Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Невское время
Дата 05.07.97
Название Вы встречались с эльфом?
Автор Ирина Багликова
Тип материала Статья


Ирина Багликова

Вы встречались с эльфом?

В районе станции Каппельярве местные жители обнаружили в лесу какое-то непонятное строение: частокол, подобие сарая, другие не менее странные деревянные сооружения. Потом случайно встретили молодых людей, одетых в кольчуги и латы со шлемами и мечами. В других районах Ленобласти в лесах бывает не менее оживленно. Сезон "ролевиков" в разгаре. В жизни так мало романтики и приключений. А потому молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет играют. Началась эта игра много лет назад на Западе в среде хиппи, в мире, придуманном Дж. Р. Р. Толкиеном. Его произведение "Властелин Колец", в котором продолжилась вечная борьба Темных и Светлых сил, стало основой для тысяч сыгранных и будущих игр. Творчество Толкиена одни тщательно изучают, овладевают даже эльфийским языком и называют себя - "толкиенистами". Других, кто в ролевой игре в мире Толкиена живет, иногда называют "толкиенутыми". Они на такое прозвище обижаются и считают себя ролевиками. То есть людьми, участвующими в игре, в которой исполняют ту или иную роль. Однако само действо, в котором они участвуют, вовсе не спектакль. Здесь нет сценария - есть лишь моделирование - а только, так сказать, вводная часть, которая знакомит игрока с эпохой, нравами и расстановкой сил. С началом игры мастера (организаторы) имеют возможность лишь с помощью интриг, провокаций и хитрости влиять на ее ход. Финал неизвестен никому. Одно из главных требований к участникам - умение соображать. Ролевые игры в России возникли в среде "фэнов" - любителей фантастики. В 80-х годах их даже преследовали, как десятилетиями раньше "душили" хиппи. В начале 90-х фэн-клубы прямо-таки разрослись. Первый перевод "Властелина Колец", и желание играть хоббитов, эльфов, гномов и назгулов овладело молодежью как эпидемия. Но попасть в ролевики даже сегодня непросто. Они не афишируют игр и не приглашают к себе людей с улицы. Места тусовок знают лишь избранные и прийти туда можно только со знакомым, который тебя рекомендует друзьям. А пройдешь "испытания" в тусовке или нет - зависит только от тебя. Знание литературы "фэнтези", интерес к историческим романам - обязательны. А потому несовершеннолетних ролевики предпочитают не привлекать - ответственность и филантропию считают лишней обузой. От круглогодичных тусовок и сезонных игр они получают удовольствие. Игра на местности - вещь непредсказуемая и увлекательная: магия, волшебство, ремесленничество, искусство боя (файтерство), земледелие и даже знахарство надо непременно освоить, чтобы не попасть впросак во время игры. Правила строгие - несоблюдение грозит тем, что ролевика лишают возможности играть.

К примеру, для того чтобы быть лекарем-целителем, необязательно иметь медицинский диплом. Надо уметь вжиться в роль - собирать цветы, варить зелье и проводить обряды "по жизни". Правда, лечебные порошки требуют изготавливать из безвредных и нейтральных лекарств, которые организаторы проверяют. Это непременное условие возникло после того, как однажды один из игроков решил "отравить" обитателей баронского замка и подсыпал в общий котел толченый циклодол. Лагерь весь вечер "глючил"... Вообще организация игры - дело довольно-таки сложное. А потому требования мастеров надо выполнять беспрекословно, иначе случаются разные казусы. В этом мире все понарошку - Страна мертвых ( "мертвятник" ), правила файтинга, трактиры, бордели и болезни. К примеру, в игре "Столетние войны" моделировалась половая жизнь и каждый мог "подцепить сифилис" - т. е. бумажку с надписью "LUES" от "заразившегося". "Исцеляться" следовало у "священника" после исповеди. Словом, лозунг "Остерегайтесь случайных связей" не звучал впустую. Как правило, игра длится от двух дней до недели. Причем бывают игры локальные, региональные, всесоюзные (эсэнгэшные). Ролевики готовятся к сезону весь год: читают, тренируются (владение оружием обязательно), работают над правилами игры. Теперь основа - это уже не только мир Дж. Р. Р. Толкиена: "хоббитские игрища" устраивают в основном на крупномасштабных "регионалках". Фродо и Саурона, Галадриэль и Гэндальфа уже много раз сыграли, причем порой так, что темные силы брали верх над светлыми. Уже сыграли в "Эмбер", "Святой Грааль", "Сторожа", "Столетнюю войну". Что влекло и влечет молодежь в эту "вторую реальность"? Беспросветная скука настоящей жизни. Там, в среде любителей приключений, их жизнь, как им кажется, более осмыслена. Порой они настолько окунаются в этот придуманный мир, что забывают свои "мирские" имена и отзываются лишь на те, что достаются им по роли. Один из известных в Питере игроков Джулиан ( "в миру" - Андрей) сказал мне, что может узнать эльфа даже в толпе. Люди в реальном мире, оказываются, тоже разделены на орков, гномов и хоббитов. Андрей живет в двух мирах: успешно работает в институте и участвует во всех играх ролевиков. Однако случается, что для человека, вошедшего в эту "виртуальную реальность", настоящая жизнь теряет смысл. Таких и называют "толкиенутыми". Главным для них становятся зимой - тусовки, летом - игра. Вживаясь в роль, они, по рассказам очевидцев, с трудом из нее выходят. Понятно, что радости от этого их единомышленники не получают, особенно если "толкиенутый" оказался в стане темных сил. Говорят, в СНГ ролевиков и "толкиенистов" уже около 15 тысяч. Причем среди них нет социального деления: бизнесмены, студенты, научные работники, даже милиционеры... "Среди нас не может быть лишь бандитов и военных", - сообщил мне один из питерских мастеров. Пожалуй, можно даже сказать, что эта игра для интеллектуалов: чтобы вжиться в роль, надо читать, знать, интересоваться. Попавший в тусовку поневоле берется за книгу, чтобы не выглядеть белой вороной. Печально, правда, что ролевики стараются держаться особняком, себя не афишируют, "самиздат" распространяют только среди своих. А ведь, может, именно эта любовь к приключениям стала бы способом проведения досуга подростков, для которых меч или шпага, история или фэнтези - недосягаемая мечта. В некоторых школах города ролевикам дают возможность шлифовать искусство файтинга. Они в знак благодарности организуют там кружки. Но все же - явление это редкое и для самих "кружководов" скорее обязаловка, чем искреннее желание. А жаль.