Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Мир Интернет
Дата 30.06.99
Название Ролевые игры
Автор А. Меллер
Тип материала  Статья


Алексей Меллер

Ролевые игры

Что вы представляете себе, когда слышите о ролевых играх? Diablo всевозможные? А о полевых ролевых играх? "Ага, слышал! Это которые с мечами по лесам бегают? Как их? Толкинисты! Во!" Ну-ну. Странные вещи можно прочитать о себе в прессе... А ведь именно из прессы черпают информацию незнакомые с RPG люди. Ладно. Сейчас я вам все растолкую.

Суть ролевой игры в том, что реальный человек "перевоплощается" в некоего персонажа, обладающего иным характером, иными способностями, чем сам игрок. В кого перевоплощаться - зависит от мира, в котором разворачивается игра, и от желания игрока. Как перевоплощается? Вот тут-то и появляются различия между "Diablo" и "толкинистами с мечами".

Серьезные люди, подходящие к RPG (Role Playing Game) не как к хобби и отдыху, а как к инструменту, позволяющему реабилитировать людей с психическими травмами, изучать социальные и экономические процессы в обществе, заниматься "исторической реконструкцией", назвали ролевую игру "игровым моделированием". И как любая модель, ролевые игры могут отражать разные стороны процесса с разной степенью приближения.

Из множества действ, которые можно назвать ролевыми играми, я бы выделил три наиболее интересных: компьютерные игры, настольные и то, что на Западе называют "Life Action Role Playing" - "живые ролевые игры".

Думаю, что компьютерные RPG в особых комментариях не нуждаются. Все они ограничивают свободу действий игрока, имеют очень небольшое число вариантов развития событий (тем и плохи). Отдельно стоит, пожалуй, упомянуть лишь игры типа MUD или MUSH. Это чисто сетевое развлечение, в котором множество игроков общаются между собой в онлайновом текстовом режиме. Как утверждают специалисты, штука интересная, но специфичная (не все любят передвигаться по виртуальному пространству с помощью текстовых команд). Адрес, по которому можно найти кучу соответствующих ссылок, - www.mud.dn.ua.

Второй тип игр - настольные, иногда называемые "словесками". Они дают игроку поистине безграничные возможности, но требуют развитого воображения. Дело в том, что вся игра происходит в форме диа-(и более)-лога. Собираются несколько человек в помещении (можно и на природе, но стол тяжело тащить), достают бумажки, ручки... Каждый персонаж имеет некоторое число характеристик, отражающих его умения, ТТХ, состояние, начиная от личного обаяния и заканчивая способностью пробить доспехи класса N мечом типа Z. Кроме игроков, которых редко бывает больше 6-8 человек, в игре участвует мастер - человек, отвечающий за весь окружающий игроков мир. Игроки заявляют действия, мастер с помощью игральных костей (для получения случайных чисел) и груды уравнений определяет и сообщает игроку их результат. Гораздо более полное и более удачное описание "словесок", логи минувших игр и многое другое можно найти на странице Ратимира (members.tripod.com/~Ratimir). Здесь есть даже фотографии игральных костей и развертки для их самостоятельного изготовления. Приятное оформление сочетается с достаточно высокой информативностью. А на www.rpg.ru представлены вообще все типы ролевых игр, имеется большая подборка материалов и по "словескам". Страница хорошо оформлена, но, по-моему, слегка сумбурна. Легкое ощущение незаконченности, разрозненные материалы и излишняя серьезность - минусы, хоть и небольшие.

Остановимся на третьем типе игр - полевых - том, что в прессе часто называют "толкиенизмом". Однако, на самом деле, толкиенизм - увлеченность произведениями Дж. Р. Р. Толкиена, а не ролевыми играми. Просто по Толкиену было много игр. Да, в общем-то, и сейчас это один из самых популярных сюжетов. Но не стоит углубляться в терминологию. Внутри этого типа игр можно выделить множество подтипов - полевые, павильонные, "экономички", "политички", "маньячки" и т. д. Но суть практически всегда одинакова - от двух десятков до тысячи людей собираются (преимущественно на природе), выбирают роли (обычно задолго до начала игры) и начинают действовать в рамках этой роли (или вне рамок, что пресекается разными методами). А поскольку игроки одеты в соответствии с отыгрываемой реальностью и общаются между собой тем штилем, который диктует роль, - все это выглядит достаточно впечатляюще. Согласитесь, не каждый день в лесу встретишь фалангу одетых в доспехи верзил ("семь на восемь, восемь на семь, сорок пять на босу ногу"), утверждающих, что они - эльфы. Надо сказать, что проходят игры не только по фантастическим сюжетам, но и по различным моментам истории. Наиболее популярными являются Русь IIX-X веков, западное Средневековье от IX века и до последних Крестовых походов, иногда Древняя Греция. Позднее XVI века играют редко - романтика исчезает, появляется огнестрельное оружие, навязывающее совершенно иные боевые правила. Впрочем, были игры и по первобытнообщинной жизни, и по Смутному Времени.

Страниц, посвященных подобным играм в Интернете, - не считано. Самый большой сайт - "Арда-на-Куличках" (kulichki.rambler.ru/tolkien). Здесь есть все. Этот огромный сайт содержит правила игр, начиная с 1990 года, отчеты, заметки, фотографии. Большое количество игрового и околоигрового творчества, хотя основа сайта - толкиенизм. Здесь же можно найти в неимоверном количестве ссылки на русские и англоязычные страницы. Превосходное оформление, продуманная структура, постоянно обновляется... Только вот за последний год он стал какой- то неживой - как сервер новостей - за страницей не видно автора, вернее, авторов. Все слишком профессионально, отлажено, обезличено. И глаза разбегаются. По такому сайту не прогуляешься в охотку, сюда - только за конкретной информацией. Но это мое личное мнение. Завидую, наверно.

Интереснее пройтись по небольшим страничкам, на которые есть ссылки в разделе "Палантир Ортханка". У каждой - свой уклон, на каждой - своя точка зрения на RPG. Они несколько раскованней и проще, но есть и такие, которые сложностью оформления не уступают "Арде". Тут никто не пытается объять необъятное. Кто-то делает упор на изготовление игрового оружия, кто-то - на фотографии игр, кто-то - на свое литературное творчество.

Кстати, о творчестве. Богатый впечатлениями игровой мир породил множество прекрасных авторов песен и книг. В отличие от современных бардов, здесь авторы песен называют себя менестрелями. Их песни не звучат по радио и телевизору, но, поверьте, от этого они не менее достойны внимания.

Интересна в этом плане страница Элинор, здорово оформленная и богатая информацией (www.fbit.ru/elinor). Ее несколько портит пристрастие создательницы к большим и красивым картинкам. Для владельцев нешустрых модемов это весьма неудобно. Здесь выложено много стихов и песен авторов-ролевиков, но, увы, - музыкальных файлов нет. А есть они на странице Славика Толченова, мастера и игрока (www.tol.humanus.ru), к сожалению, только в формате Real Audio.

Из страниц, посвященных литературе, можно упомянуть страницу Алексея Свиридова, человека в ролевой тусовке известного очень широко (www.chat.ru/~swiridov). Остальные авторы персональными страницами пока не обзавелись, но множество их текстов лежит на все той же "Арде-на-Куличках".

Помимо произведений, вторичных по отношению к RPG, как вы понимаете, существуют тексты, по которым-то и создаются игры. Играть можно, конечно, и по Достоевскому, но наиболее популярными оказываются фантастика и героический эпос различных народов. Большая страница, наполненная мифами и легендами, - www.fbit.ru/free/myth.

Теперь допустим, что я хочу играть, а руки у меня не оттуда растут? Или просто времени нет? Кто сделает игровой прикид, оружие? Вашими проблемами с удовольствием займутся создатели страницы "Игровая ярмарка" (www.8ka- campus.mipt.ru/~mikle/nikita). Да с каким удовольствием займутся, учитывая тамошние цены! Увы, цены вполне оправданы, поскольку работа в основном ручная. В других местах намного дешевле вы не найдете. Таким образом, если вы жить не можете без сумочки с кельтским узором, славянской рубахи X века или доспех- бригандины, - вам сюда. Удачное оформление сайта со стилизациями под средневековые гравюры, имеются фотографии с образцами продукции. А если отбросить в адресе "nikita" и добавить "main.sihtml", то на совсем молодой страничке Майкла вы найдете информацию о том, как сделать, скажем, арбалет. Интересна в этом плане и "Лисья Нора" с "Кузницей" (www.chat.ru/~daern). Нигде еще в Сети я не читал о том, как надо балансировать меч. Очень познавательно!

Среди прочих упомяну собственную страницу - не потому, что выдающаяся, а потому, что своя, - www.pirit.com/~meller - заходите, милости просим. Фотографии, отчеты, статьи, песни - всего понемногу.

Подведем итог. Если вы желаете познакомиться с RPG, составить мнение о ролевых играх - вам на "Арду". Туда же стоит сходить, если вам нужен календарь игр на 1999 год, если вы хотите найти знакомого ролевика по игровому имени, если хотите потрепаться в чате с ролевиками и толкиенистами или ознакомиться с правилами первых Хоббитских Игрищ. Оттуда же можно выйти почти на любую другую страницу, более-менее связанную с RPG и толкиенизмом. За стихами и песнями лучше идти на страницы Толченова и Элинор. Заказать оружие и доспехи можно и в менее солидных местах, чем "Игровая ярмарка", но для этого нужно знать, как эти места найти. Не знающие потеряют не слишком много, но приобретут вожделенный "кошелек с узором любых стран и народов", не вставая с кресла.

Вот, пожалуй, и все. Итак, просвещайтесь, господа! А если мир ролевых игр увлечет вас настолько, что вы захотите поучаствовать, не стоит удивляться тому, как сильно он отличается от мира, описанного в Интернете.