Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


К. Широв

Точка бифуркации
или
фэндом на распутье



Разговоры о том, что фэндом мертв, быть может и моложе фэндома, но очень ненамного. Ходят слухи, что первое убедительное доказательство того, что толкиенистам осталось два-три года до полного и окончательного развала и загнивания появилось еще в советские времена. Пророчества не сбылись. Фэндом систематически тонул в очередном болоте, но потом, покряхтев, вылезал из него, чтобы сделать пару шагов, потолстеть на пару тысяч неофитов, потерять пару сотен ветеранов, уставших от барахтанья в предыдущем болоте, и грузно плюхнуться в очередное болото.

Последний прорыв был сделан лет пять назад, когда фэндом успешно переварил и поставил на вооружение попсу, как жанр и художественный прием (от ПТСР и "Финрод-зонга" до десятков подражаний оным рангом пониже). И похоже, что пророчества таки сбылись. Фэндом обрюзг и погрузнел достаточно, чтобы не вылезти из нынешнего болота самоповторов, фэнфиков-ради-фэнфиков, слэшей, уютных камерных скандальчиков на пустом месте и грустных приколов.

Свежим ветром было пахнуло с появлением "После Пламени". Это была не революция, но нечто близкое - отречься о уютного фэндомского мирка, отрясти его прах с ног, разрушить, как пресловутый мир насилья, и на его месте построить свой новый мир. Это была попытка играть по новым правилам. Сломать старую классификацию жанров, отказаться от системы неписаных правил апокрифо-фэнфикописательства, взбудоражить фэндомское болото...

Понятно, что произошло дальше? Естественно, за Альвдис и Тэссой пошло некоторое количество амбициозных фэндомцев, не удовлетворенных своим местом в фэндоме и помнящих, что "революция - это сто тысяч новых вакансий". Естественно, належавшие уютные места в текущем болоте монстры открыли ураганный огонь ряской, тиной и торфом. Естественно, революционеры, не успев победить передрались из-за портфелей и разбежались по фракциям.

Тэсса предпочла возвратиться в оставленное болото, пойдя по пути жирондистов, чашников и меньшевиков. "Трещина", переполненная слезливыми сценками, вполне ЧКА-шными метаниями и вполне ХДЭА-шной обезьяной в абажуре, стала декларацией лояльности к старофэндому. Альвдис предпочла уйти в окончательный раскол, сжигая за собой мосты, пойдя по пути якобинцев, таборитов и большевиков. "Клятва Мелькора" с ее нарочитым игнорированием неписанных правил фэндомских литературных игр стала объявлением войны старофэндому.

Добро пожаловать на распутье, господа. Тэсса и Альвдис наметили два пути для фэндома. Можно пойти по пути Тэссы. И тогда нас ждет уютное, теплое и бесплодное болото самоповторений, бестолковая сумятица Директории. Думаете, если пойти по пути Альвдис будет лучше? И не надейтесь. Не будет. Радикальное отрясание праха старофэндома от своих ног и выход на просторы Большого Фэндома сулят такие потрясения, что останется не больше. И если Альвдис - сама выходец из старофэндома и не может не питать ностальгии по нему, как пресловутый герцог Эгалитэ, то те, кто пойдут за нею развяжут такой литературный террор, что "Последний кольценосец" покажется мелким хулиганством.

Так что точите топоры, господа присяжные заседатели. Или придумывайте третий путь.

04.11.2005

PS. А почему не слова ни сказано о литературной стороне ПП-ей? Так и без меня сказали немало. И еще скажут. А вот о политической подоплеке текстов, без которой, как все мы знаем из советских учебников, невозможно понять произведение, скорее всего не скажут.


Размещено: 31.05.06