Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Тинувиэль, Хольгер
при участии Тайэрэ, без которой бы ничего не вышло

Стремящиеся вдаль

Если присмотреться внимательно к людям, то можно увидеть, что они делятся на самые разные группы по своему мировосприятию - есть оптимисты и пессимисты, хладнокровные и пламенные, открытые и замкнутые, философы и практики... Но есть одно разделение, которое нельзя оставить в стороне, особенно если интересоваться тем, как люди относятся ко всему новому и необычному, к творчеству и познанию и вообще к новым начинаниям: в мире есть романтики и реалисты. Но если что такое реализм, более или менее понятно всем, то что такое романтизм, уже не так понятно.

Романтическое восприятие можно определять по-разному. Но прежде всего, романтическое восприятие - это восприятие интуитивное. Это стремление подняться над "обыкновенной" реальностью, над мелочами и условностями, стремление увидеть в мире нечто большее. Увидеть то, что не видно при первом, поверхностном взгляде. Это восприятие - открытое. Не втискивание мира в жесткую, надуманную систему догм, не воспроизведение избитой идеи "этого не может быть, потому что не может быть никогда", а именно открытость, стремление понять, а если это новое окажется достойным, то и принять - вместо навязчивого страха сделать ошибку (некоторые, конечно, спросят: а как же логический анализ? логика не противоречит романтизму, потому что запирательство - "закрытое" восприятие, загоняние в систему жестких догм, как, например, встречающееся у некоторых людей стремление обьявить дьявольщиной всю фантастику на том основании, что описания НЛО похожи на демонов, на самом деле как раз абсолютно не логично и попросту воспроизводит представления, которые давно устарели! конечно, не за все следует хвататься очертя голову, но настоящее романтическое восприятие и не страдает этим, просто оно не отвергает все с порога). И такое интуитивное восприятие, жажда увидеть нечто далекое, приводит к тому, что романтик иногда "Видит горы и леса, Облака и небеса И не видит ничего, Что под носом у него" ((С) Братья Стругацкие), и прагматические соображения для романтиков не особо значимы. Ну и что из того, что на это путешествие (или на научные исследования) выделили мало денег? Что из того, что это пока не понимают окружающие? Не надо этого бояться, потому что есть в мире нечто большее, чем деньги и признание окружающих - часто недалеких и шаблонно мыслящих - людей. И ради этого большего и затевается путешествие или исследование (конечно, до абсурда эту идею доводить не стоит... но беды не от того, что эту идею доводят до абсурда, а от того, что мало кто может ее принять).

Романтическое восприятие - позитивно. Не в смысле безудержного оптимизма, потому что есть высокая трагедия, а в том смысле, что оно верит в существование неких непреходящих позитивных ценностей, которые не подлежат осмеянию и не могут быть нечисты - такие ценности, как творчество, дружба, любовь, альтруизм. Романтики верят, что любой скептик и циник является таким только до тех пор, пока он не найдет такие ценности. Позитивные ценности, вера в них - поддерживают, дают силу переносить трудности. А скептицизм иссушает и подтачивает - видя вокруг одни недостатки, несовершенства, преграды, словом, минусы и зло, начинаешь во всем разочаровываться, и однажды можно прийти к страшному чувству внутренней пустоты и бессмысленности. Особенно если пустить это зло внутрь себя. Романтики стремятся следовать этим ценностям и реализовывать их - и никогда не становятся на путь всеобщего отрицания. Что бы ни происходило вокруг. Это и путешественники- первопроходцы, стремящиеся в неизведанные страны вопреки трудностям. Это и толкиеновские Следопыты (и особенно Арагорн), которые верят в свое высокое предназначение, хотя вокруг кажется, что их время давно прошло ("Усмешку мы горькую прячем, Не знает никто на Земле, Что живы в народе бродячем Потомки былых королей." (С) Эльрин).

У романтиков обязательно есть цели, которых они стремятся достичь. То есть еще одна черта романтизма - устремление. Несмотря на любые трудности. На сопротивление стихии. На материальные трудности и проблемы со здоровьем. На насмешки и нападки окружающих. На силы "гомеостатического равновесия", описанные братьями Стругацкими. И поэтому любители поговорить на романтические темы, в том числе и свиридовские "молодые человеки романтического склада", а также личности, похожие на Васисуалия Лоханкина из "Золотого теленка", на самом деле никакими романтиками не являются. Скорее их можно сравнить с Маниловым. Да, они мечтают, и порой мечтают о чем-то необычном. Но кроме мечтаний в них больше ничего и нет. А при первых трудностях именно такие люди быстрее других разочаровываются, становятся скептиками и циниками, да еще и других учат: "Не очаровывайтесь, все равно из этого ничего путного не выйдет, сами же будете потом плакать". Но - стихия сопротивляется? Конечно. Тем ценнее будет победа. И только неуверенные в себе, слабохарактерные люди боятся трудностей и "стекают по стенке". Они - аморфны, и их кажущийся романтизм на самом деле не прочнее весеннего льда.

Иногда романтикам ставят в претензии, что они верят в "мудрое решение, за которое не надо платить". Но в ответ так и хочется спросить: "А вы сами понимаете смысл этой претензии?" Потому что если имеется в виду готовность встречать трудности, противостояние враждебных сил и непонимание окружающих, то настоящие романтики к этому готовы. А если имеется в виду (довольно сомнительное) утверждение о том, что начинания романтиков обязательно приносят кому-то вред, то это в большинстве своем довольно бессмысленная придирка. Конечно, можно говорить, что Великие географические открытия разнесли по миру наркотики и болезни. Можно осуждать за "тоталитаризм" Арагорна или кого-нибудь из других популярных героев фэнтэзи (и не только фэнтэзи - вспомнить слезы, проливаемые некоторыми читателями по поводу жестокого подавления мятежа фаталистов в "Бегстве Земли" Карсака). Но эти придирки неконструктивны. Те, кто придирается, обычно не способны предложить лучшее решение.

Обычно романтизм заметен в людях с детства. Но пиком романтических увлечений считается возраст примерно 15 - 25 лет. В этом возрасте романтиков больше, чем в любом другом. Очень и очень многие хотят познать мир, отправиться в далекие путешествия, "ищут в придуманных книгах истин извечных след" ((С) Ниенна). Кто-то постоянно ездит на игры. Кто-то пишет стихи. Кто-то хочет получить такую профессию, чтобы нести людям добро или делать открытия. И почти все верят в идеалы. В этом возрасте очень мало циников и скептиков, и романтические увлечения не вызывают насмешек. В этом возрасте многих тянет на фэнтэзи, причем именно на романтическую и светлую, хочется быть именно эльфом, причем не простым, а Финродом или Галадриэлью.

И вдруг - с людьми что-то происходит. В среднем где-то в 23 - 25 лет. У людей вдруг появляется "толстая кожа". Их прежние романтические увлечения представляются им самим глупой игрой. Они уже уверены в том, что "нет никаких островов, никаких миров, кроме этого мира, нет" ((С) Ниенна). "Они повзрослели", "теперь они смотрят на мир реально" - только и говорится о таких людях. Теперь таких людей интересуют только "реальные вещи" - зарабатывание денег, ведение домашнего хозяйства, семейные дела... И пусть многие из этих людей находят успех в такой "реальности", пусть они "Ищут в жизни и находят место, Чтоб удобно было для их дел, Чтоб была богатою невеста, Чтоб папаша-робот был у дел" ((С) Ю.Антонов)... но таким людям на самом деле в некоторый момент становится невероятно скучно. Почему? Да просто потому, что такие люди сами резко сужают свой горизонт. Потому, что будничные, нетворческие дела отличаются редкостным однообразием. Потому, что в некоторый момент такие люди понимают, что на самом деле они ходят по кругу. А если им приходится добиваться успеха в карьере не слишком чистыми методами - интригами, например (а в нашем мире чего только не бывает, да и сами такие "реалисты" убеждены, что чистота намерений - вещь в нашем мире почти нереальная), то обратной стороной этого является страх, что однажды их разоблачат... или просто - поступят с ними так же, как они поступали с другими. Поэтому "реалистическое" восприятие - опустошает, и даже более того, ожесточает человека.

А от чего такое бывает? Ведь не поняв причин, трудно бороться с последствиями. Причин на самом деле три.

Во-первых, у многих людей не особенно сильная интуиция (а романтизм связан именно с интуицией, без которой не поставить далекие цели и не понять, что есть нечто большее, чем текущие дела), и в некоторый момент, когда перед ними встает много текущих проблем (а это обычно происходит как раз в возрасте 23-25 лет, когда люди обзаводятся семьей, и перед ними встают проблемы трех Д: дом, дети и деньги), им кажется, что эти текущие проблемы перечеркивают вообще романтические устремления (которые - из-за слабой интуиции - кажутся бесполезными). Но... со временем человек обучается решать такие проблемы, и они уже не так страшны. А романтическое устремление назад не вернуть...

Во-вторых, в юности романтизмом заряжаются многие, потому что для юности вообще характерна повышенная эмоциональность. А для более зрелого возраста характерна расчетливость и прагматизм. Но опять же - не для всех. Просто у одних романтизм - сделанный, как дань моде. И у них он способен улетучиться. А у других он - часть природы, и так просто его не зачеркнуть.

В-третьих, некоторые люди ставят себе неподходящие цели. И когда они терпят неудачу (а это часто бывает из-за того, если такие люди - слабохарактерны и безвольны - а особенно если цель оказалась еще и не соответствующей их склонностям), они из-за той же слабохарактерности начинают говорить, что никаких целей достичь нельзя в принципе, не стоит предпринимать новых начинаний, и вообще все устремления - глупая игра. Эти люди являются романтиками только до первой неудачи, и именно они как раз "стекают по стенке". Но их романтизм как раз - ненастоящий. Такие люди, может, и впечатлились книгами о Великих географических открытиях (или, может быть, фэнтэзи), но они увидели только поверхностную сторону, только успех, именно из них и набираются "молодые человеки романтического склада". А без подготовки к трудностям любому романтизму грош цена.

А теперь - самое главное. Чем все-таки хорош романтизм? Ведь романтиков часто не понимают окружающие, а особо вьедливые реалисты осуждают их за склонность перекладывать на других свои проблемы (последнее, впрочем, характерно именно для романтиков низкого пошиба, которые как раз и отличаются слабохарактерностью и безответственностью и зачастую ничего не умеют, кроме как говорить красивые слова).

Самое главное - мировосприятие у романтиков гармоничное. Их романтизм дает им невероятную жизненную силу, умение переносить трудности. И творчество, обусловленное романтическими устремлениями. И чувство красоты, которое у романтиков обычно очень сильно. И то, что они видят нечто большее, чем обычные люди, и поэтому они понимают бессмысленность многих глупых шаблонов поведения, бесполезных "кумиров" - и их отношение к миру более естественно. И то, что за счет широкого видения мира у них больше перспектив развития и возможностей реализации.

И поэтому романтикам проще реализоваться - проще, несмотря на непонимание окружающих, на "гомеостатическое равновесие" и на все остальное. Потому что им есть для чего жить.