Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Очарованная странница

Сестрёнки Феанора

(образы "огненных женщин" в различных литературных произведениях)


Сreatures in Red... Кто они? Зачем приходят в этот мир, что несут с собой? Кто они - творцы, разрушители или и то, и другое? Они не вписываются ни в какие рамки, они отличаются от других, они не могут быть как все. Иногда кажется, что окружающий мир тесен для них.

Они стремятся создавать, но разрушают, а когда, рассердившись на весь мир, хотят разрушать - не замечают, как создают что-то новое и необычное, то, чего до них не было и никогда не будет.

Они отмечены и Богом, и дьяволом.

Они сами выбирают свой путь

Они - индивидуальности, Личности с большой буквы.

Их нельзя не заметить.

Их можно не любить, даже ненавидеть, можно восхищаться. Но понять? Наверное, понять их может только подобный им.

Счастливы ли они? Сложно ответить на это вопрос? И да, и нет...

Слишком тяжёл их груз, слишком тесно им в рамках нашего мира.


"Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит."


"Под ним струя светлей лазури,
над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури
Как будто в бурях есть покой..."


Буря скорее всего погубит Одинокий Парус, но он ищет её...

Попытка найти себя, своё место, реализовать свою "огненную" личность, пусть иногда даже ценой гибели - это про них.


Огненная натура - это в первую очередь жизненный крест для её обладателя. И Крест не из лёгких. Этот текст является в первую очередь попыткой разобраться, как пронести Его по жизни ДОСТОЙНО.


Образ "огненной женщины" достаточно распространён в литературе. Их много, они все разные - разной внешности, разных национальностей, "живших" в разное время. По сути, их объединяет только одно - Пламя, пронизывающее их души и вырывающееся наружу необычным огненным блеском глаз. Ведь они - сестрёнки Феанора.


1. Скарлетт О' Хара. "Унесённые ветром".

Наверное, её имя, этой зеленоглазой американской кошки, сохраняющей равновесие на любой, даже самой скользкой крыше и умеющей при падении с любой высоты встать на 4 лапы, приходит в голову одним из первых.

Пожалуй, в компании сестрёнок Феанора Скарлетт - одна из самых сильных.

Очень любопытная деталь - Скарлетт не склонна к самоанализу, она часто слышит от людей, что энергия в ней бьёт ключом, видит презрение или восхищение в глазах окружающих. Наверное, ей не раз говорили, что она не похожа на других.

Но саму её это мало волнует. Она просто живёт так, как живёт, и делает то, что считает нужным, мало считаясь с общественным мнением.

Однако Скарлетт умеет маскироваться "под обычную" - редкое качество для Lady in Red. Правда, лишь тогда, когда сама этого хочет и в общем-то без особого успеха - "маска" слишком тяготит и она без сожаления избавляется от неё.

Однако факт, что она хотя бы в какие-то моменты может (хотя бы частично) управлять Пламенем, всё-таки говорит в её пользу.

По сути, Скарлетт не только управляет Пламенем, но и умеет использовать его, с характерной для американцев практичностью.

Она может, если ставит себе цель, получить многое, но, увы, упускает самое главное.

В попытке наладить свою жизнь и выстоять среди окружающего хаоса она теряет ориентиры. Увлекшись погоней за богатством, успехом и комфортом, она теряет самое дорогое, то, что "дороже жемчуга и злата". Знакомая ситуация, не правда ли?

Скарлетт, пытаясь (абсолютно бессознательно, ибо свои поступки, равно как и движения своей души, она не анализировала - вероятно это в той или иной мере "слабое место" не только её, но и многих Сreatures in Red) контролировать Пламя и заставить его служить "идеалам" мира сего, проиграла.

Впрочем, у неё ещё есть шансы найти другой путь и всё исправить. Несмотря ни на какие посылаемые жизнью испытания, Скарлетт сохраняет силы и желание бороться, она, гибкая как тростник, в то же необычайно прочна. Ей можно согнуть, но навряд ли можно сломать. Откуда эти силы, эта энергия? Скарлетт черпает их от родной земли, где родилась и выросла. И эту связь с родной землёй не могут прервать ни долгое жительство в городе, ни путешествия, ни любовь к комфорту. Деловая леди (как бы мы назвали Скарлетт сейчас), с виду (но лишь с виду) цивилизованная до кончиков ногтей, в самой глубине своей натуры оказывается во многом близка к Фейри. Душа необычная, полная контрастов, в которой переплелось слишком многое и создало столь причудливый и гармоничный орнамент...

Фейри... Ирландское происхождение, зелёные глаза, полные огня... Столь непохожая на своё окружение, чужая даже для своих сестёр...Как знать?

Впрочем, саму Скарлетт это интересовало меньше всего, да и окружающих тоже К сожалению, даже мать Скарлетт, столь горячо ею любимая, не понимала её, не могла заглянуть в её душу и помочь разобраться с собой, чтобы впоследствии избежать многих ошибок. Эллин была слишком непохожа на свою старшую дочь.

Пожалуй, только один человек, исключительно благодаря силе своей христианской любви ко всему миру, способной в некоторых случаях способна открывать особое духовное зрение, "видел", кто есть Скарлетт, и смог искренне полюбить её со всеми достоинствами и недостатками. Мелани могла бы помочь и поддержать, и даже подсказать путь, если бы Скарлетт сумела попросить помощи. Но сия наука - оглянуться вокруг себя, снизойти до того, чтобы попросить помощи, даже признать то, что требуется помощь - слишком тяжело даётся Сreatures in Red...

Скарлетт смогла оценить Мелани лишь после её смерти.


2. Кэтрин Эрншоу. "Грозовой перевал"

Ещё один весьма интересный, очень сложный и очень неоднозначный персонаж. Образ, возможно, самый непростой, загадочный и противоречивый из всех.

Эмили Бронте не так уж много пишет о духовном мире своей героини, набрасывая его крупными мазками и заставляя выискивать истину между строк.

По моему мнению, Кэтрин и Скарлетт, будучи абсолютно разные внешне, по силе духа, по силе Пламени, горящего внутри них, очень близки. Но различаются жизненные условия, в которые они поставлены. Различаются их жизненные пути.

Испытания в жизни Скарлетт - в первую очередь внешнего характера. Это конфликт Фейри с чуждой для неё окружающей средой плюс посланные Всевышним тяжёлые испытания. Испытаниям подвергаются тело Скарлетт (голод, тяжёлый труд), в чём-то душа (обида, гнев, оскорблённая гордость и т.д.), но дух, глубинные пласты личности остаются относительно нетравмированными. Скарлетт заблудилась, потеряла свою дорогу, но при этом осталась верна себе. Скорее всего, причина её "кошачьей живучести" - в первую очередь в этом.

Совсем другое дело - Кэт. Трагедия её жизни - в первую очередь внутреннего, глубинного характера. Она пытается убежать от себя, отказаться от своего Креста, забыть о Пламени. Но это невозможно, поэтому Пламя, о котором она пыталась забыть, в конечном итоге сжигает её.

На примере Кэтрин очень хорошо показано такое понятие как "ответственность" за ближних, в первую очередь за того, кто предназначен в спутники жизни Богом.

"Неверный муж верной женой спасается."

"Почём знать, не спасёшь ли мужа?"

Отказавшись от своего Креста, Кэтрин губит не только себя, но и Хитклифа.

Да, в конечном итоге они уходят вместе, Кэтрин забирает Хитклифа с собой. Но - куда? Что ждёт их - участь одиноких призраков, лёд и пламя преисподней?

Какой ответ должна будет дать Кэтрин на Страшном Суде, ответ НЕ ТОЛЬКО за себя?

Кэтрин была дана неограниченная власть над душою Хитклифа, он был готов идти за ней в любое место, куда бы она пожелала. Выбери она дорогу Тьмы - он пошёл бы за ней, не раздумывая (что в конечном итоге и произошло), а выбери она дорогу света... Да, да, Хитклиф пошёл бы за ней и туда, он смог бы стать совсем другим, чтобы не расставаться с ней, ибо слишком тесно переплелись их души, срослись, подобно сиамским близнецам, став единым целым.

Что помешало Кэтрин? Был ли у неё выбор? Или она была обречена нести в себе Пламя, убегать от него и не мочь убежать, и в конце концов сгореть в нём?

Вероятно, от Кэтрин требовалось ещё раз заглянуть внутрь себя, но не со страхом и ужасом, а с надеждой. С надеждой на то, что с этим можно жить и даже большее - преобразовать Пламя в Свет.

И ещё перед этим надо было увидеть и признать свою нынешнюю черноту. Для этого надо Смирение.

Смирение и Надежда. Гордыня и Отчаяние. Пары - атиподы. В них одно взаимно вытекает из другого, хотя как это происходит сложно объяснить на словах. Слишком разные на первый взгляд составляющие обеих пар.

Кэт была слишком мало знакома с Надеждой, и слишком хорошо - с Гордыней. В первом во многом виновато окружение Кэт (воистину, зло порождает зло, пока кто-нибудь один не решится порвать "цепочку"), во втором - в первую очередь она сама.

Кэтрин не хватило смирения и смелости принять себя, не было желания разобраться в себе и постараться исправить свою личность. Хотя и силы и потенциал были, но она не воспользовалась ими. Что повлекло за собой трагические последствия, и не только для неё.


3. Женька. "Яма".

Женька, героиня повести "Яма" Куприна, обладает способностью, редкой среди Lady in Red - анализировать. Она весьма умна, не замкнута на себе, начитана (насколько имеет возможность стать начитанной девушка, оказавшаяся в подобных жизненных обстоятельствах).

При хороших условиях наверняка ей бы удалось преобразовать стихию внутреннего Пламени, научиться достойно управлять им.

Но, увы, крылья её, ещё не успев вырасти, были обломаны.

Был ли у тебя выход, Женька? Ты сильная, очень сильная, но почему тебе не хватило силы, чтобы выдержать ниспосланные тебе испытания? Почему ты сломалась, почему ты сдалась Врагу? Чего тебе не хватило? Терпения? Наверное - да.

Терпение, умение прощать - то, что Сreatures in Red, как правило, не получают от рождения. Они должны этому учиться, и обучение протекает очень тяжело. Не все соглашаются на него, слишком много сил, слишком большого желания научиться, требует оно. Где взять силы и, самое главное, желание? Только просить у Бога. Женька не попросила...


4. Эпонина. "Отверженные"

Хорошенькая девочка Эпонина, любимица матери, жизнерадостная и весёлая, бездумная и легкомысленная, равнодушная к чужим радостям и чужому горю, ко всему, что не касается её самой, типичная маленький избалованная "принцесска", вначале была мало похожа на Lady in Red. Вероятнее всего, при благоприятных жизненных условиях её "огненная натура" проявилась бы лишь в виде живости, кокетства, возможно любовью к "дамским капризам", искусством которых она бы овладела в совершенстве.

Однако крах семьи и страшные жизненные обстоятельства, в которых оказалась вчерашняя "хорошенькая домашняя девочка", вывили истинную её натуру.

Эпонина растеряна и напугана, трудно сказать чем больше - новым "образом жизни", к которому она вынуждена приспосабливаться или внутренним "пробуждением".

Возможно, гибель Эпонины, больше напоминающая самоубийство, по сути неосозная (или осознанная -?) попытка погасить внутреннее Пламя, уничтожив себя и возлюбленного, того, кто сам того не ведая, раздул Огонь до максимума.

Эпонина менее умна и рассудительна по сравнению с Женькой, натура более простая, если не сказать "стихийная". Но у таких простых натур тоже есть преимущество - им обратиться к Богу часто бывает ЛЕГЧЕ, в силу большей искренности и непосредственности. Правда, потом им нередко бывает труднее удержаться рядом с Богом.

Не известно, думала ли Эпонина о Боге. Но, даже если и думала, её мысли и Вера были недостаточно глубоки, чтобы удержать её от окончательного падения.

5. Катерина Львовна Измайлова. "Леди Макбет Мценского уезда."

Этот персонаж напоминает Эпонину и в корне отличается от неё. Сходство этих двух Lady in Red заключено в том, что "огненная натура" обоих не проявляет себя изначально, но пробуждается вследствие некоторых "жизненных событий". Не встреть Катерина Львовна Сергея, не случись в жизни Эпонины краха её семьи и последующей заведомо несчастной любви -обе бы прожили жизнь обычных женщинам.

Однако дальше пути Эпонины и Катерины Львовны расходятся. В отличие от Эпонины Катерина Львовна не боится проснувшегося в ней Пламени, она рада ему. Пламя в корне меняет её личность, меняет жизнь. Она несколько не противится, даже с каким-то особым наслаждением отдаётся Ему, позволяя целиком и полностью охватить душу.

Сомнения и терзания её чужды. Чувства стыда и раскаяния, увы, тоже.


И она, не задумываясь и ни о чём не сожалея, готова уничтожать всякого, кто станет между ней и тем, кто стал смыслом её жизни, готова "сжигать корабли", готова пройти за ним "вздыбленный лёд", готова идти в Сибир,ь и даже в ад..

Она теперь готова на всё...


6. Кармен.

В этом образе, притягательном и одновременно пугающем, Пламя достигает максимума. Оно полностью неконтролируемо. Кажется, нет не возможности, не желания для этого.

Автор не описывает предисторию жизни Кармен, ничего не пишет о её внутреннем мире, он как-бы наблюдает за ней со стороны, за тем что получилось "на выходе" - как за диким животным - тигрицей, пантерой, львицей... Животным столь же опасном, сколь и красивым... Величественным, прекрасным, но всё же животным. Всего лишь животным... Действительно, в Кармен мы не видим развития, не видим "игры красок" многосторонней человеческой личности, здесь присутствует только одна краска - цвет Пламени. Пламя, которое съедает, сжигает всё остальное, заполнив собой внутреннюю сущность героини подобно раковой опухоли.

Живая стихия, живое пламя, и уже не человек. Майа? Стихия огня.? Новый, надчеловеческий уровень? Возможно... Но куда он ведёт? Свет - к свету, тьма - к тьме, огонь - к огню... Пламя неугасающее, на краю ледяной бездны преисподней, а где-то рядом "червь незасыпающий". Туда?

Право выбора есть только у человека, ставшие "стихиями" уже сделали свой выбор. Кому-то - Второй Хор, кому-то - вечный мрак и вечный холод, кому-то - муки вечного пламени.


Кармен, Кармен... И другие Lady in Red. Направить бы ваше пламя в другое русло. Превратить бы его в Огонь Неугасимый, в Свет Невечерний, который бы мог согревать, не только вас, и освещать путь, не только вам. Но как? КАК сделать это? КАК?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Только Бог знает.


Размещено: 23.10.05