Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Итоги
Дата 23.11.98
Название Сетература
Автор В. Тучков
Тип материала  Статья


Владимир Тучков

СЕТЕРАТУРА

Чтение в Паутине У писателя в Интернете меньше прав, чем у шахтера в забое

Все началось в 1971 году. Некий Майкл Харт получил работу оператора на громадном компьютере-мейнфрейме с грозным названием Xerox Sygma V в университете Иллинойса. Компьютер этот стоил таких денег, что даже вслух сказать страшно. Спустя два часа после того, как Майкл нанялся на работу, он решил для себя, что самый лучший способ использовать "лишнее", никем не купленное и не востребованное компьютерное время - создать нечто вечное и нетленное. Так родился проект "Гутенберг" - первая бесплатная общедоступная электронная библиотека (www.promo.net). В США идея электронных библиотек не получила широкого распространения, поскольку к охране авторских прав там подходят куда более тщательно, чем в России. Зато у нас электронные библиотеки, как совершенно "чистые" с точки зрения закона, так и не вполне, расцвели пышным цветом. Если верить лассификатору "Рэмблера"(counter.rambler.ru/top100), литературы в русском Интернете превеликое множество. Более 350 всевозможных сайтов, страничек, журналов. Однако в подавляющем большинстве они заполнены творениями авторов, которых до конца их дней будут считать начинающими. Изрядно представлена и специфическая литература пентхаузского пошиба. Скажем, Istorii o lubvi (www.nikitad.com/story/story.htm).

Но куда чаще можно нарваться на какого-нибудь "Сексуального урода" или на "Эротические этюды мистера Кисса". Однако самые сильные позиции по востребованности занимает вполне целомудренная библиотека Максима Мошкова (www.ras.ru/~moshkow). Огромная масса из одиннадцати с лишним тысяч текстовых файлов ежедневно притягивает до 2000 читателей. Собрана она по "плюшкинскому" принципу. Помимо художественной литературы, тут есть дискография рок-групп, тексты авторских песен, подробные описания туристических маршрутов, впечатления случайных людей о прелестях и ужасах заграничной жизни, литература по программированию, пособия для изучения английского языка, юмор, львиную долю которого составляют веселые истории из жизни программистов... После некоторого анализа всей этой эклектики можно сделать вывод о том, что мошковская супербиблиотека является порождением субкультуры технической интеллигенции: преферанс, гитара, байдарка, Ильф и Петров, Булгаков, фантастика Стругацких... Первоначальным капиталом библиотеки, несомненно, стали файлы, когда-то хранившиеся в недрах почивших в бозе ЕС ЭВМ. Кто не держал в руках отпечатанного изрядно пляшущими буквами "Мастера и Маргариту"? Наверняка с тех же самых магнитных лент скачена и внушительных размеров подборка фантастики. Русскую классику у Мошкова представляют Гоголь, Куприн, Пушкин, Лермонтов - и больше никого. Литературы ХХ века несколько больше. И ее подбор - по части имен - более понятен, поскольку преобладают модные в тот или иной период авторы. Было время, когда все зачитывались Александром Кабаковым, поэтому он есть. На тех же самых основаниях в библиотеке "стоят" рядышком Набоков и Сорокин, Аксенов и Вен.Ерофеев, Трифонов и Хармс, Каверин и Шаламов, Пришвин и Олеша... В списке более пятидесяти имен. Столь же своеобразна коллекция зарубежной прозы: Борхес, Гашек, Виан, Голдинг, Кафка, Киплинг, Эко, Конан-Дойл... Что же касается поэзии, то тут подбор просто анекдотичен: Бродский, Высоцкий, Губерман, Шекспир и японские средневековые авторы. Если на мошковский сайт посмотрит ученый-филолог, то он, несомненно, придет в ужас. "Культура текста" тут крайне низкая. Поэтому не стоит удивляться, наткнувшись на опечатку, а то и на пропущенный абзац. Несколько лучше по части сверки текстов обстоят дела в других сетевых библиотеках. Например, у Евгения Пескина (www.online.ru/sp/eel/russian). Или у Олега Аристова (www.chat.ru/~ellib). Кстати, полный список адресов крупных сетевых библиотек находится по адресу www.russ.ru/biblio. Предполагается создание в Интернете библиотеки русской классики, которой будут заниматься сугубые специалисты-филологи. Правда, денег для этой благородной цели пока еще никто не дал (при этом заметим в скобках, что проект "Гутенберг" существует исключительно стараниями энтузиастов). Если же говорить о "чемпионстве" среди авторов, то наибольшей любовью у сетевиков, несомненно, пользуются братья Стругацкие, они не только разбросаны по сайтам и серверам, но и имеют отдельную страницу (www.sf.amc.ru/abs). То же самое можно сказать и о фантасте Сергее Лукьяненко (www.sf.amc.ru/lukian). Из современных модных авторов наиболее популярен Виктор Пелевин. Наберите его фамилию на любой поисковой машине, и она даст вам не менее семисот адресов. Со всей же остальной современной литературой дела обстоят гораздо хуже. Какую-то ее толику, небольшую, можно отыскать в "толстых" журналах, которые сгруппированы в "Журнальном зале" (www.infoart.ru/magazine). С претензией на фундаментальность пытается построить библиотеку современной литературы союз молодых литераторов "Вавилон" (www.vavilon.ru). На его сайте уже нашли место многие поэты и прозаики всех поколений: перманентный претендент на Нобелевскую премию Геннадий Айги, Дмитрий Авалиани, Михаил Айзенберг, Сергей Гандлевский, Нина Искренко, Виктор Кривулин, Александр Левин, Генрих Сапгир, Ян Сатуновский, Михаил Соковнин... Ждут своей очереди перевода на язык HTML Евгений Бунимович, Андрей Левкин, Александр Макаров-Кротков, Дмитрий А.Пригов, Лев Рубинштейн, Виктор Соснора... Как уже было сказано выше, у нас тут вам не Америка. Там если есть повод судиться, то судиться станут непременно. У нас же даже Войнович, который пару лет назад был сильно недоволен появлением своего "Чонкина" в Сети, к прокурору не пошел. Ну, а начинающие авторы отдают себе отчет в том, что издание первой, а то и второй книги может не окупиться, тогда как публикация ее в Сети может изрядно "раскрутить" новичка. Вполне же маститые авторы, например, культовый Макс Фрай (www.labirint.da.ru) или Ник Перумов (www.fantasy.ru/perumov), выкладывают свои тексты в Сеть (или не возражают против выкладывания), поскольку понимают - чтение с экрана не только не отменяет бумажной книги, но даже возбуждает к ней аппетит. Так зачем же им, писателям, скрывать свое имя от юзеров? Милости просим, в русских электронных библиотеках чего только нет!