Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник "Экслибрис НГ"
Дата 18.05.00
Название По следам Амбера и Гондора
Автор Д. Володихин
Тип материала  Cтатья


ПО СЛЕДАМ АМБЕРА И ГОНДОРА

Наследие Толкиена и Желязны

Дмитрий Володихин

Евгений Сусоров. Носители перстней. - М.: АСТ, 2000, 512 с.

Фантастика бывает элитарной и массовой, как, впрочем, и вся остальная литература. Не бывает монологической фантастики, а именно такой, где автор не желает быть прочитанным и не может быть прочитанным. В "мэйн стриме" принято монологические тексты печатать. В фантастике тираж 250 экз. - нонсенс, эта территория в короне изящной словесности коммерционализирована гораздо сильнее. Здесь печатают только то, для чего найдется несколько тысяч пользователей. А лучше - несколько десятков тысяч. Вывод: даже самая заумная, самая интеллектуальная, самая элитарная фантастика обязана быть читабельной и хорошо бы завлекательной. Подписавшись на такие условия, автор получает право выбора: работает он "на умных" или "на всех". В первом случае он обретает роль советчика, собеседника, художника, философа, а если ничего другого не получается - учителя жизни. Во втором случае он становится акробатом, работающим на потеху публики. Порядочный акробат ничуть не хуже порядочного собеседника или философа. Но судить их, право, надо по разным кодексам. Исчезающе малы различия между метафорической или мистической прозой основного потока (Маканин, Пелевин) и философской фантастикой. И гораздо очевиднее разрыв между ними и массолитом - любым: фантастикой ли, нет ли, все равно.

Вот, например, вторичность: сюжетная, стилистическая, композиционная. В огромном большинстве случаев она признается недостатком. Правила хорошего тона для текстов "на умных" (за исключением, пожалуй, какого-нибудь радикального постмодернизма) вторичность ой как не жалуют. В массолите вторичность - благо. Массолитовские тексты обязаны работать как легкий наркотик, а у "порошка" формула всегда одна - та, которая "торкает". Вряд ли кто-нибудь в здравом уме и твердой памяти пробовал ради кулинарного эксперимента смешать кокаин с сахарной пудрой или зубным порошком. Или полить "колеса" шоколадным соусом. Или заквасить "травку" со специями. Так и в массолите. Вестерн "торкает"? Да. Дамский роман? Да. Боевик? Да. "Славянская" фэнтези? Да. Умберто Эко? Сложный вопрос... Поэтому профессиональный делатель массолитовских текстов не должен мудрить с сюжетами. Никогда. Ему следует работать с одинаковыми героями, с одинаковыми ситуациями, варьируя исключительно антураж.

Это длинное предисловие нужно было для того, чтобы объяснить несколько экстравагантную, быть может, оценку книги Е.Сусорова. Под одной обложкой поставлены два романа - "Камень равноденствия" и "Мышиная полиция". О втором из них сказать почти нечего - какая предвыборная фантастика, главная соль которой состоит в бесконечных длинных словопрениях о политической ситуации в России, о диктаторах и борцах за свободу, о беспредельной тупости народной и т.д. и т.п. на колу мочало, начинаем сначала. "Камень равноденствия" вызывает изумление. Действие разворачивается в виртуальном мире, который вторичен до такой степени, что его можно было бы назвать энциклопедией сюжетов классической фэнтези. Больше всего здесь Толкиена и Желязны. Прежде всего этот мир, именем Ротан, представляет собой "отражение" некой метрополии, как это водится у Амбера. Между территориями, которые контролируются Тьмой и Светом, установлен барьер, и приключения, которые выпадают на долю главного героя - "нашего" офицера Иблара Эйхена, - когда он преодолевает этот барьер, кровосмесительно близкая родня похождениям Корвина и его отпрыска по разного рода неприятным мирам и между ними. История Ротана и существование на его границах магических охранных рубинов - явная вариация на тему из "Сильмариллиона". А идея носить рубины в перстнях (отсюда - "носители перстней") вызывает живейшую ассоциацию с назгулами, хоть они и плохие... Собственно, перед соответствующей главой как раз стоит эпиграф из Толкиена - о кольцах. Главный "добрый" мудрец и маг Эмманойль святотатственно похож на все то же самое в "Звездных войнах". При всем том "Камень равноденствия" - часть нового сериала, который, надо полагать, будет еще выходить и выходить... Значит, вторичность будет тиражироваться и тиражироваться.

Так ли это плохо? Скорее нет, чем да - словами незабвенного Виктора Акашина. Столь откровенное заимствование должно вызвать самые приятные ощущения у любителей "легкой", "слабофилософской" фэнтези. Маги, мечи, волшебные камни, сражения с Тьмой да еще в таких знакомых, милых сердцу декорациях должны вызвать бурю наслаждения у "широкого" пользователя. Видимо, для массолита это хороший, ударный ход. Надо полагать, есть в природе что-то вроде закона о глобальном равновесии: что очень плохо, просто кошмарно в одном месте, то в другом оказывается чудесно, мило, прибыльно...