Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Hitech
Дата 10.00
Название "Властелин колец" в компьютерной мантии
Автор С. Челяев
Тип материала  Статья


"Властелин колец" в компьютерной мантии

В Новой Зеландии идут съемки знаменитой книги Толкиена

Если и были в мире книги, экранизировать которые не решался никто, то это "Война и мир" и "Властелин колец". Но если Бондарчук все-таки осуществил свою грандиозную постановку (уверен, по затратам тех времен это - самый дорогой фильм в мировом кинематографе, а не всякие "Титаники" и "Клеопатры"!), то творение великого Толкиена, не рекомендовавшего даже иллюстрировать свое произведение, все кинорежиссеры обходили за версту - не по зубам-с! И вот сегодня в Новой Зеландии полным ходом идут съемки трехсерийного блокбастера "Властелин колец", впервые в истории кино - одновременно всех серий сразу, а по уровню технологии фильм Питера Джексона реально претендует на кинопроект века.

Съемки трилогии начались в Веллингтоне, Новая Зеландия, 11 октября 1999 на New Line Cinema под руководством новозеландца Питера Джексона, известного по номинанту "Оскара" - фильму "Heavenly Creatures", получившему "Серебряного льва" на Венецианском фестивале в 1994 году. Джексон - режиссер, сценарист и продюсер картины. В 3 частях саги - "Братство кольца", "Две твердыни" и "Возвращение короля" - занято немало известных актеров: Шон Эстин, Брэд Доуриф, сэры Яны Хольм и Маккеллен, Лив Тайлер, Элайджа Вуд, Кейт Бланшетт. Среди продюсеров - Барри М.Осборн ("Матрица") и знаменитый Сол Зэнц ("Английский пациент", "Амадей").

Нет смысла пересказывать сюжет - Толкиена нужно читать и перечитывать, объем же технологических работ потрясает. Рабочая группа джексоновской фирмы WETA создает оружие, макеты, существ и спецэффекты под руководством Ричарда Тэйлора и Марка Стетсона ("Пятый элемент"). Съемка трех частей одновременно - весьма смелая затея, однако New Line Cinema, обладающая правами на "Властелин колец" и другую книгу Толкиена - "Хоббит", является один из ведущих производителей художественных фильмов, о чем говорит и бюджет трилогии - более чем 180 млн. $США.


Невероятно, но факт: в свое время снимать "ВК" собирались "Битлз"! В 1968 г. битлы планировали снимать свой третий фильм после "A Hard Day's Night" и "Help!". Знаменитая ливерпульская четверка предлагала снять "ВК" (естественно, с ними в главных ролях!) Стэнли Кубрику, но мэтр, не читавший Толкиена, "отфутболил" их к Микеланджело Антониони, с которым тоже не заладилось. Права на съемки фильма принадлежали компании United Artists - распространителю битловской "Желтой подводной лодки", которая с симпатией отнеслась к этому проекту. Однако написавший несколько сценариев Пол Галлико был очень недоволен тем, что экцентричный Джон Леннон избрал себе роль зловредного существа Горлума. Его партнеры тогда распределили между собой роли так: Пол МакКартни - главный герой, хоббит Фродо, склонный к восточной философии Джордж Харисон хотел быть мудрым магом Гэндальфом, а простодушный Ринго Старр избрал себе роль самого Властелина колец - Саурона великого и ужасного (видимо, из-за совпадения Ringo и "Ring" - кольцо). Представляете, какой мог бы быть фильм? А музыка?!!

Примечательно, что фильмы будут выходить один за другим, независимо от финансового успеха первой ленты. WETA Digital, фирма Джексона по новейшим спецэффектам, ответственна за компьютерные визуальные эффекты. Режиссер разрабатывал тему более двух лет, совершенствуя компьютерные программы для съемки и обработки материала.

"Кинематографической технологии потребовалось 45 лет, чтобы догнать воображение Толкина", - считает Джексон. - "В Новой Зеландии у нас есть и компьютерные технологии, и естественные ландшафты, чтобы вызвать к жизни уникальный мир Средиземья. Еще никогда три полнометражных фильма не снимались подряд, и это свидетельствует о невероятном понимании со стороны New Line Cinema".

Дизайнер костюмов Нджила Диксон работала в сериалах о Геркулесе и принцессе Зене, снятыми тоже на новозеландских пейзажах. Там же снимал своих знаменитых "Бейба" и "Бейба-2" главный оператор "ВК" Андрю Лесни. Кто видел хотя бы первого "Поросенка", за которого Лесни получил звание "Лучший Австралийский Оператор Года" - тот поймет, что оператор - просто супер!

Главный специалист по механическим спецэффектам - Стивен Ингрэм - старожил "Веты", а его помощники на съемках Рич Кордобез и Блэр Фурд работали в таких лентах как "Маска Зорро", "Смерч", "Скала", "Смертельное оружие - 4". Трюки ставит Брюс Браун, работавший еще в "Индиане Джонсе и Храме Судьбы", а ответственный за зрительные спецэффекты Марк Стетсон командовал ими в "5-м Элементе".

Есть и технический директор по существам, Джэми Пилгрим, который оживляет создания на компьютере. Джэми был главным мультипликатором "Матрицы", так что ждем от него впечатляющих эффектов и поразительных существ.

На съемки трех фильмов уйдет 18 месяцев. Первый фильм выйдет в прокат в конце 2001-го года, но уже сегодня Интернет захлестывает волна слухов о фильме. Примечательно, что New Line использует Сеть для популяризации своего суперпроекта, допуская многочисленных фэнов Профессора к процессу создания фильма.

"Наша модель поведения - вполне в духе Интернета", - утверждает Гордон Паддисон, президент рекламного отдела New Line. "Вместо того чтобы сказать - это наши фильмы, наша собственность, мы приветствуем фэнов и даем им поучаствовать".

Сегодня в Интернете есть уже около 400 (!) сайтов, посвященных съемкам "ВК", а сама New Line контактирует с 20 из них, публикуя информацию, фото, новости, участвуя в форумах и интервью.

Именно фэны-сетевики в свое время предложили Кейт Бланчетт на роль эльфийской королевы Галадриэли, убедив в этом и Джексона, и саму актрису. "Интернет дает режиссеру уникальную возможность общаться с аудиторией, раньше это было невозможно", - считает режиссер самой знаменитой кинопостановки будущего.

Фильм "делается" в одном огромном помещении, где варится в этаком творческом котле, а роль поваров играют все службы студии. Можно спокойно перейти из одного кабинета в другой, в том числе и в компьютерный отдел.

Одно из удивительнейших существ - Горлум будет полностью сгенерирован на компьютере. Для этого WETA разработала множество новых кодов motion capture для моделирования кожи, кости и мышц. Сначала создали скульптуру, затем сканировали ее в компьютер с помощью нового новозеландского ноу-хау сканнера, который передал все детали скульптуры. Создатели фильма призывают забыть обо всех прежде виденных компьютерных персонажах - в "ВК" все будет потрясающе!

Вот как рассказывают компьютерщики о создании огненного монстра Балрога, поединок с которым мага Гэндальфа явно войдет в рекламный киноролик "ВК".

"Самым интересным было получить добро на рисунок, а потом увидеть его реализованным на экране. Эскиз задает направление, а потом все начинают над этим работать, мы косвенно, а Питер Джексон напрямую. Один человек две недели работал над макетом Балрога в человеческую величину. Потом сделали голову гигантского размера, вроде изваяний на крепостных стенах - весь он никогда не будет изваян в своем подлинном размере! Были сделаны только суставы его крыльев, без кожных перепонок, которые потом дорисуют на компьютере, и целиком его увидеть можно будет только на экране монитора".

Фильм будет лишен традиционного для Голливуда "американского" налета. Создатели фильма решают такие вопросы, как показ европейской атмосферы города, знавшего и лучшие времена, перевод с эльфийского на английский, разработка фантастических видов оружия и боевых приемов. Джексон утверждает: оружие эльфов будет большим сюрпризом! 2 года все декорации и реквизит создавались в WETA, где сегодня царит настоящий культ Толкиена. Там есть человек, который 2 года только и делал, что соединял кольца для кольчуг. А другой рассыпал золоченые листья на земле, когда снимали эльфийскую страну Лориэн, а потом собирал все до листика после окончания съемок.

Главный программист проекта Стив Регелос: "С помощью компьютеров в битвах будет задействовано намного больше людей, чем когда-либо. У каждого виртуального воина есть свое сознание - он может самостоятельно двигаться, реагировать на обстановку: видеть людей вокруг, видеть приближающегося врага, выбирать ответное действие - убежать, уклониться, драться... В фильме будут совершенно потрясающие сцены битв анимированных воинов - их движения разнообразны, жизненны, правдоподобны. Для этого используется программа искусственного интеллекта MASSIVE, разработанная на студии WETA. Это, судя по всему, необычайно продвинутый софт, писать который было бы мечтой моей жизни...".

Именно благодаря этой программе Питер Джексон убедил New Line Cinema экранизировать Толкиена - ее руководители были потрясены вариантами сражений компьютерных персонажей. MASSIVE - программа, которая сможет разыграть гигантские по масштабу битвы из всего лишь 15-тысячной массовки. Как полагает сам Джексон, искусство там встречается с теорией энтропии.

Любой, знакомый с цифровым фотоаппаратом, знает, что все снятое тут же переводится в байты и помещается в компьютер, а затем с помощью тематического софта можно делать с фото все что угодно. Принцип цифровой камеры использует и команда Джексона. Трилогия снимается на кинопленку в масштабе "супер 35". Это - не искажающий пропорций метод широкоэкранной съемки, когда кадр занимает всю ширину 35-мм ленты, от дырочки до дырочки, а по вертикали он занимает только часть пленочного кадра. В "супер 35" сделаны все широкоэкранные фильмы Джеймса Камерона, в том числе и "Титаника". Каждый кадр, отснятый на кинопленке, закладывается в компьютер для последующего изменения или улучшения. WETA сохраняет все, что делает. "Когда мы закончим работу, у нас будет самая организованная в истории база данных киносъемки", - говорит главный технический директор Джон Лабри. К концу съемок здесь будет храниться около 60 терабайтов (1 терабайт = 1024 гигабайт) данных. Любой работник WETA, подключенный к интранету компании, имеет доступ ко всем данным через веб-браузеры, чтобы быстро получить и работать над любой деталью любого кадра на любой стадии фильма.

Для работы с такой массой информации используется новый программный продукт - система обработки информации "Медиа360" калифорнийской компании "Informix", специализирующейся на базах данных. Она предлагает полностью законченную среду для загрузки, оцифровки, индексирования, редактирования, просмотра, проигрывания, защиты, распространения и архивирования любого типа медиа (изображения, звука, видео и т.д.).

WETA нужны сложные взаимодействия созданий компьютерной графики и людей-актеров, и "Медиа360" - единственный продукт, удовлетворяющий всем этим критериям и не имеющий пока аналогов.

Уже накоплено 3 терабайта данных массовой анимации, а всего для "ВК" необходимо создать 1200-1500 спецэффектов, треть из которых будет задействована уже в первом фильме. На сайт WETA пришло более 2000 заявлений на работу. К началу съемок планировалось набрать 80 художников, их инструментарий - компьютерные рабочие станции SGI Octane и O2 Unix.

Мечи и другое оружие сделаны из резины, алюминия, кевлара (супер-прочного синтетического волокна) и карбонного волокна. Рассказывает Брюс Браун, ответственный за трюки:

- У каждого персонажа будет свой стиль. Некоторые будут драться жутковато, как насекомые, некоторые - довольно изящно, с грацией в движениях, некоторые будут просто рубить-давить-крушить, как машины.

Браун разрабатывает и новые трюковые технологии типа защитной подушки (на которую падают с большой высоты) из твердого пенопласта с пустотами, которые быстро сжимаются и расправляются. Подушка амортизирует падение с высоты 12 метров, давая возможность снимать непрерывный поток людей, падающих во время штурма с крепостных стен. Построены и новые воздушные пушки, и ветровые машины с восьмицилиндровым двигателем мощностью в 450 лошадиных сил, сдувающие человека с ног.

Маленьких хоббитов играют нормальные актеры, которых затем уменьшат на компьютере. Даже лошадей на съемках выбирают по чертам характера, а не по цвету, т.к. изменить цвет в компьютерной графике очень легко.

Музыку пишет поляк Войцех Килар, создавший саундтреки для Анджея Вайды, Кшиштофа Занусси, "Апокалипсис сегодня", получивший награду Американской Киноакадемии, за "Дракулу Брэма Стокера".

Фильмы выйдут на экраны всего мира одновременно:

"Братство Кольца" - 14-го декабря 2001
"Две башни" - декабрь 2002
"Возвращение короля" - декабрь 2003
Первый киноролик "ВК" покажут 20-го декабря 2000 г., перед фильмом "13 дней" с Кевином Костнером. Сетевой ролик "Властелина колец" по количеству скачиваний в первые сутки на 670000 опередил прежний рекорд ролика к "Призрачной угрозе".

Работа идет полным ходом - команда и актеры потратили уже $20,000 только на кофе!

Поэтому мы ждем очередного киночуда, создание которого уже само по себе - удивительное приключение. Как считает Джексон, "технология догнала необычайное воображение Толкиена, так что время пришло". Станет ли "Властелин колец" Джексона подлинным Властелином сердец Толкиена - узнаем уже через год, а пока - помечтаем.

Сергей ЧЕЛЯЕВ

Использованы материалы сайта: http://fan.theonering.net/~henneth-annun/