Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Известия
Дата 21.04.01
Название Время без драконов
Автор М. Антонов
Тип материала  Статья


Время без драконов

Марк АНТОНОВ

Что фантастика и фэнтази стремительно потеряли популярность не только в "продвинутой", но и широкой читательской среде, что издательствам пришлось срочно переориентироваться: непритязательным - на боевики и женский роман, солидным - на то, что считается "серьезной литературой" - это, в общем, трюизм. На полках пылятся нераспроданные тиражи романов Ника Перумова, Юлии Латыниной, Макса Фрая (далеко не худших "жанровых" писателей), вышедших еще в 1999 году. Перумов - петербуржец, ныне живущий в США, издается сейчас в одном из московских издательств. Название одного из романов - "Не время для драконов" - говорит само за себя.

Петербургские издательства, если и берутся за выходящие из моды жанры, делают ставку на раскрученные имена и произведения. Вслед за тремя романами Марии Семеновой про Волкодава (третий - "Истовик-камень" - про детство героя), анонсирован последний, заключающий тетралогию. Трудно сказать, чем объясняется успех этих неважно, на наш взгляд, написанных книг - то ли патриотическим желанием иметь собственное, славянское фэнтази, то ли модной феминистской идеологией, то ли просто удачной рекламой. Но больше "русского фэнтази", видимо, не будет. Новый роман Семеновой "Викинги" - обычная историческая беллетристика.

Петербургские писатели школы Стругацкого всегда претендовали на принадлежность к "большой литературе" и предпочитали называть себя "магическими реалистами". У Андрея Столярова, так же как у Андрея Измайлова, Вячеслава Рыбакова и других, несомненно, есть свой, и достаточно широкий, круг читателей и поклонников. Пишут они ничуть не хуже авторов "Нашей марки", хотя к их романам не пишут предисловий патентованные интеллектуалы вроде А.Секацкого. Характерно, что в романе А.Столярова "Наступает мезозой", нет внешних признаков жанра. Причудливые приключения и превращения героев, которые превращаются в огнедышащих ящеров, торгуются с дьяволом и успешно продают ему "то, чего нет", являются лишь метафорой нынешнего времени, каким видится оно массовому постсоветскому сознанию. Автор претендует на продолжение традиций "магической петербугской прозы", восходящей к Гоголю и Достоевскому.

Именно так и развивается литература: одни жанры и типы книг, зародившиеся как "развлекуха", проникают в "большую литературу", другие, утратив эстетическую актуальность, опускаются в масскульт. Первое, возможно, произошло с научной фантастикой, постепенно перестающей существовать как жанр массовой культуры, но давшей миру нескольких по-настоящему хороших писателей. Второе, кажется, начинает происходить с игровым постмодернистским романом.