Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Черноголовская газета
Дата 15.05.98
Название Толкиенутые драконов не боятся
Автор Т. Кондракова
Тип материала  Статья


Толкиенутые драконов не боятся

"Как названья их земель
Заморских, как немой распев
Потусторонних волн пречистых,
Несущих смертных в мир иной,
Все это тайны."

Едва апрельское солнце на пару дней обнажило сосновую опушку за Баварским домом - застучали мечи и засвистели стрелы, пугая сдуру вылупившихся бабочек. Черноголовские толкиенисты после зимнего затишья открывают сезон. "Чайники" ходят поблизости, с плохо скрываемым интересом поглядывая в их сторону. Еще бы! Одно дело постоянно быть Лехой, Саней, Иваном или Андреем и совсем другое - смастерить из хоккейной клюшки меч, отладить самодельный лук или сбацать большой деревянный молоток и на несколько часов почувствовать себя эльфами Динэделем и Феанором, а, может быть, Нимэделем. Или веселым хоббитом Сэмом. Встать в "стенку" и поразмяться, помериться силами с гномом Гимли, тренирующимся в одной команде с орком Моргом. Надо готовиться и оттачивать мастерство. Близится лето, пора больших толкиенистских игрищ.

В начале девяностых книжный бум выплеснул на российский рынок волну западной литературы в жанре фэнтази, до тех пор известной нашему читателю преимущественно по самиздатовским переводам. К чести литературных "подпольщиков" надо отметить, что таким способом распространялись творения лучших иностранных фантастов этого направления, не слишком развитого в ту пору в отечественной литературе. Сегодня "пена" однодневок начинает опадать, а среди весомых "золотников" по-прежнему блистает полное издание большой литературной сказки Джона Рональда Руэла Толкиена. Известный британский писатель, филолог, профессор Оксфорда с 37 лет, он был замечательным отцом, воспитавшим дочь и трех сыновей, двое из которых во время Второй мировой сражались с фашизмом, а третий стал священником. Сказки, некогда рассказанные в детской, позже посылались сыну на фронт в виде рукописи нарождающейся сказочной повести, и впоследствии стали достоянием мировой литературы. Валлийские легенды, ирландские и исландские саги, скандинавские мифы и эпос древней Германии питали фантазию Толкиена, создавшую в итоге "Хоббита", философскую сказочную трилогию "Властелин колец" и космогонический эпос "Сильмариллион". Все они были объединены литературоведами под определением "эпопея".

Описываемые в ней события происходят в реальности созданного воображением автора мира, населенного могучими чародеями, эльфами, гномами, троллями, орками и тому подобными сказочными персонажами. И еще там встречаются драконы (а где их нет?), алчные и лукавые создания, сторожа некогда награбленных сокровищ. Разговор с этими премудрыми тварями - особое искусство. Настоящий герой имеет право на некоторые ошибки (по утверждению автора, их трудно не допускать, беседуя с Драконом), но разгадать иезуитские хитрости, остаться самим собой и перехитрить Змея он должен непременно. Живут в том мире и люди, большой погоды, впрочем, не делающие, хотя все герои Толкиена в той или иной степени наделены человеческими чертами, и его книги, написанные в духе христианской морали, это несомненно книги о становлении именно человеческой личности.

Такая справка адресована, конечно же, непосвященным. Прежде всего тем, кто Толкиена не читал и читать, скорее всего, не будет, однако хотел бы узнать, откуда появились и чем занимаются толкиенисты - отроки с деревянной имитацией старинного оружия в руках, тусующиеся там-сям на природе и заметно размножившиеся в последнее время в Черноголовке.

Не стану утомлять вас подробным описанием правил и терминологией игр, которыми увлекаются эти ребята. Кто захочет - поищет нужные страницы в Интернете (http://chat.ru/~Feanor/eglador.Htm). Задача иная: поделиться личным мнением об этом интересном явлении, по не совсем понятным, вроде бы, причинам возникшем и развивающемся в нашей стране. Право на суждение имею полное, поскольку более года имею толкиениста в своей семье.

Пресса называет эпопею "культовым учением", аналогом библии и т.п. Но это, по большом счету, - лукавые мудрствования взрослых. На самом деле ребята, полюбившие сказку Толкиена, просто привнесли ее в свою жизнь, посвящая досуг изучению текста и своеобразным спортивно-театральным играм по сюжетам "Сильмариллиона", "Властелина колец" и произведений иных авторов этого жанра. Говорить о каком-либо новом вероучении вряд ли справедливо. Автор ни на йоту не отступил от христианских заповедей, называя Добро и Зло своими именами. "Сильмалирион" - эпос, придуманный для придуманной же языческой страны Средиземья, и подростки вполне отдают себе в этом отчет. А если иметь в виду ереси и опасные для детских душ изобретения, то упрекнуть в них следовало бы сегодняшних журналистов, навязывающих обществу пугающие ярлыки, а также литераторов, неуемных интерпретаторов и толкователей одного из лучших сказочников века, которые подбрасывают юным романтикам сочинения хорошего художественного уровня, но очевидно просатанинского толка типа "Черной книги Арды".

В молодежной прессе любителей творчества Толкиена и фэнтази вообще нередко изображают немытыми романтиками или не понятыми реальным миром, а посему протестующими; "королями Артурами", странствующими в поисках хоть какого-нибудь двора. Пугают вероятностью появления "крыш", "уехавших" от чрезмерной увлеченности "эльфийским" языком или в батальном пылу ролевых игр.

Бывает, что родители боятся приобщения ребенка к забавам фантазеров-переростков по причине воможности попадания его в очередную завуалированную секту. В связи с подобными опасениями в одной знакомой мне семье в разведку был отправлен папа. Он с удовольствием "помахался" с молодежью на деревянных мечах, поговорил с ребятами о литературе, и сомненья улеглись.

Они абсолютно неформальны - никаких писаных уставов, программ, списков членов, обязательной формы. Есть среди толкиенистов мастера фехтования и постановки ХИшек ("хоббитских игр" на сюжеты фэнтази), имеются знатоки жанра, но нет лидеров-диктаторов или каких-нибудь там руководителей. Собрания открыты всем - приходи и любуйся на девушек в стилизованных средневековых платьях и куртуазных молодцов. Можно, представившись под избранным по вкусу псевдонимом (или без него), сразиться на пару с незнакомым пока единомышленником или встать в одну из "стенок" плечом к плечу с друзьями, имен которых, возможно, не узнаешь никогда. Можно поучаствовать в беседе на любимую тему, послушать стихи и пение "толкиенутых" бардов, анекдоты о героях "Властелина колец", понять которые может лишь слушатель, хорошо знающий первоисточник. А потом уйти насовсем, или вернуться, если снова потянет в общество родственных душ. Причем, подростком для этого быть не обязательно. Среди наведывающихся, например, в Нескучный сад - основное место сбора московских и окрестных толкиенистов. Есть и люди совсем зрелые, и пятилетние дети.

Само движение возникло в России спонтанно, без влияния какого-либо авторитарного центра, одновременно в различных населенных пунктах. В Черноголовке это произошло, как и везде, в первой половине девяностых. Сегодня подобных неформалов в стране насчитывается около 10 тысяч, а у нас в поселке - человек пятьдесят. С наступлением тепла толкиенисты устраивают на природе действа по заранее подготовленным сценариям. Участвуют в них порой более сотни человек, и игра может длиться два-три дня.

Вредно ли быть толкиенистом? Думаю, что не вреднее, чем играть в "казаки-разбойники", в "наших-немцев" или в Петьку с Василием Ивановичем. И уж куда как безопаснее попадания в среду каких-нибудь иных подчас заведомо агрессивных неформалов. А что касается засорения мозгов, то наука отличать черное от белого, почерпнутая из хорошего образчика мировой классической литературы, едва ли повредит нынешним детям, без конца соблазняемым массой развивающих безмозглость развлечений. Кстати, в рядах толкиенистов нынче зреют планы о проведении игр на славянские сюжеты. Вряд ли крамолен путь, ведущий детей к родной истории. И не беда, что он окольный.

Большинство из них - умные ребята, со связной речью и развитым воображением, без каких-либо маргинально-инфернальных залетов, и что особенно важно, с нормально формирующимся отношением к реальной жизни. Понятно, что как и другие сверстники, они пока только разбираются в правилах ее отнюдь не запредельных игр. Наверняка разберутся. Удалось ведь герою "Властелина колец" хоббиту Фродо и его друзьям, таким же "зайце-людям", не спасовать перед драконовскими хитростями Врага. Возможно, именно в создании их психологических портретов и заключается феномен Толкиена, сумевшего завоевать большое доверие и любовь, если позволено так сказать, начинающихся людей нескольких поколений. Ведь он, по сути, воспел в своих книгах веру в возможность преодоления страхов и душевных слабостей совсем не геройского вида "невысокликом", стоящим перед лицом Тьмы, а, значит, и в возможность совершенства любого человека. В заключение сошлюсь на цитату из предисловия к трилогии видного российского историка-литературоведа В. Муравьева, переводчика произведений Д. Толкиена на русский язык:

"Это книга о природе власти, которая хочет быть властью над человеком, власти безнравственной и порабощающей, основанной на лжи и насилии. Духовная капитуляция перед такой властью и всякая ей сопричастность растлевают и губят человека. Общие нравственные законы существования человечества непреложны. Человеческое достоинство - главное достояние человека, и нужно отстаивать его до конца любой ценой, в любых обстоятельствах."

Не правда ли, актуально? По-моему, это очень полезно - быть сегодня толкиенистом.

Прошедшей зимой в окрестностях Северного озера виртуальные индейцы мужественно добыли магический артефакт; ледяное проклятие было снято: весна все-таки наступила. И в первые же праздничные майские выходные московские и местные ролевики провели еще одну игру в наших краях. Рассказ о том, как это было, и как проявили себя в родных соснах черноголовские толкиенисты - в следующем номере "ЧГ".

Татьяна Кондракова