцены созданы с использованием компьютерной графики, полностью или частично. Я постоянно спрашивала себя - что же это я смотрю: художественный фильм или компьютерную игру?

О том, как Питер Джексон обращается с оригинальным текстом я просто не хочу говорить... Снова мое впечатление от первого фильма только усилилось - режиссер злоупотребляет властью, искажая характеры персонажей, нарушая стилистику и просто-напросто подменяя концепцию Толкина своей собственной. С учетом странноватого (мягко говоря) чувства юмора Питера Джексона и, по сравнению с Толкиным, полного отстутствия вкуса, результат нетрудно предсказать. Вместо эпического романа и высокого романса аудитории предлагают странную смесь компьютерной игры с второразрядным боевиком, приправленным бессмертными голливудскими клише: ужасы войны, беззащитность простых людей, самоотверженная мать, коварный советник и властный король, и т.д. и т.п. и пр.

Пурист во мне бъется в судорогах... Жутковатое впечатление от двух первых фильмов почти не оставляет надежды на третий... Но надежда умирает последней - свадебное платье Арвен должно быть поистине прекрасно.



Размещено: 28.05.06