Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Известия
Дата 06.10.00
Название Борис СТРУГАЦКИЙ: Через полвека бумажная книга станет уделом коллекционеров
Автор Ю. Ревич
Тип материала  Статья


Юрий РЕВИЧ

Борис СТРУГАЦКИЙ: Через полвека бумажная книга станет уделом коллекционеров.

Последнее время СМИ успешно ведут промышленную разработку темы "Интернет - убийца посредников". В качестве фактического материала неизменно используется история сети обмена аудиофайлами Napster, предпринятый Стивеном Кингом эксперимент по размещению новых книг в Интернете или аналогичные проекты музыкантов ("Известия" также писали об этом). Между тем в российской зоне Интернета происходят - и давно - не менее, если не более, интересные события. На вопросы, с этими событиями связанные, отвечает Борис Натанович СТРУГАЦКИЙ.

- Каков Ваш прогноз на ближайшее и отдаленное будущее по поводу этой ситуации? Как, по-вашему, следует вести себя представителям традиционных издательских концернов и отдельным авторам с учетом того, что все более широкое распространение свободного обмена через Сеть неизбежно?

- Я готов говорить только о литературе: здесь я могу считать себя профессионалом. Так вот, мне кажется, что в ближайшее время ничего существенного в издательском деле и вообще в положении бумажной книги на рынке не произойдет. Слишком сильны вековые традиции. Слишком много преимуществ имеет сегодня бумажная книга перед "электронной". Слишком мал процент (об этом говорят все доступные мне социологические опросы) тех, кто предпочитает чтение с экрана. Но лет через тридцать, я думаю, положение начнет меняться, а может быть, и уже изменится. Будущее, конечно, за электронной книгой - просто потому уже, что занимает она несравненно меньше места и во многих отношениях удобнее бумажной: ее легче листать в поисках нужного места, ее можно снабжать иллюстративным материалом, который Гутенбергу с Федоровым и не снился, ее, черт возьми, можно даже озвучивать! Полтораста лет назад самым обыкновенным знаком почтовой оплаты была беззубцовая марка, которую почтовый служащий отрезал от листа ножницами. Сейчас такие "беззубцовки" выпускаются только для филателистов, почте они не нужны совсем. Подозреваю, через полвека нечто подобное произойдет с бумажной книгой - она сделается предметом страсти и вожделения лишь отдельных, сравнительно немногочисленных любителей-коллекционеров. Издательствам придется приспосабливаться. Это будет непростой процесс, но, поскольку он растянется на десятилетия, обойдется, я думаю, без жертв и разрушений.

- На Вашем сайте в Интернете в свободном доступе выложены все Ваши с Аркадием Натановичем произведения. Считаете ли вы, что это помогает или мешает продажам обычных изданий на сегодняшний день и в перспективе?

- Сегодня, сейчас, скорее помогает - обеспечивает дополнительную рекламу. И не думаю, что сумею дожить до тех времен, когда конкуренция Интернета в издательском деле станет по-настоящему серьезной.

- Станислав Лем высказал (в новой книге "Мегабитовая бомба") следующую точку зрения: "Ведь цивилизационный "процесс", как принято было его называть, все больше замедлялся по мере ускорения технокоммуникационных достижений, и думать, что китайцы, индусы, бедуины и остальная часть третьего мира вообще смогут физически войти в раскрывающееся [...] информационное пространство, - это утопия или антиутопия, что одно и то же". Каково Ваше мнение по поводу перспектив распространения информационных технологий на все человечество?

- Совсем недавно я вычитал где-то, что китайцев- интерменов уже больше 16 миллионов - целое европейское государство. В Индии уже сейчас больше полутора миллионов пользователей Сети, а через пару лет, говорят, будет уже пять миллионов. С бедуинами, разумеется, сложнее: они, по-моему, кочевники, но любая область мира, которую удалось электрифицировать, без всякого сомнения, в ближайшие же годы сделается частью Великой Паутины. Конечно, доля "интернетизированного" населения в разных странах будет разной, но то, что процесс будет идти и идти энергично - просто параллельно телефонизации, - представляется мне более чем вероятным. И если считать, что телефонизация человечества есть реальный факт сегодняшней жизни (а это, по-моему, так и есть: не у каждого человека Земли есть телефон, но людей, которые бы не знали, что это такое, не так уж много), то и "информатизация" не представляется мне такой уж фантастичной.

* * *

Максим МОШКОВ известен не только и не столько как программист и автор технических текстов. Его сайт "Библиотека Мошкова" конкурировал с официальным сайтом братьев Стругацких за Национальную Интел Интернет премию в номинации "Литература". Победили Стругацкие, но независимо ни от чего Максим остается главным сетевым библиотекарем России.

- Как вы считаете, ваша деятельность мешает или помогает обычным "бумажным" издательствам?

- Ни то ни другое. При нынешнем состоянии Интернета в России по-другому и быть не может. Допустим, каждый двадцатый житель страны сегодня читал книжку. Получим 5 млн читающих за сегодня. В мою библиотеку за этот день зашли 10 000 человек. То есть соотношение - 1:500, добавим все остальные библиотеки - соотношение дойдет аж до 1:100. Но даже если аудитория Интернета возрастет в 10 раз, говорить о влиянии надо будет с большой осторожностью. Спросите любого издателя - почему он "не играет в Интернет" (а я спрашивал), и он ответит: "Пока это не интересно. Мизер".

Бывают, конечно, забавные случаи. Помнится, издательство "AdMarginem" вело "Суд за ссылку" с целью рекламы новой книжки. В результате им удалось с успехом распродать весь первый тираж и выпустить допечатку. Или книжка о Путине, выложенная в Сеть перед выборами, - имела очень большой (по интернетовским меркам) успех. Но они единичны, и на общей массе книгоиздательской деятельности не сказываются.

- Каково ваше отношение к обвинениям в нарушении авторских прав, которые часто раздаются в ваш адрес...

- Спокойно отношусь. Любая воля автора в моей библиотеке выполняется неукоснительно. Случаев, когда авторы требовали удалить их тексты из библиотеки за всю историю (6 лет) было около 10. За то же время получено разрешений на публикацию от примерно 100-200 авторов и переводчиков и от 6 издательств.

- ... а также в адрес аналогичных проектов, например, к скандалам на Западе вокруг сети свободного обмена файлами компании Napster?

- На Западе аналогичных литературных проектов нет, за исключением Гутенберга и его клонов. На нет - и суда нет. Сеть Napster и Gnutella, а также все скандалы вокруг них крутятся из-за MP3 и интересов звукозаписывающих корпораций. Я в MP3 не играю. В том числе и потому, что не люблю скандалов. Хотя, конечно, Гнутелла победит, в этом странно было бы сомневаться - privacy на Западе священно.

* * *

И вообще... Смотреть надо не на нынешние скандалы, а на развитие технологий, и на скорость развития и думать надо. Такие дела. Вот информация к размышлению:

1. Темпы роста Интернета довольно неплохи. Можно ожидать, что через 10 лет во многих странах будет интернетизировано на бытовом уровне (т.е. как телефоном и телевизором) 30-60% населения.

2. Россия, как и везде, отстает от Запада лет на 7-15.

3. Пока плоские экраны (LCD и т.п.) стоят дорого. Ситуация за 10 лет изменится довольно серьезно. На моей памяти за 7 лет мониторы стали из 14 дюймовых 17 дюймовыми. За 10 лет они станут: а) плоскими, б) гуманными к глазу, в) сверхвысокого разрешения.

4. Носимые специализированные компьютеры (eBookи, палмтопы и т.п.) - тупиковая ветвь, но позволяют разрабатывать технологию. Прорывом вперед станет электронная "бумага" - она позволит сделать компьютер-раскладушстанет электронная "бумага" - она позволит сделать компьютер-раскладушку, с большой площадью экрана при работе. (Как сложенные карты-буклеты.) Опять же - довольно много лет уйдет на устаканивание приемлемой цены на эти игрушки. И после этого - да, он самый. Конец бумажной книге в отдельно взятой стране. (Напомню, что мы от нее отстанем еще на 15 лет.)

5. Перевод всех книг мира в цифру. Уже начинается в промышленных масштабах. Себестоимость этого мероприятия - порядка 10 млрд долларов, поэтому будет оно продолжаться довольно долго.

6. Выживут ли издательства? А как же. Конечно. Издательство будет заниматься тем, чем и должно. Работа с авторами, поиск новых имен и их реклама, раскрутка.

7. Как на этом делать деньги? Думать надо. Деньги делать будут, и в этом нет сомнений. Как? Поживем - увидим.

* * *

"ВАГРИУС": Нет "обычных издательств". Зато есть обладатели права первой свежести

Заместитель генерального директора, редакционный директор издательства "ВАГРИУС" Андрей ИЛЬНИЦКИЙ:

- Развитие онлайновых библиотек и свободный обмен текстами в Сети - процесс, который едва ли можно остановить. Каким в этом плане вам представляется будущее обычных издательств?

- Так называемый "свободный обмен текстами" в Сети представляет не что иное, как одну из разновидностей пиратства. Не суть важно, в каком виде распространяются контрафактные копии: в электронном, на твердых носителях или в традиционном полиграфическом исполнении. К сожалению, недостаточно проработанная законодательная база позволяет в настоящее время виртуальным пиратам находить бреши в охраняющих права авторов и издателей законах. Что-то подобное было в начале девяностых в издательском бизнесе. Но как только цена вопроса превысила потери издателей и авторов, проблема была решена в течение двух-трех лет. Тот, кто не принял правила честной игры, был постепенно вытеснен из издательского бизнеса. Сегодняшние издатели понимают, что самый стабильный бизнес основан на букве закона и взаимоуважении авторов, издателей и книготорговцев. Аналогичные процессы происходят сейчас в аудио-, видеобизнесе. Что касается интернет-пиратства, то оно пока практически не влияет на бизнес ведущих издателей.

Таким образом, как только цена вопроса борьбы с пиратством, называемым "свободным обменом текстами в Сети", превысит определенную планку, авторы и издатели решат эту проблему. На наш взгляд, решение будет заключаться в некоем корпоративном кодексе отношений, основанном на "Законе об авторском праве". Отдельно отметим, что формулировка Вашего вопроса не совсем корректна и выдает определенное недопонимание сути издательского бизнеса. Нет и не может быть "обычных издательств" и каких-либо других, как не бывает "осетрины второй свежести". Любому мало-мальски серьезному автору нужен издатель, подготавливающий его произведение к публикации, тиражирующий его и отстаивающий свои и автора права в жестких условиях рынка. Форма публикации, вид издания - не главное.

- Как вы считаете, размещение текстов в Сети в настоящее время помогает или препятствует вашему бизнесу?

- В настоящий момент размещение фрагментов текстов в сети, согласованное с правообладателем, может при определенных условиях рассматриваться как дополнительный рекламный ресурс, способствующий "раскрутке" авторов и отдельных издательских проектов. Принципиальным для нас является то, что любая публикация должна быть согласована с правообладателем, будь то автор или издатель, и сопровождена информацией о правообладателе и его координатах. Понимая недостаточную проработанность законодательной и финансовой базы, сегодня мы готовы к сотрудничеству на основе обмена информационно-рекламными услугами в Интернете. В частности, таким образом мы пытаемся взаимодействовать с Максимом Мошковым.



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>