Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Русский телеграф
Дата 25.04.98
Название Повести о настоящих и ненастоящих человеках и нечеловеках
Автор Александр Дельфин
Тип материала Статья


Александр Дельфин

Повести о настоящих и ненастоящих человеках и нечеловеках

Фантастика и фэнтези

Если отечественный криминальный роман в настоящее время весьма активно и динамично развивается (формируется новый тип героя, идут стилевые эксперименты и т.д.), то дела с фантастикой и сопредельным ей фэнтези не так хороши. Пациент скорее мертв, чем жив: бесконечно варьируются одни и те же сюжеты, герои похожи как близнецы. Единственный (зато продуктивный) способ оживить пространство - смех и глумление над канонами. Сегодня хороший фантаст должен быть настоящим сатириком и юмористом, в противном случае он умрет - в литературном, конечно, смысле.

Максим Фрай. Власть несбывшегося. СПб.: Азбука, 1998. 20 000 экз. Сконструированная Фраем "вторая реальность" выглядит настолько уютно и завлекательно, что каждый новый томик из сериала о приключениях сэра Макса, сотрудника тайной магической полиции, - это все еще событие. Трудно придумать что-то более наивно-младенческое (одна топонимика чего стоит - Угуланд, Гугланд и т.п.): мир, населенный шутниками-магами и полный изысканно-утонченных чудес. Авторы, скрывающиеся за жизнерадостным псевдонимом, наделили своего героя если не абсолютной, то действительно максимальной свободой. Сэр Макс - Вершитель, то есть если ему что-то захочется, то именно это вскоре и происходит. Сей незамысловатый ход оказался выигрышным: читатели Фрая наслаждаются тем, как на их глазах блистательно реализуется идеальная детская мечта - стать волшебником. Как говорит начальник Макса, шеф Тайного Сыска сэр Джуффин: "Это не мой стиль: взять и отправить всех своих немногочисленных заместителей на охоту за какими-то занюханными тайнами каторжной тюрьмы". Именно ради стиля и стоит прочитать две новые повести: "Гугландские топи" и "Возвращение Угурбадо". Схема одна: что-то неладное случается в Соединенном Королевстве - и сэр Макс отправляется на расследование, отпуская и выслушивая постоянные прибауточки типа: "Пишут же в древней Книге Безумий, что "Вершители рождаются, когда мертвые занимаются любовью, а звезды гаснут, глядя на это бесчинство"... Неважно, какова причина неполадок: деятельность вампиров-вегетарианцев или возвращение могучего колдуна былых времен. Сэр Макс с нечеловеческой легкостью (сам он не совсем человек) почти мгновенно распутывает очередное "дело". Остается только ощущение приятно проведенного вечера в хорошей компании за легковесной, но в высшей степени остроумной беседой. Один из коллег сэра Макса, маг с детсадовской кликухой Шурф Лонли-Локли, прочитав доставленного с Земли "Властелина колец" Толкиена (sic!), утверждает, что мы - настоящие - живем слишком скучно. "А ведь сама жизнь еще более предсказуема, чем литература", - говорит он.

Гарри Гаррисон. Рука закона. Серия "Современная фантастика". СПб.: Азбука-Терра, 1997, 20 000 экз. Гарри Гаррисон, Ант Скаландис. Возвращение в мир смерти. Серия "Стальная крыса". М.: ЭКСМО, 1998, 20 000 экз. В России Гаррисона издают много. Писатель настолько рад этому обстоятельству, что в мае лично посетит нас (предполагаются развлечения вроде встреч с поклонниками в книжном магазине "Стожары"). Мастодонт жанра, Гаррисон по-прежнему легок на подъем, хоть и ходит только проверенными тропами. Написанная в соавторстве со Скаландисом книга - продолжение трилогии о Язоне динАльте - возвращает всех желающих в мир планеты Пирр. Это, как говорится, далекое внеземелье со всеми вытекающими: монстры, красотки с бластерами, дичайшие диалоги ("Однако возможна ли полная аннигиляция металлического слоя?" - "Конечно, возможна полная аннигиляция".). Сюжет вы словно придумали сами: Язон динАльт, бывший "шулер-экстрасенс номер один в Галактике", а теперь крупный воротила на запретной планете, крушит все вокруг, стремясь добиться правды и денежной выгоды. "Нечто объявило войну пиррянам", - а дальше разлетаются гермооболочки, льется клюквенный сок, и ни секунды передышки. Если воспринимать это произведение Гаррисона серьезно, получится что-то вроде повести о настоящем человеке, ползущем в инопланетном лесу. Но автор сам раскрывает карты. Девиз космических паханов вполне отражает их умонастроения: "Мы любим всех людей во Вселенной". Ну а когда эти мачо в скафандрах спорят о бубриках и дыдриках с планеты Бипхинии, которыми управляют Хомик и Хаврик, хохот становится неудержимым. "Рука закона" - удачное переиздание (с небольшими изменениями) популярного еще в советские времена гаррисоновского сборника "Тренировочный полет". Сюда включены отличный роман о путешествиях во времени и связанных с ним идиотических парадоксах ("Фантастическая сага") и семь рассказов. Политкорректная борьба за права роботов или марсианская мафия, мир глупых динозавров или эмигрировавший в Америку Франкенштейн - темы Гаррисона разнообразны, сочетание брутальной фабулы и типично американского юморка насмерть поражает скуку. Вереница пирровых побед Язона динАльта все же несколько утомительна, но небольшие, крепко сбитые и хорошо переведенные рассказы из "Руки закона" порадуют и того, кто читал все это еще лет двадцать назад. Издательство "Азбука" фактически возродило памятную советскую серию "Современная фантастика" - помните, ту, в мягкой обложке? - только теперь обложка твердая и очень яркая. Вместе с Гаррисоном вышли еще три книги: "Время для звезд" Роберта Хайнлайна, "Титан" Джона Варли, "Псион" Джоан Виндж.

Андрей Белянин. Меч без имени. Серия "Фантастический боевик". М.: Армада, 1998, 15 000 экз. Андрей Белянин. Свирепый ландграф. Серия "Фантастический боевик". М.: Армада, 1998, 21 000 экз. Очередное новое имя в русском фэнтези. Белянин - трудолюбивый и удачливый разработчик благодатной иронической жилы. Простой парень из России отправляется в Прибалтику и там, оказавшись на каком-то не то латвийском, не то эстонском празднике, перемещается в параллельный мир. При этом он становится владельцем могущественного Меча Без Имени, рыцарем и ландграфом по имени Скиминок (искаж. "осьминог" - такое животное изображено на пряжке ремня героя). С этим Скиминоком кончается боевой фэнтези и начинается суетливое веселье муз. Книги Белянина похожи сразу на все. Попавший в средневековье современник - это наш вариант "Янки при дворе короля Артура". Замок Ризенкампфа, из которого "нельзя выйти", но в нем находятся двери во все миры, - пародия на "Хроники Амбера" Желязны. Белянинское "Соединенное королевство и Окраинные княжества" - это просто Фрай без изменения. А языковые штучки и ехидство, конечно, из Михаила Успенского. В его "Там, где нас нет" богатырь Жихарь нарек своего противника-рыцаря Яр-Туром - тот и стал королем Артуром, естественно. В "Мече без имени" Скиминок заговорил почему-то о бульдозере, и тут же появился "Жан-Батист-Клод-Шарден ле Буль де Зир". Имена - сильное место Белянина. Пойдем от начала: королева Танитриэль, принц Раюмсдаль, затем король Плимутрок I, затем принцесса Лиона (никого не напоминает?), потом кардинал Калл. Бойкое, немного дерганое письмо. Шутки подчас топорны, но общий бодрый инфантилизм скорее радует, чем удручает. Говоря словами самого Белянина, "язык здесь единый во всех странах. Хотя и непонятно какой, но все попадающие сюда говорят на нем без малейших сложностей".

Юрий Петухов. Ангел возмездия. Серия "Империя мысли". М.: Метагалактика, 1998, 10 000 экз. "Юрий Петухов - не писатель-фантаст. Он просто Писатель", - изощренно предупреждает предисловие редакции. Написанное, похоже, той же рукой, что и восторженные письма читателей в конце книги ("Ваш труд грандиозен! Как гранитный утес вы стоите, и разбиваются об вас ненавистники России..."). А может быть, и той, из-под которой и вылезла вся эта чудовищная разверзень. Суть дела вкратце: космодесантник-смертник Иван, получив благословение Патриарха всея Руси, спасает русоволосую красавицу от гундосых негуманоидов на окраине миров. Друг друга все герои называют в основном "слизняк", "амеба", "гнида" и т.д. Вот типичный фрагмент речи персонажей: "И вот тогда они меня хвать! А я в отруб, бац, и нету! Прихожу в себя, а передо мною рожа - страшней войны! И как начали всех вывертывать да вытряхивать из шкур собственных, тут я снова в отключку!" Эффектен и внутренний голос главного героя: "В конце концов, он не Буратино какой-нибудь, а судьба-злодейка не Карабас-Барабас, чтобы так изгиляться над ним!" В момент гладиаторского боя с инфернальными звероноидами Иван мечтает: "Все бы сейчас отдал, чтобы очутиться вновь в жарко натопленной избе с разукрашенными морозом оконцами..." Чтение Петухова - хороший тренинг для любителей получать удовольствие от противного. Когда-то Петухов редактировал газетку "Голос Вселенной", и с тех пор его претензии на мировое значение нисколько не ослабли. Очередное эпохальное издание петуховских произведений происходит теперь в серии "Империя мысли". С регулярностью в пять лет кто-то дает деньги на раскрутку этого "императора". Так что в который раз нас всех ожидают романы "Кровавая бойня", "Сатанинское зелье", "Изверги из преисподней" и прочие графоманские прелести.