Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Коммерсантъ-Деньги
Дата 30.05.01
Название Фильм стоимостью $2,5 млн минута
Автор А. Карахан
Тип материала  Статья


Фильм стоимостью $2,5 млн минута

Одним из самых интересных событий минувшего Каннского фестиваля стала презентация 23-минутного фрагмента самого дорогого в истории человечества кинопроекта "Хранители кольца" -- экранизации трилогии Джона Рональда Руэла Толкиена "Властелин колец". Критики, как всегда, негодуют; зрители, как и планировалось, в экстазе.

Книги, повествующие об истории мифического Средиземья и написанные оксфордским профессором филологии, ревностным католиком Толкиеном, не только разошлись десятками миллионов экземпляров, но и оказались основой одного из самых мощных течений в мировой культуре второй половины ХХ века -- fantasy. После выхода в свет трилогии "Властелин колец" мировой кинематограф, литература и программисты создали, взяв за пример детище Толкиена, сотни фантастических миров, населенных загадочными существами и народами, согласовывающими свои действия с древними заклятиями или светлыми и темными силами.

При написании своих книг Толкиен использовал мотивы скандинавских и британских легенд, появившихся в Темные века. Именно поэтому мир толкиеновских книг населяют эльфы, гоблины, гномы, драконы, орки, маги и барлоги. А главным, собственно толкиеновским, изобретением стали хоббиты -- народец невысокого роста с мохнатыми ножками и образом жизни, которому можно только позавидовать: бесконечные полдники и ланчи в уютнейших домах-норках на фоне великолепных пейзажей родной Хоббитании.

Главный герой Толкиена -- хоббит Фродо. От дядюшки Бильбо ему досталось красивое золотое кольцо с чудным свойством -- надеваешь его и становишься невидимым. Впоследствии выясняется, что это кольцо не просто приятная безделушка, а кольцо Всевластия, которое выковал самый могущественный маг Средиземья Саурон Черный. Если он вновь завладеет кольцом, светлые силы не смогут ему ничего противопоставить. Обезопасить мир и победить Саурона можно, только уничтожив кольцо, расплавив его в огненной горе Ардруине, которая находится на противоположном конце Средиземья, во владениях Саурона. Туда и отправляется отряд хранителей во главе с магом Гендальфом Серым. В отряде -- представители всех светлых народов: четыре хоббита (Фродо, его слуга Сэм и друзья Пин и Мэрри), люди -- следопыт и воитель Арагорн, воин Боромир, эльф Леголас, гном Гимли.

О первой трети этого путешествия и повествует фильм "Хранители кольца". Бюджет серии составляет астрономические $270 млн, что на $70 млн больше бюджета прошлого рекордсмена -- "Титаника" Джеймса Камерона и практически в три раза больше бюджета первого эпизода "Звездных войн" Джорджа Лукаса. Последний, кстати, в одном из интервью сказал, что книги Толкиена сильно помогли ему при создании мира "Звездных войн", хотя прямых заимствований он и не делал.

Если не вдаваться в подробности и учесть, что продолжительность фильма составит около двух часов, то получается цифра еще более умопомрачительная -- одна минута экранного времени будет стоить $2,5 млн. Или $1736 за кадр.

Съемки всех трех частей кинотрилогии проходили одновременно в Новой Зеландии и продолжались 15 месяцев. В конце прошлого года они были завершены. Тем не менее в мировой прокат первая часть выйдет лишь в конце этого года, а именно 19 декабря. Такой гигантский даже по современным меркам срок для пост-продакшн объясняется двумя причинами. Во-первых, рождественский месяц считается для кинематографистов самым удачным. Перед главным семейным праздником американские и европейские зрители (а именно на них приходится 60-80% мировых сборов) валом валят в кинотеатры, подчас не обращая внимания даже на качество зрелища. Во-вторых, режиссер фильма Питер Джексон, который, по его собственным словам, "посвятил семь лет своей жизни этому проекту", запросил год на создание тысяч уникальных компьютерных спецэффектов, которые позволят сделать изображение нестандартных, по человеческим меркам, жителей Средиземья практически реальным.

Исполнительница роли одного из главных персонажей романа -- эльфийской девы Арвен Лив Тайлер так описывает свои впечатления от увиденного в Каннах: "Это просто неописуемо -- эти звуковые и визуальные эффекты. Такого еще никогда не было. Я действительно испугалась, когда увидела пещеру троллей". К ее мнению стоит прислушаться еще и потому, что Тайлер также играла в одном из самых насыщенных спецэффектами фильмов -- "Армагеддоне".

Другие актеры не менее громко отзываются о фильме. Например, исполнитель роли Гендальфа, известный британский театральный актер Йен Маккеллен заявил: "Любой, кто любит делать беспроигрышные ставки, должен был вложить свои деньги в наш фильм, который в первый уик-энд проката будет одновременно демонстрироваться в самом большом числе кинотеатров за всю историю". Это неудивительно -- такие масштабные проекты в случае успеха делают даже из не очень известных артистов мегазвезд. Достаточно вспомнить, как Харрисон Форд начал получать миллионы и светиться на обложках журналов после выхода четвертого эпизода "Звездных войн"; то же самое случилось и с Леонардо Ди Каприо, после того как он утонул вместе с "Титаником".

Только режиссер Питер Джексон по-другому отнесся к грядущей славе: "Я стеснительный. Я хоббит, который надеется найти поблизости свою хоббичью норку и в ней укрыться".

Вот только удастся ли ему это? Интерес зрителей к проекту поражает даже самых больших оптимистов -- 350 млн раз обратились люди со всего мира к официальному сайту фильма www.lordoftherings.net за первые три месяца его существования. Что, кстати, тоже стало своего рода рекордом.

Правда, справедливости ради стоит отметить, что предыдущая попытка экранизировать Толкиена оказалась провальной. В 1978 году компания Disney выпустила фильм -- экранизацию первых двух романов трилогии и заверила, что выпустит второй фильм по третьему роману. Но этим планам не суждено было сбыться, поскольку первая часть с треском провалилась в прокате. Впрочем, Disney использовала комбинацию реальных съемок и анимационных фрагментов, а не компьютерные эффекты. И получилось на редкость беспомощно.

Сам Джон Толкиен не разрешал не то что экранизировать свои романы, но даже иллюстрировать их. По его глубокому убеждению, никакие визуальные спецэффекты не угонятся за человеческой фантазией, которая при чтении его книг должна работать как никогда сильно. Об этом же говорят и многие критики, видевшие в Канне фрагмент будущего фильма. По их мнению, это гигантское достижение компьютерной графики, но к к миру толкиеновских саг оно не имеет никакого отношения.

С другой стороны, нельзя не согласиться с продюсером трилогии Марком Ордески, который убежден: "Мысль о бюджете в $270 млн лишь кажется безумной; когда люди увидят на экране то, что мы сделали, все поймут, что деньги были потрачены не впустую". И действительно, так ли уж важно для зрителей качество экранизации, если уже сейчас у многих "Ромео и Джульетта" ассоциируются скорее с фильмом Беза Лурмана с Леонардо Ди Каприо, чем с пьесой Шекспира.

В общем, многие специалисты уже сейчас пророчат "The Fellowship of the Ring" кассовые сборы, сопоставимые со сборами первого эпизода "Звездных войн" (около $1,2 млрд) и, возможно, даже "Титаника" (около $2 млрд). Если же фильм провалится, то вторая часть трилогии ("Две твердыни") и третья ("Возвращение короля"), выходы которых на экран запланированы соответственно на 2002 и 2003 год, вряд ли будут доведены до концы. Студия New Line Cinema разорится, актеры не станут знаменитыми, а режиссер смело сможет вернуться в свою хоббичью нору.

Но этого, скорее всего, не произойдет. Потому что американцы научились делать так, чтобы мегабюджетные проекты в подавляющем большинстве случаев оправдывали возложенные на них надежды. Хотя бы финансовые.

АЛЕКСЕЙ КАРАХАН

фото:

Джон Рональд Руэл Толкиен не только придумал хоббитов, но и был хоббитом в реальной жизни

В Канне актеры Кристофер Ли (слева) и Лив Тайлер (в центре) чувствовали себя намного увереннее режиссера Питера Джексона (справа)

Во "Властелине колец" хоббитов играют молодые актеры. И думают они не о спасении мира, а прежде всего о славе