Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Ирка-валькирия

Моргот без грима


Появление романа Тэссы Найри "Трещина" ознаменовало появление качественно нового жанра в литературе фэндома. Попробуйте классифицировать этот роман. "Темный апокриф"? А как быть с изуверской расчетливостью Саурона-доктора Менгеле? С жестокостью и подозрительностью Мелькора? Не бывают такими герои темных апокрифов. "Светлое продолжение"? Продолжение, в котором нет ни одного персонажа, хотя бы условно достойного именоваться "светлым" (не считать же за таковых вконец озверевших пленных нолдор)?

Дальше - больше. Какой жанр не возьмите, какую дверь не откройте - не влезет. В романе Тэссы Найри есть элементы апокрифа и продолжения, криптоистории и альтернативной истории, романа психологического, романа философского и романа социального, любовного романа и боевика... И это - признак действительно гениального произведения. Талантливый автор не подстраивается под требования жанра, напротив, он подстраивает требования жанра под себя...

Так как же следует назвать новый жанр, созданный Тэссой? Рискну предложить старое, затертое до потери изначального смысла название - "Средиземье глазами Врага". Не апология Врага, не умильные рассказы в стиле "Мелькор и дети", не вранье о том, каким бы Враг хотел видеть Средиземье, а взгляд Врага. Того самого Врага, что не дрогнув стирал с лица Арды эльфийские города, убивал и пытал...

Взгляд Врага - и Саурон ставит эксперименты на пленных эльфах и собственных орках. Ставит эксперименты, думая об убитых им эльфах и орках стократ меньше, чем об эльфийском оружии, тайны которого он распутывает. В мире Врага, в том взгляде, которым он глядит на мир, странный наконечник эльфийской стрелы значит стократ больше чем любые эльфы и орки...

Взгляд Врага - и Мелькор бесстрастно отдает приказ об убийстве того, кого некогда называл другом. Дружба нужна Врагу лишь постольку, поскольку она служит его цели...

Взгляд Врага - и Творец превращается в Извратителя. Стоит ли думать о судьбе несчастного щенка, если издевательство над ним способно принести хоть какое-то облегчение...

И рабы Врага, будь то орки, драконы или эльфы (а Мори, кем бы он ни считал себя - уже раб) мало отличаются от своего хозяина. Их выбор - право Силы. Их выбор - Власть. Их взгляд - это тоже Взгляд Врага.

На фоне блистательной в своей циничной откровенности "Трещины", страшной антиутопии, хорошего ведра холодной воды за шкирку любителям романтизировать мелькоров, сауронов и прочую темную живность, "Клятва Мелькора" Альвдис воспринимается как посредственная российская фэнтезь. Рефлексирующие герои, каждый поступок, обставляющие сотней стонов-плачей-воплей, бледные картинки... Нет, кто спорит - стиль повествования хорош, но не стилем единым. Толкиен творил мир. Тесса - достраивала его. Альвдис - просто поместила в созданные другими декорации своих героев.

Почему-то мне кажется, что доведись Профессору прочитать "Трещину" в такого Мелькора-Моргота и Саурона он бы поверил. В Альвдисовский рефлектарий - вряд ли...


Размещено: 31.05.06