Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник "ОМ"
Дата 11.97
Название Живые Ролевые игры
Автор  
Тип материала  Статья


Живые Ролевые игры.

Третьего дня говорю Таньке Байдаковой по телефону:

- Муж купил мне на роды Интернет. Прикинь, захожу я туда, и практически первое, что попадается на глаза, - толкиенисты.Арда-на-Куличках, Эгладор, какие-то одинокие странички...Их так много, что делается страшно.

- Н-ну, - вяло реагирует Байдакова.

- Ты понимаешь, что это реальная ОМовская тема - живые ролевые игры. Люди по всему миру сходят с ума от разных карточек для настольных игр типа фэнтэзи, собираются в диких местах, чтобы в натуре, в ролях разыграть тот или иной классический сюжет, но с личными ремарками. Они заменяют обыденную жизнь roleplaying'ом. Вспомни, в конце концов, наше счастливое детство!

Последняя реплика задевает моего оппонента за живое, и мы начинаем, захлебываясь в радостном оре, припоминать смешные и печальные события 10-летней давности, когда наша жизнь была тотальной Ролевой Игрой, а мы сами - ее персонажами.

"Последние Каролинги"

Эта любовно зачитанная книжка издательства "Детская Литература" попала мне в руки по щучьемувелению Федика, любовника одной задушевной подруги и, как я теперь понимаю поздним умом, толкиениста. Книжка была тонка, содержание ее не выдерживало критики, не соответствовало всем канонам исторического фэнтэзи. То есть существовал главный герой, мэн крутой, владеющий оружием и куртуазностью. С другой стороны, была прекрасная дама. Звали их Эд и Азарика, а сюжет разворачивался во Франции IX века.

Что может быть увлекательнее?

А теперь представьте себе картину: группа едва совершеннолетних девиц с серьезными лицами и в исторических костюмах, имитируют на природе сцены нездешней жизни. Поначалу включения в иную реальность были непродолжительны и снимались на ручную кинокамеру, то есть мы как бы бацали самопальную синему. Но чем дальше, тем серьезнее удлиннялись сеансы, тем сильнее мы отдалялись от народа. Это была утонченная драма, длившаяся около года, тянувшая на роман, но закончившаяся обычным охлаждением и скукой.

Тогда я поняла, чем roleplaying может быть серьезным. Но горбачевский мир манил куда сильнее, чем царство фантазий, предлагая на выбор разные формы взаимовыгодного сотрудничества. Я сдалась на милость материальных реалий. И забыла о живой ролевой игре, вплоть до того момента, как муж подарил мне на роды Интернет.

Что есть Игра?

Имея дома массу умных книг, я обратилась к трудуЙохана Хейзинги "Человек играющий." Он пишет, что игра имеет ряд признаков, как то:

1.Свобода. Игра взрослых людей (мы не обсуждаем детей и звериных детенышей, для которых игра - единственный способ проявить себя) есть свободное занятие и протекает оно в свободное от обязанностей время.

2.Невзаправдашность. Любая игра есть имитация действия, жизнь понарошку. Ведь игру можно прекратить или переиграть в любой удобный момент.

3.Изолированность. Игра происходит в определенном времени и пространстве. Она начинается и заканчивается. Ограни чивается комнатой, двором, в клинических случаях целым городом, но все же ограничивается.

Игра связывает и освобождает. Она приковывает, как бы зачаровывает, - пишет Хейзинга. - Она творит порядок, она есть порядок. В нашем несовершенном мире и сумбурной жизни она создает временное ограниченное совершенство.

И наконец, игра имеет способность самосохраняться. Всякая солидная игра тяготеет к тому, чтобы разразиться клубом. О разновеликих и пестрых клубах пойдет речь.

Эскапизм.

Тема, достойная интервью с лекарем человеческих душ. Но ограничимся обзором восспоминаний и впечатлений беглецов от реальности, а по-научному - эскапистов, найденных мною в Сети.

У того же Джона Рональда Руэла Толкиена, которого толкиенисты называют Профессором, есть воспевающее эскапизм эссе "О волшебных сказках", где даются ценные рекомендации о создании виртуальных миров. По-видимому, изобретатели компьютерных игр аркадного типа зачитываются теорией фэнтэзи, ибо практика показывает: их краетуры преобретают тайную власть над PC-игроками, тихими, закомплексованными мальчиками, над неповзрослевшими мужчинами, вынужденными растрачивать свою силу молодецкую на конторские киборды. Они постесняются дать по морде насильнику в темном углу, но потом...Темный Князь и прочая нечисть - держись! Прекрасный Воин в длинном плаще врежет вам по потным помидорам.

Фантастические и исторические игры берут свое начало в 1990 году, когда мизерным тиражом и в хилой полиграфии вышла настольная "Заколдованная страна" (вариант Монопольки). Толкиенисты были в экстазе. Кое-кто заблудился и по сей день путешествует по затертой карте, кидая кубик и передвигая фишки. А в это время за границей вполне реальной - нашей - страны люди бьются за раритетные карточки к старым играм ( которых там как грязи ), приобретают новые комплекты и, по-моему, уже не играют, а лишь коллекционируют карты, фишки, картинки, наклейки и постеры на тему фэнтэзи. Как вам, к примеру, название - "Улучшенные Подземелья и Драконы"? Это целая игровая система, созданная компанией TSR. Или MECHWARIOR -сериал настольных игр компании FASA, где действие разворачивается во Вселенной BATLETECH ( прошу прощения за свой одуревший тон у тех, для кого игры - смысл жизни и реальная реальность ). На территории отчизны достать коллекционныее, как, впрочем, и вновь выпущенные карточки очень непросто. Год назад мне в руки попал американский журнал "Дуэлист" непонятного содержания. Лишь с десятого захода я вникла: журнал был сплошь посвящен игральным карточкам, пестрил словечками magic, middle earth, dark sovereigns и имел подзаголовок "The Official Deskmaster Magazine". Позже я показывала "Дуэлиста" многим видавшим виды калачам, и никто из умудренных жизнью ( в том числе и нерусской) не мог рассказать мне об этом феномене поподробнее.

Кто идет в ролевики?

Кто играет в настольные сказки долгими зимними вечерами - понятно. Неясен облик игрока, вступающего в фантастические перепетии с живыми людьми среди живой природы. Скорее всего, это недавний подросток, не нашедший своего материального интереса в грубом мире взрослых, уже уставший от средств массовой информации, но желающий жить красиво и чисто. Это - отечественный Неохиппи со всеми его минусами и плюсами. Такой ролевик тяготеет к бездомной жизни, романтическим странствиям с бутылкой и томиком Профессора под мышкой, экзальтированным речам и немытым власам. Этот реальный аутсайдер, неуловимый, помоечный романтик, которого ловить побрезгуешь, ищет место, где его будут величать королем Артуром. Все подобное взаимопритягивается, и постепенно образуется клуб по интересу к благородству и бессмертию. Члены клуба выбирают себе роли, взятые из книг Профессора, иных шедевров сказочной фантастики или придумывают их сами. Заодно с регалиями создается личная история персонажа, формируется сеть взаимодействий, и вот она - жизнь, ничем не отличающаяся от человеческой.

Почему Толкиен?

"Автор "Властелина колец" в течение последних десяти лет значил в России куда больше, чем в любой отдельно взятой стране. Именно в России и только в России всегда, во все времена было до такой степени сильно желание другого мира. Уж если не осязать, то знать, что он есть, чувствовать его присутствие, жить для него, будь то Царствие Небесное, пред которым меркнет живое существование, или бескрайние просторы, в которых всегда можно скрыться, или заморские страны, где по определению всегда лучше, или просто алкогольный дурман" - вот так чудесно обьясняет ситуацию некий техаский ( русскоязычный ) обозреватель толкиенизма, скрывающийся под именем Гном Дарин.