Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Интернет
Дата 22.09.00
Название Российские фэны аниме и манги: киноведы, физики и Борис Ельцин
Автор Валерий Корнеев
Тип материала  Статья


Валерий Корнеев (valkorn@cityline.ru)

Российские фэны аниме и манги: киноведы, физики и Борис Ельцин

Чуть больше двух лет назад из рубрики "WWW-обзоры" сдвоенного номера "Интернет" (№ 6-7 за 1998 год) наши читатели впервые узнали о существовании в Москве клуба любителей японской анимации. За время, прошедшее с тех пор, количество поклонников аниме (собственно, мультфильмов) и манги (так в Стране восходящего солнца зовутся комиксы) по всей России выросло настолько, что с уверенностью можно сказать: относительно небольшая тусовка энтузиастов превратилась в серьезное он- и офлайновое сообщество. Как же вышло, что "японские мультики" не только прижились на отечественной почве, но и породили большой и сплоченный фэндом?

Каждый год тот или иной международный кинофестиваль (по сложившейся в последние пару лет традиции - Берлинский) встряхивается полнометражным аниме-фильмом, стилистика которого настолько непривычна для западной публики, привыкшей к диснеевским стереотипам, что зрители, критика, и пресса в один голос объявляют его шедевром, не подозревая о том, что картина эта - ничтожно малая часть аниме, которыми так богат японский кино-рынок. Ведь помимо роскошных полнометражек в Японии в год снимается около 30 (это не шутка) анимационных телесериалов, плюс бессчетные релизы, предназначенные для домашнего видео. Причем сделаны они в самых разных жанрах - от космической оперы и семейной комедии - до мистического триллера и откровенной эротики.

Клуб любителей японской анимации R.An.Ma появился в России в 1996 году, предвосхитив массовую моду. Подобная ситуация наблюдалась и в истории развития американских "побратимов" R.An.Ma: к моменту, когда широкая американская кино- общественность с изумлением начала открывать для себя "паралленьную вселенную" японской анимации, уже успело возмужать целое поколение фанатов-отаку. Клубы образовывались, в основном, вокруг университетских кампусов, и многие из них быстро обзаводились всеми необходимыми атрибутами: постоянным местом встреч в каком-нибудь университетском кинозале, не столь экзотичной для богатой Америки видеопроекционной аппаратурой, а также узнаваемой символикой и здоровым снобизмом. При поддержке компаний-посредников, выпускающих аниме на американский рынок, штатовский фэндом начал проводить ежегодные помпезные слеты, на которые приглашались знаменитые гости. И все это происходило еще в те времена, когда аниме-фильмов в широком прокате в Америке не было (за одним исключением), и в массовый успех - как у зрителей, так и у критиков - этого "странного искусства" верили немногие. В России не было и нет ни университетских кампусов, ни достаточного количества студентов-японцев, ни компаний, легально выпускающих аниме. Поэтому первый российский клуб создавался, можно сказать, на пустом месте - несколькими энтузиастами, подогретыми духом непримиримых баталий в эхоконференциях ru.video и ru.toon сети FidoNet. Аббревиатура R.An.Ma, вынесенная в название клуба, расшифровывается как Russian Anime and Manga Association. В этом был элемент игры: все знали что Ranma 1/2 - это популярнейший японский манга и телевизионный аниме-сериал; но видели в России на тот момент его, прямо скажем, считанные единицы, и мечтать о том, что в ближайшее время ситуация кардинально изменится, не приходилось даже самым страстным поклонникам японской мультипликации.

Хорошо, что жизнь иногда опережает даже самые смелые мечты. Подумать только - в стране, где словосочетание "мультфильм для взрослых" вызывало лишь кривую улыбку (потому как на ум приходит, как правило, либо отечественная халтуристика вроде "Великолепного Гоши", либо какая-нибудь запредельная порнография, ввезенная из той же Японии и бытующая у нас на правах большой экзотики), - в этой же самой, только чуть повзрослевшей стране плодятся новые общества, проводятся крупномасштабные фестивали. Многое поменялось, но R.An.Ma остается крупнейшим и авторитетнейшим клубом. И если вы когда-нибудь замечали в метро обычных с виду молодых (и не очень) людей, рассматривающих цветные журналы с экзотическими рисованными иллюстрациями, вчитывающихся в странные, кажущиеся уж очень серьезными по графике и композиции, черно-белые комиксы и обсуждающие фильмы, названия и герои которых вам, дипломированному кинокритику, абсолютно незнакомы или частящих фразами вроде "ты не видел ОВАшек, там в конце такой кавайный мокусироку, сплошной хентай!" - скорее всего, это были ОНИ.

Вышло так, что у истоков клуба стояли в основном давние поклонники и ценители научной фантастики: к примеру, вице- президент Алекс Лапшин слывет подлинным знатоком фантастического кино, у президента Николая Симкина одна из самых обширных в стране коллекций соответствующих анимационных фильмов, а Евгений Медведев является не просто социологом, но еще и авторитетным специалистом в области ролевых игр. Собравшись вместе, эти люди в далеком 1996 году решили, что страна, истощенная нашествием с Запада черепашек-ниндзя и микки-маусов, должна наконец узнать об аниме. В те времена каждый из них чувствовал себя подобным ученому мужу, внезапно ошеломленному новыми сведениями об устройстве мира, значительно расширившим границы его кругозора. Но в реальности-то все было по-старому!

"Если это так здорово, то почему же об этом никто не знает?" - подумали организаторы клуба. Будучи людьми технологически подкованными и по уши погрязшими в компьютерах и сетях, они предположили, что самый удобный на данный момент времени способ пропаганды японской поп-культуры - через Интернет. Поэтому почти сразу же после своего появления, R.An.Ma обзавелась сразу двумя веб-страничками: первая, расположенная сейчас по адресу ranma.anime.ru, сразу стала официальным рупором клуба, вторая же (впоследствии переехавшая на www.akira.ru) по сути представляет собой каталог фильмотеки, хранящейся у одного из "отцов-основателей", Юрия "Акиры" Спиридонова. Если вы хотите узнать, как превратиться в "отаку" - настоящего фэна - почитайте библиотечку со статьями об аниме и манге. Здесь - и интервью с аниматорами, и советы и руководства для делающих первые шаги в рисовании манги художников, и разнообразные FAQ по теме, и даже переведенные с английского опусы вроде "Воспоминаний фэна аниме" (западный аниме-фэндом насчитывает уже пару десятков лет, и такие тексты здорово помогают понять тенденции развития фэн-сообщества, заодно предупреждая о "подводных камнях", встречающихся на пути). Забавные тесты на тему "Вы слишком много смотрите аниме, если..." позволяют посетителю странички оценить степень своей "отакованности".

Время шло, клуб притягивал все новые яркие и талантливые личности. Одной из таких фигур стал молодой лингвист и киновед Борис Иванов, чье увлечение аниме практически переросло в профессию. Осенью 1998 года им был открыт сайт "Аниме и манга в России" (www.anime.ru), вскоре превратившийся в настоящий справочник по японской культуре. Заинтересованный посетитель найдет здесь информацию о любом мало-мальски известном японском аниматоре, художнике, режиссере, основных студиях, актерах озвучки и даже о популярных музыкантах и певцах, так или иначе связанных с аниме-индустрией (широко распространено, например, участие известных групп в написании "заглавных" песен для телесериалов). Огромный интерес представляет подборка статей об телесериалов). Огромный интерес представляет подборка статей об истории аниме, которая, оказывается, ведет отсчет почти с начала века: самый первый японский мультфильм, "Новый альбом набросков" режиссера Сэйтаро Китаямы, был снят в 1917 году! Подход к созданию www.anime.ru оказался настолько скрупулезен, а его содержание - столь энциклопедично, что в прошлом году Борис Иванов издал книгу "Введение в японскую анимацию", почти целиком основанную на материалах сайта. Небольшой первый тираж моментально разошелся в киноведческих кругах, и пока готовится переиздание, любой желающий может ознакомиться с этой книгой на домашней страничке автора (www.aha.ru/~hexer/). Надо сказать, что за "Введение..." Бориса лично поблагодарил посол Японии Минору Тамба, а Гильдия кинокритиков России сделала автора лауреатом премии памяти Михаила Левитина. Повод погнуть пальцы.

Еще один известный член клуба - художник Anry (anry.design.ru). Наверное, лучший современный иллюстратор отечественной фантастики (с его обложками выходили книги С. Лукьяненко, Г.Л. Олди, Н. Перумова, многих других авторов), влился в ряды R.An.Ma еще до своего переезда в Москву из Благовещенска. Страничка Anry состоит не только из галереи его собственных работ и раздела практических советов, но и включает подборку обзоров аниме-фильмов, в основном классики гениального режиссера Хаяо Миядзаки. Anry любезно дал согласие на оформление статьи его работами, исполненными в манга-стилистике, за что ему большое спасибо!

Сейчас, спустя четыре года после основания, R.An.Ma представляет собой ассоциацию аниме-клубов с филиалами в двух десятках городов по всей России (ranma.anime.ru/filials.htm), связанную с аналогичными клубами в Японии, Европе, США, Израиле, Прибалтике. Если вспомнить, та самая заметка в номере "Интернет" двухгодичной давности называлась "345 часов японских мультиков". На момент написания данного материала клубные фонды состоят из более чем 400 видеокассет общей продолжительностью 1055 часов, нескольких десятков DVD, и 115 компакт-дисков с анимационными фильмами в цифровом виде. Здесь важно заметить, что никакой коммерческой деятельности R.An.Ma не ведет, и фонды являются, по сути, частными коллекциями, владельцы которых предоставляют возможность копировать фильмы безвозмездно, но исключительно для просмотра членами многочисленных клубов и филиалов. Основной целью существования ассоциации по- прежнему является популяризация искусства Японии доступными способами: это сетевое общение в эхоконференциях ru.anime*, дискуссии на многочисленных форумах (основной расположен по адресу clamp.rsd.ru/ranma.forum), офлайновые тусовки, просмотры фильмов, сотрудничество с местной прессой и телевидением. Об ассоциации R.An.Ma хорошо знают в культурном отделе Посольства Японии и многочисленных обществах дружбы между нашими странами, и только благодаря ее теплым отношениям с этими организациями стало возможным проведение фестивалей японской анимации в Воронеже, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. Подробный рассказ о воронежском фестивале можно найти на странице ranma.anime.ru/voronezh_fest.htm.

У каждого регионального клуба, разумеется, "тараканы" свои. Например, тот же воронежский филиал R.An.Ma состоит почти сплошь из физиков и прикладных математиков, получивших (или получающих) высшее образование. Некоторые отделения клуба (а для того, чтобы организовать местный филиал, надо просто собрать группу единомышленников и связаться с московскими коллегами) известны своей замкнутостью: полученные по почте кассеты там тихо смотрятся в узком кругу посвященных; другие, как R.An.Ma в Екатеринбурге, активно учат японский (как выяснилось - не самый сложный язык, пока дело не касается иероглифов) и ведут активную просветительную работу, идя для осуществления своих замыслов на контакт решительно со всеми, включая городские власти. Конечно, небольшим объединениям в чем-то даже легче: например, они еще могут полным составом собраться у кого-то в квартире на премьерный просмотр нового фильма, пришедшего из Штатов (обычно аниме заказывается в сетевом магазине www.animenation.com) или по "секретным каналам интернета". В столичных городах к обычным "клубным" носителям добавляются еще DVD, вот только всю московскую или питерскую анимешную тусовку не уместишь ни в какой квартире, конечно же, будь то даже квартира президента страны. Кстати, знаете, что наш бывший президент - тоже в чем-то отаку? Да-да, ведь на одной из многочисленных "встреч без галстуков" Борис Николаевич получил в подарок от бывшего японского премьера Рютаро Хасимото кассету с записью "Трудной дружбы" - аниме, рассказывающего о миссии русского адмирала Путятина, установившего между нашими странами дипломатические и торговые отношения 150 лет назад. Во как...

Так как количество московских ранмовцев сильно возросло, они решили собираться (два раза в неделю - по вторникам и пятницам) у фонтанов МГУ, рядом со смотровой площадкой на Воробьевых горах: здесь просторно, места хватает всем, и весь вечер можно общаться, обмениваться записями и впечатлениями. Да и просмотры на квартирах (иногда перерастающие в эдакие круглосуточные аниме-марафоны) никто не отменял, тем более, что с японским пивом и саке сейчас перебоев тоже не наблюдается - а что еще нужно настоящей русской душе для полного счастья?

Несколько полезных ссылок:

Во многом благодаря R.An.Ma о японской анимации в нашей стране заговорили. Популярные издания совершенно различной направленности внезапно начали посвящать статьи аниме, а журнал о видеоиграх "Великий Дракон" даже ввел регулярную рубрику соответствующей тематики. "Прогрессивные" клубы и музыкальные группы считают за честь украсить свои флаеры и обложки альбомов манга-картинками. Отечественные мультипликаторы, сначала встретившие аниме в штыки, сейчас меняют свое мнение на противоположное (похоже, что чем больше они смотрят аниме, тем больше "теплеет" их отношение к ним) и, что особенно характерно, сами предпринимают первые попытки освоить пришедший из Японии стиль. Пока эти работы не выходят за рамки коротких экспериментальных произведений. В качестве забавного примера приведем мульфильм "Визитер: гастрономический триллер", его можно увидеть на веб-странице входящей в R.An.Ma студии PIMP (ranma.anime.ru/studiopimp.htm). Помимо упоминавшегося выше Anry, в сети представлены и другие русские художники, вдохновляющиеся японской графикой - можно взглянуть на галереи Отто Рейенталя (surf.to/kleine_welt/), Хиро Юи (animefanart.newmail.ru), Евы Соулу (www.design.krsk.ru/Visitors_Showcase/EvaSoulu/GALLERY.asp), и вашего покорного слуги (www.design.krsk.ru/Visitors_Showcase/KorneevValery/GALLERY.asp). В конце августа команда "Проект 7" (www.project7.ru) выпустила русскоязыавгуста команда "Проект 7" (www.project7.ru) выпустила русскоязычную настольную ролевую игру "Эра Водолея", выполненную в виде книги, снабженной большим количеством манга-иллюстраций. Уже больше года на страницах "Классного журнала" Богдан Куликовских публикует полноценную детскую мангу под названием "Ника", описывающую борьбу миленькой девочки-суперагента с Очень-Темными-Силами.

Так хочется, чтобы не только пресса, но и российские телекомпании, кино- и видеопрокатчики наконец обратили свое внимание на японскую анимационную продукцию. Рынок созрел и люди уже знают, что в мире существует популярнейшее направление анимации - красочное, зрелищное, духовное... И отчего-то полностью игнорируемое нашим ТВ, совершенно не представленное на экранах наших кинотеатров. Остается ждать, когда наряду с российскими, американскими, французскими мультфильмами, наш зритель сможет оценить передовую продукцию аниме-студий Японии. И если вы чувствуете, что способны как-то приблизить этот момент, почему бы вам не присоединиться к ассоциации R.An.Ma!