|
Источник | Известия |
Дата | 07.10.00 |
Название | Пол Верхувен: "Невидимка" - человек-пустота |
Автор | В. Кичин |
Тип материала | Статья |
Валерий КИЧИН
На экраны вышла картина, по идее беспроигрышная: имя Пола Верхувена - отличная рекомендация, а сюжеты о невидимках интригуют с детства.
После классической ленты Джеймса Уэйла "Человек-невидимка" 1933 года кино не раз пыталось подступиться к теме - и всегда ограничивалось вялыми визуальными парадоксами, не в силах решить, что у невидимки видно зрителю, а что - нет. Пол Верхувен здесь верен себе: принцип "невидимости" выдержан идеально, причем придумано множество эффектных ходов, когда невидимку - видно. Его выдаст вода, стекающая по телу, или обволакивающий пар, или краска - каждый прием отработан на все сто, каждый войдет в киноисторию. Потому что такой разнообразной и виртуозной работы со спецэффектами, такой визуальной мощи мы в кино не видели после "Скрытой угрозы" Лукаса.
Вообразите оживший анатомический атлас. Сначала истлевает кожа, обнажая чащобу кровеносных сосудов, и бьется, истаивая, сердце, и вибрируют легкие, потом остается только живой каркас - кухонная раковина грудной клетки и марсианская конструкция таза. Человек испытывает адские боли, его освежеванное тело корчится, а череп орет оскаленными зубами. Это нам показывают, как молодой ученый Себастьян Кейн ставит на себе опыт погружения в невидимость. До этого мы уже видели возвращение из невидимости огромной гориллы. Впереди нам придется пережить попытку возвращения самого Кейна.
Разумеется, здесь нет ничего общего ни с Уэллсом, ни с прежними версиями. На экране технологического кино технологический век, Пентагон финансирует тайные опыты по созданию невидимых существ, в подземных бункерах томятся призрачные псы, коты, львы и обезьяны. Группа ученых во главе с Кейном близится к решающей фазе: опытам над человеком. Кейн ставит этот опыт на себе - сюжетно картина ближе к "Мухе" Кроненберга, чем к Уэллсу.
Но фильм не случайно в оригинале назван двусмысленно: "Человек-пустота". Научный гений Кейна неадекватен гению человеческому. Потерпев поражение и застряв в невидимости, он начинает мстить сразу всем - мелко и гнусно. К концу разбушевавшегося Фантомаса нужно просто уничтожить, как вечно встающего из пепла Терминатора, - и тут возникают параллели уже с фильмами Камерона.
Это проколы на уровне сценария. Мощь традиционного верхувенского драйва несоразмерна мелочи амбиций его героя. Кейном овладевает похоть, и некоторое время режиссер развлекается экзотикой невидимого секса, гибридом ревности с вуайеризмом. В итоге все опрокинуто в стихию убийств безумных и, что особенно уязвимо, бессмысленных. Кровь кипит Ниагарой, а в безвыходных положениях, вызывая хихиканье зала, слишком часто помогают невероятные случайности. Добавьте неразработанность характеров и посредственную игру актеров. Если в этом матче и можно за кого-нибудь "болеть", то скорее - за Кейна, злодея: мы его уже изучили изнутри и снаружи, мы видели его сердце и прочие интимные органы. А душа, как известно, невидима от природы и потому она - потемки.
Актер Кевин Бэйкон с самого начала играет раздвоенность: мелкий бес, который предпочитает называть себя богом. В фантомасовой маске с провалами глазниц и узкими губами он ухитряется передать некоторую психологическую сложность. Двумерным "положительным" коллегам с ним не тягаться.
Казус вышел обидный. Спецэффекты наверняка будут номинированы на "Оскара", но они здесь - как шекспировские страсти в пип-шоу. Начав за здравие, Верхувен на этот раз кончил за упокой - творчество полосатое, как сама жизнь.
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>