Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Сегодня
Дата 22.03.00
Название Трудно быть Стругацкими
Автор М. Латышева
Тип материала  Статья


Трудно быть Стругацкими

Еще одну попытку экранизировать знаменитых фантастов предпримет Алексей Герман

МАРИНА ЛАТЫШЕВА

Недавно в Чехии кинорежиссер Алексей Герман приступил к съемкам фильма по повести братьев Стругацких "Трудно быть богом". Задача нелегкая. В начале 90-х международная команда кинематографистов уже сняла "Трудно быть богом", но эта версия с треском провалилась в прокате. Да и все остальные фильмы по повестям Стругацких сложно однозначно считать удавшимися - почему-то экранизации этих культовых авторов получаются совсем не похожими на их книги. БОРИС СТРУГАЦКИЙ в "он-лайн интервью" поделился с корреспондентом "Сегодня"МАРИНОЙ ЛАТЫШЕВОЙ своими соображениями относительно того, почему так происходит.


- Как вы относитесь к попытке Алексея Германа?

- Алексей Герман - замечательный режиссер, "гений достоверности". Для фантастики же достоверность - один из трех китов, может быть, самый фундаментальный кит. Если кто-нибудь в мире и способен создать настоящее кино по "Трудно быть богом", то это Герман.

- На вашем сайте проблемам экранизации посвящена целая дискуссия. Как вы думаете, почему читатели резки в оценках тех, кто снимал фильмы по вашим произведениям?

- Кино и литература говорят на разных языках, и адекватный перевод с одного на другой практически невозможен. Кинорежиссеру приходится "переписывать" исходное литературное произведение заново, приспосабливая систему литературных образов к своему видению. Нам еще повезло, по нашим повестям были сняты два нетривиальных фильма - "Сталкер" Андрея Тарковского и "День затмения" Александра Сокурова. Но оба фильма весьма далеки от первоисточника. Может быть, в этом причина резкости моих читателей. Прямые бесхитростные экранизации ("Отель "У погибшего альпиниста" и "Малыш") смотреть можно, но не более того. "Трудно быть богом" Петера Фляйшмана - просто лабуда, простите за выражение. А "Чародеи" мы оба дружно не любили, хотя публике, видимо, более всего понравился именно этот фильм - недаром же его гоняют перед каждым Новым годом по ТВ вот уже лет 15 подряд. Но это отнюдь не "Понедельник начинается в субботу", и сравнивать его с "Понедельником" еще более бессмысленно, чем сравнивать "Сталкер" с "Пикником на обочине".

- Хотели бы вы, чтобы экранизировали что-то конкретное из того, что вы написали?

- По-моему, практически любая наша повесть годится для экранизации, все они кинематографичны. Но никаких предпочтений у меня нет. Просто удивляюсь иногда: такое забойное кино можно сделать из "Обитаемого острова" или, скажем, "Хищных вещей века". Многие режиссеры собираются, нацеливаются, совсем уже было берутся, но - что-то вдруг происходит, и дело кончается пшиком.

- И что же происходит?

- Лет 20 назад мы написали сценарий "Понедельника" для съемок мультфильма. Снимать хотела Киевская киностудия, но вдруг там сменилось начальство, наш сценарий назвали "издевательством над советской наукой", и вся затея лопнула. Но в большинстве случаев причина в другом. За последние десять лет я получил не менее десятка предложений от самых разных режиссеров. Практически все эти затеи кончились ничем только потому, что на фильм не удавалось раздобыть денег. Так что дело в деньгах, а вовсе не в отсутствии режиссеров, талантов, сценариев, новых веяний, высоких технологий...