|
Источник | Если |
Дата | 12.99 |
Название | Кирилл Еськов. Зеркало эльфов |
Автор | В. Гончаров |
Тип материала | Статья |
Очередным продолжением или "вольным переложением" Толкина нашего читателя сегодня уже не удивишь. Скорее, удивиться должны те, кто читал более раннюю, малотиражную книжечку Кирилла Еськова "Евангелие от Афрания" - тонкое и интеллигентное произведение.
Впрочем, роман Еськова вовсе не является продолжением эпопеи Толкина, каковым было перумовское "Кольцо Тьмы", а представляет собой своеобразную проекцию Средиземья на наш мир. Мол, как все должно было бы происходить, если бы в мире Профессора действовали обычные для нашего не "фэнтезийного" мира закономерности - биологические, социальные, геологические.
Строго говоря, этот роман с полным основанием можно было бы назвать научно-фантастическим. Все геополитические события, имевшие место в Средиземье конца III эпохи, приобретают у Еськова ясную экономическую и политическую подоплеку. А их легендарно-историческую часть автор относит к разряду мифа. Таким образом, на базе эпической фэнтези автор конструирует свою "Science fantasy", где наука равноценна магии, а борьба добра со злом заменяется обычной межгосударственной политикой, хитросплетения которой - особенно подробности работы разномастных спецслужб - прописаны в романе с видимым удовольствием.
Не исключено, что, подобно роману Ника Перумова, эта книга тоже вызовет весьма отрицательную реакцию многих толкинистов. Действительно, эпически-возвышенный расклад сил заменен в ней военно-политическим детективом в весьма современном стиле, а многие из благородных героев превращены в обыкновенных политиков и политиканов. Нет, автор вовсе не инвертировал конфликт Света и Тьмы, как это может показаться сначала, не переставлял местами Добро и Зло (с заглавных букв), как это попытались сделать авторы "Черной книги Арды". Подобные традиционные для фэнтези понятия в романе просто отсутствуют. Эльфы у Еськова не злые и не добрые - они просто чужие. Это другая раса и другая цивилизация, преследующая свои цели, и выживание людей не является необходимым условием для достижения этих целей (вполне по Лиддел-Гарту). Эльфам необходимо, чтобы людская цивилизация оставалась в средневековом состоянии - и значит, Мордор должен быть разрушен.
Мордор тоже отнюдь не является светочем добра, просто это самое "продвинутое" государство Средиземья. Здесь быстро развиваются техника, наука, существуют уже зачатки "европейского" парламентаризма. Чем-то он похож на имперскую Германию времен первой мировой войны. Кстати, расстановка сил, характеры героев, их манера поведения вкупе с прилагающимся к этому военно-политико-шпионским антуражем тоже вызывают упорные ассоциации со временами полковника Редля и Маты Хари. Впрочем, с таким же успехом здесь можно увидеть и знакомые черты бравого герцогства Алайского - впрочем, безнадежно проигравшего свою последнюю войну с крысоедами...
Но войны проигрываются и выигрываются, а люди остаются. Люди, которым необходимо не только жить, но и ощущать себя людьми. Поэтому для героев Еськова, кем бы они ни были и на чьей стороне ни сражались, на первом месте всегда остается честь - понятие вполне феодальное и фэнтезийное. Но временами эта честь требует понять поверженного противника, а иногда и осознать его правоту. К сожалению, последнее исключительно редко случается в фэнтезийных романах, где истина и правота разложены по полочкам изначально...
Владислав Гончаров
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>