Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Газета "Школяр"
Дата 30.12.00
Название Трудно быть мастером
Автор Андрей Туманов
Тип материала  Статья


Трудно быть мастером

Туманов Андрей

Играете ли вы в игры? Не надо отшучиваться или говорить, что эти глупости не для вас. Не надо говорить, что вы занимаетесь серьезными делами. "Серьезные" взрослые люди часто играют, сами того не замечая. А что такое взрослый, как не выросший ребенок? Поэтому дети и должны расти, как физически, так и духовно.

В этом, как нельзя лучше поможет игра. С играми, помогающими развиться физически, всё понятно - это футбол, волейбол и ещё куча разных игр. А как быть с развитием духовным? Есть игры, развивающие логику, внимание, память человека. Однако это нельзя назвать духовным развитием. Духовное и личностное развитие приходит с чтением книг и личным опытом. С книгами понятно, а опыт? Согласитесь, не так уж много опыта можно успеть получить в этой жизни. В этом и может помочь игра. Игра не простая. Чем-то даже опасная, но при этом безумно интересная. Это игра ролевая (иногда ролевые игры называют симулятором другой жизни).

Что же такое ролевые игры (а их множество)? Об этом я расскажу чуть позже. Сперва о том, какие они бывают. В обратном хронологическом порядке: компьютерные, полевые и настольные.

Компьютерные ролевушки, самые молодые, произошли от игр настольных и почти полностью унаследовали их правила. Разумеется, весьма упрощенные. Лично я считаю, что это - вариант для лиц с весьма ограниченным воображением. Да и какая радость таращится в одиночестве на экран монитора, и гадать, что же приготовили авторы игры? Во-первых, - глазам вредно. Во-вторых, - довольно быстро надоедает. В-третьих, - дорого. А главное - какой опыт из этого всего можно извлечь? Разве что логическое мышление и ловкость пальцев. Тьфу, гадость!

Более старыми являются игры полевые, или просто ролевухи. Зародились они лет 25-30 тому назад в Великобритании. Каждый играющий получает роль, ну как в театре: рыцарь, дракон, разбойник - любую, и старается ее отыграть. Для игры разрабатывается сюжет, которому не обязательно следовать - он лишь описывает ситуацию, в которой придется действовать персонажам. Хороший сюжет способствует лучшему вживлению в роль. А следовательно, получению большего удовольствия от игры. Единственная цель таких игр -"не победа, а участие", то есть получение удовольствия от самого процесса игры.

У нас такие игры проходят в околопитерских лесах, например, на 63 километре, в Солнечном, Пушкине и других местах. Поэтому нередко бывают столкновения с воинствующими грибниками и просто отдыхающими. Но не надо пугаться, наткнувшись в лесу на людей в странной одежде, в доспехах и с оружием. Ролевики - народ мирный, пока их не трогают.

Далее. Сюжет игры и свод правил разрабатывает опытный человек, именующийся Мастером. Мастер принимает деятельное участие в игре, следя за порядком и соблюдением правил. В играх настольных тоже есть Мастер, именующийся Водящим или Дэнжен - мастером. В компьютерных ролевушках Мастера замещает компьютер. Хреново, кстати, замещает.

Вообще быть Мастером - адская работёнка, особенно в играх полевых. Потому в таких играх зачастую несколько Мастеров. В играх обычно участвует 25-70 человек, в зависимости от авторитета Мастера, погодных условий и наличия сессии. Бывают и общегородские и всероссийские игры, длятся они около недели, и меньше 300 человек там не бывает.

Каждый из игроков, взаимодействуя с окружающими, создаёт некую историю, которая вполне может быть продолжением какой-нибудь книги или исторического события. В некоторых играх есть четкая цель, элемент приключений, например: "собрать армию, замочить дракона, спасти принцессу, спереть золото". Или: "спереть дракона, спасти золото, собрать принцессу, замочить армию".

В целом игры полевые разделяются на два вида: постановочные (театралки) и боевые. Различие между ними довольно велико: в играх постановочных реальные поединки практически отсутствуют. В ходе конфликта побеждает игрок, имеющий определённое превосходство над оппонентом. Например, в силе, ловкости, меткости т.д. Основой таких игр является дипломатия, политика, торговля, магия и элемент приключений.

В боевых играх дипломатия и политика не играют почти никакой роли, иногда лишь позволяя "лавировать", не попадая в бой. Основой здесь является боевое мастерство, умение владеть оружием и воинский опыт. Сильная, хорошо подогнанная команда всегда побеждает. Конечно, если её лидер будет соблюдать выигрышную тактику.

Апогеем таких игр является "свалка"- штурм крепости, например, - когда все войска бросаются в бой, всё стремятся уничтожить врагов и не погибнуть. В свалках иной раз не отличишь своего от чужого. Смотреть со стороны на это действо- зрелище не для слабонервных, да и кого бы не впечатлили 30-40 воинов в доспехах, со щитами, вооруженных холодным оружием всех мастей и калибров и сходящихся "стенка на стенку"? Да, это страшно, да, это опасно, но так притягательно-

Оружие безопасно - клинки делаются из дерева, текстолита и т.д., не имеют сильной заточки, с закругленными остриями. Топоры, копья, стрелы имеют резиновые лезвия и наконечники. И доспехи тоже не зазря делаются. Однако, как вы понимаете, опыт в таких играх дается просто колоссальный.

Ну, вот я и подошел к классике жанра, к играм настольным. К развлечению людей свободных, одаренных воображением и чувством юмора (обязательные условия, наряду с интеллектом).

Всегда приятно в тесной компании 3-5 человек сыграть во что-нибудь, напрягающее порядком разжиженные мозги. Главным "напрягателем" будет, как всегда, Мастер. Приключенцы знают, как тяжело Мастеру, и всегда поставят ему еще одну кружку пива-

Игры настольные - самые старые из всех ролевых: корни теряются во мраке столетий, однако, свой нынешний вид они приобрели всего 50-30 лет назад. Они бывают 3-х видов: "водилки", "дэнжены" и "битвы". Боевые настольные игры не являются ролевыми, однако они развивают тактическое и стратегическое мышления. В подобные игры играли полководцы прошлого перед решающей битвой ("Ваш ход, господин адмирал"). Явный пример таких игр - серия "Warhammer", получившая отражение на экранах мониторов. Здесь есть поле, воины, игроки и правила. И удача. Брось кости и посмотри, кто победит.

Воплощенная "битва умов" - водилка, она же "словеска". В таких играх даже не используются кости, только голый интеллект Мастера и Приключенцев. Понятно, что купить правила такой игры в магазине не удастся. Нужно найти Мастера. А у каждого Мастера свои правила и свой мир. Вот это игра ролевая. Практически у каждого Мастера в голове есть правила водилки, на случай, если правила и кости под рукой не окажутся.

И вот теперь - она! Классика! Дэнжен. Изначально он был создан фирмой "TSR" и назывался "Dungeons&Dragons". На западе он обрел бешеную популярность, создавались продолжения и доработки. Вышло "AD&D" (ADVANCED). Правила, карты, принадлежности мгновенно раскупались, поклонники плодились, как грибы. И вот в 1988 году появилось "второе издание" - та самая классика. Дальше некуда. Одно было плохо - правила "D&D" и "AD&D" были довольно жесткими и очень уж заморочными и сложными. Появлялись упрощенные игры на основе "AD&D". Появился "GURPS" - базовая универсальная ролевая система, подходящая и к мирам фэнтези и к кибер панку и вообще ко всему. Однако на этом празднике жизни и игры Россия оказалась чужой. До нас доходили лишь жалкие крохи от общего пиршества. "Народные умельцы" переводили, как могли, правила, пытались постичь всю глубину замыслов западных фирм. И тихо зверели.

Но и в России появились настольные-ролевые, самая первая - "Заколдованная Страна". Ещё несколько других и вот, год назад, увидела свет игра "Заклятье черного мага". Однако этим играм ещё очень далеко до западных. Зато в Питере появилось представительство TSR - клуб "Саргона". За "жалкие" 90 долларов вам предложат полный свод правил для игры. На английском, естественно. А это подходит только маньякам (копить годами и годами же переводить) или очень-очень богатым людям. Но им, как правило, подобные развлечения чужды.

Вот такая вырисовывается ситуация, а играть то хочется, а главное - играть хорошо. Поэтому появляются Мастера создающие игры сами, все правила, все таблицы, все карты. Ясно, что не каждый Мастер способен на такое, поэтому и мало нас (я тоже принадлежу к подобным Мастерам). Зато такие Дэнжены во многом превосходят западные игры. Хотя зависит все, опять же, от Мастера, его ума и таланта. Вполне очевидно, что за такими играми будущее: не может же компьютер заменить живого человеческого общения.

P.S. Надеюсь, что после прочтения моей статьи вы поняли, что Игра - это серьезно. А хорошая игра - это еще и тяжело.