Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Время MN
Дата 14.10.99
Название При свете Франкфурта
Автор А. Якобсон
Тип материала  Статья


Арнольд Якобсон

ПРИ СВЕТЕ ФРАНКФУРТА


Российские издатели отправились на крупнейшую книжную ярмарку

Международная книжная ярмарка во Франкфурте-на-Майне считается крупнейшей в мире. В нынешней, 51-й ярмарке принимают участие около 6600 издательских фирм из 113 стран. Экспонируется примерно 300 тысяч книг. Россия представлена 70 издательствами, но свои стенды во Франкфурте имеют лишь гиганты - "ЭКСМО", "Терра", "АСТ" и "Олма-пресс". О ярмарочных планах и специфике российского книгоиздания рассказывают представители фирм - участников ярмарки.

Олег Новиков, генеральный директор издательства "ЭКСМО":

- "ЭКСМО" направляется во Франкфурт шестой раз. Пожалуй, лишь здесь можно понять, чем живет книжный мир. Мы встречаемся с зарубежными партнерами, ищем пути для сотрудничества. К сожалению, на западный рынок наши книги движутся с трудом. Из современных писателей зарубежных партнеров привлекают Эдвард Радзинский, Виктор Пелевин, Александра Маринина. Маринина - последний серьезный прорыв. Во Франкфурте "ЭКСМО" выставит около 50 своих изданий. Среди них книги Василия Головачева, Даниила Корецкого, Николая Леонова, Ник. Перумова. Но продажей прав на перевод дело не ограничивается. Есть ведь за рубежом русскоязычные люди. Мы работаем с крупными партнерами в Германии и Израиле. Они покупают классику, детскую и справочную литературу, энциклопедии. И все же пока этот емкий рынок мало освоен.

На ярмарке мы не только что-то продаем, но и покупаем. Наши читатели ждут новинок Сандры Браун, Гарри Гаррисона, Дина Кунца и других авторов, которых мы издавали прежде.

Да и просто нужно "себя показать". Восемь лет назад мы начинали с детективов, а сегодня издаем широкий спектр литературы. В прошлом году выпустили 44 млн книг, почти удвоив общий тираж. Надеемся выйти на рубеж в 50-60 млн. Став на ноги в книгоиздании, осваиваем смежные отрасли - полиграфию и розничную торговлю. Если не инвестировать деньги в полиграфию, то через 3-4 года книги придется печатать за рубежом. Издательская отрасль уникальна. Основные ее факторы - авторы, сырье, производство и продажа - "работают" в России. И это замечательно.

Совсем не случайно изменилось соотношение издаваемых нами отечественных и зарубежных авторов. Когда мы начинали дело, оно было 40 к 60.

Ныне доля иностранных писателей не превышает 10%. Тенденция складывалась объективно, но и мы ее поддерживаем.

Нам не легко. Книжный рынок в России быстро стал настоящим рынком: тут уже четыре года правит жесткая конкуренция. Надо учитывать ценовой фактор, бороться за авторов. А при этом жизнь заставляет выпускать дешевую продукцию. Розничная цена на книгу в среднем по стране равна 1,5 доллара, за рубежом - 15-20. Но есть чему радоваться.

За рубежом доминируют американские писатели. Даже английские, французские, испанские стенды во Франкфурте рекламируют американцев. В России американские писатели издаются приличными тиражами, но их объемы сокращаются. Последние два года растет интерес к серьезной отечественной литературе. Подобного на Западе нет.

Анатолий Аверин, помощник председателя правления "Терры" по внешнеэкономическим связям:

- Во Франкфурт мы ездим восемь лет. В этом году представим около 300 книг русских писателей. Надеемся продвинуть на мировой рынок своих авторов и приобрести познавательные книги для семейного чтения. Будем вести переговоры с издательствами "Фламарион", "Ташен", "Тайм Лайф", "Ровольт", "Гиннесс".

Дела с нами ведут охотно. Все же "Терра" - самый крупный отечественный информационно-полиграфический комплекс: несколько издательских компаний, фирма по распространению "Книжная лавка", Ярославский полиграфический комбинат. Мы издаем классику, собрания сочинений, книги по истории. В прошлом году вышло около 600 названий общим тиражом более 36 млн экземпляров.

Конечно, у нас, как и в других отечественных издательствах, пока многовато бульварщины. С этим приходится мириться - надо же утолить застарелый "голод". Но и мы и коллеги все чаще обращаемся к серьезной литературе, ищем новые имена. Идет снижение тиражей и параллельно увеличение числа названий книг. Следуем проверенному правилу: пилотный тираж не превышает 5 тысяч, в случае коммерческого успеха делаем допечатку.

В своем активе мы числим "книжные клубы". Для России это новость. Клубы должны насытить книгами провинцию и помочь издателю определить вкусы читателя. "Терра" в 1995 году создала первый такой клуб. Сейчас в клубную программу включено 700 названий общим тиражом 6-7 млн экземпляров. Основные читатели - люди среднего достатка. Значит, Россия по-прежнему читающая страна.