Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Аргументы и факты
Дата 07.07.99
Название Критический зуд. Бестселлер кризису не товарищ
Автор П. Полянко
Тип материала  Статья


Полина ПОЛЯНКО

КРИТИЧЕСКИЙ ЗУД


Бестселлер кризису не товарищ

ЧЕМ отличается американец от русского? Вовсе не тем, что в детстве он пил кока-колу вместо лимонада "Буратино", а в старости предпочтет джин-тоник в одиночестве водке втроем. Отличается он от нас, товарищи, тем, что во времена Великой депрессии средний американец окончательно перестает читать книги, а средний русский начинает читать их с удвоенной силой.

ОТПУСКНАЯ цена книг в "Вагриусе" составляла до кризиса от 1,2 до 1,6 долл., сейчас не доходит даже до одного. Покетбук с Александрой Марининой (издательство "ЭКСМО"), стоивший 5-6 руб., то есть 80 центов, сейчас можно купить за 8-9 руб., то есть примерно за 40 центов. После кризиса разорилась практически половина мелких издательств - на весенней книжной ярмарке на ВВЦ пустовала большая часть стендов. Однако большие издательства - те, кто смог себе позволить хотя бы некоторое время, до резкого скачка цен на бумагу, продавать книжки по прежней стоимости, - выдюжили. Более того, их суммарные тиражи даже выросли: издательство "ЭКСМО", например, за 97-й год выпустило 1037 наименований книг, а к концу 98-го - 1486. Заместитель гендиректора издательства "Вагриус" А. Ильицкий честно признался: их издательство устояло благодаря тому, что всегда сочетало коммерческие проекты с некоммерческими. Так, благодаря монополии на Доценко люди получили возможность читать серьезную литературу: каждый его новый роман - это минимум 200 тыс. тиража, а суммарный доценковский тираж составляет около 12 млн. экземпляров. Спрос после кризиса заметно упал только на отечественный любовный роман. Хотя наши ЛАВБУРГЕРЫ ваяют такие умелые мастера, как Берсенева, Арсеньева и Смолякова, в минуты жизни роковой москвички решительно предпочитают перепевы нашей действительности пересказам содержания "Династии" и "Санта-Барбары".

А вот ДЕТЕКТИВЫ, написанные авторами-женщинами, настолько увеличили популярность, что "ЭКСМО" в начале года пришлось открыть новую серию - "Детектив глазами женщин" (в ней кроме Марининой печатаются Дашкова, Полякова, Яковлева, Серова, Корнилова - около 12 дам). Усилил позиции и документальный детектив (Карышев и Романов, пишущие о тайнах Лубянки). Повысился интерес к фантастике (в этой сфере самым издаваемым за последние десять лет автором является Головачев). Все более популярным становится жанр фэнтези, прежде всего в исполнении Перумова.

Объем продаж ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в издательстве "АСТ- Пресс" с августа прошлого года практически не изменился: тиражи в 30-50 тыс. экземпляров расходятся за месяц-полтора, и чаще всего их даже приходится допечатывать. А ведь цены на детскую литературу вовсе не детские: книга русских народных сказок на хорошей бумаге объемом 184 страницы стоит аж 100 руб.! Правда, стопроцентно успешна в этом отношении только годами проверенная классика: народные сказки иавторы типа Михалкова, Барто, Заходера и Чуковского. Остальные детские книжки приходится продавать по принципиально другой цене: "Азбука" объемом 64 страницы стоит 24 руб.

В трудные времена наши люди решили повысить свой образовательный уровень: специалисты отмечают резкий рост спроса на прикладную литературу. Издательство "АСТ-Пресс", выпускающее серию "Основы художественного ремесла", сегодня называет в числе явных бестселлеров книгу "Бисероплетение" - дает себя знать мода на фенечки. Однако такая учеба обходится недешево: цена книжки в магазинах поднимается до 50 руб.

На общем фоне падения уровня жизни публика вновь заинтересовалась философией: резко повысился рейтинг продаж "Антологии мысли" ("ЭКСМО"), в которой печатаются такие популярные авторы, как Плутарх, Ницше, Бердяев, Фрейд и Лосев... Вырос интерес к современной прозе: Петрушевская и Улицкая ходят в явных лидерах, книги Маканина, Наймана и Андрея Битова считаются издательской удачей, ну а очередное произведение В. Пелевина ("Generation P"), которое автор настоящей публикации вынужден также причислить к разряду серьезной литературы, и вовсе вышло в бестселлеры по тиражам в "Вагриусе".

Устойчивым лидером рынка является и вагриусовская серия "Мой 20-й век". Казалось бы, только ленивый не печатал в свое время "Алмазный мой венец" Катаева, но первые пять тысяч тиража разошлись мгновенно: любовь к мемуарам не способен поколебать ни один кризис. Вывод ясен: чем хуже нам жить, тем мы умнее. Жаль, что не наоборот...