Этот рассказ – один из “коллективных глюков фэндома”, по выражению Гарета. Если быть точным, собрание оных “коллективных глюков”: во-первых, это история эльдара, который попадает в плен к Саурону, его пытаются перетянуть на темную сторону, но герой в итоге освобождается. Этот глюк – просто бессмертен! Из крупных вещей на этот сюжет назову “Ариниона” Эстелин, отчасти это есть и (грешна есмь) в “После Пламени”. Сюжетное совпадение с “Аринионом” просто потрясающе, даром что тексты написаны независимо друг от друга: раненого пленника выхаживает “темная” героиня, безуспешно пытаясь разговорить, затем следуют встречи героя с Сауроном, причем хозяин Мордора изображен строго по “Властелину Колец”, а кончается всё тем, что герой так или иначе попадает к своим. Между рассказом Алины и повестью Эстелин –десять лет, но разве ж это возраст для вечного глюка?!
Глюк второй, кажется, вымерший: “неучтенные” родственники известных героев и вообще те, кто “в списках не значился”. В начале середине 90х годов таких “десятых назгулов” и “дочерей Феанора” было пруд пруди, и то, что главный герой этого рассказа – сын Келебримбора, – это четкая примета времени создания рассказа.
Глюк третий, кажется, его расцвет еще впереди: история о непогибшем. Очень не хочется, чтобы любимый герой был сражен врагами, – и он остается жив вопреки всему, иногда и вопреки здравому смыслу. Что и происходит в рассказе Алины, где совершенно невозможно понять, почему Саурону не удалось убить пленника. Потому что гибели сына Келебримбора не хочет ни автор, ни читатели! – вот и весь ответ.
IMHO Альвдис
Достоинства и недостатки, говорите? Очень трудно судить – именно потому, что рассказ является живым сгустком глюков и ощущений десятилетней давности, когда переживание было важнее логической выстроенности, когда цель была – “записать глюк”, а не “написать текст”. Поэтому критерии литературной оценки, Imho, не применимы к данному тексту (что, разумеется, не означает, что он плохо написан).
В итоге этот рассказ перерастает самого себя и становится большим, нежели история о сыне Келебримбора: сейчас он оказывается знаком своего времени. Так что я бы советовала его прочесть толкинистам начала-середины 90х: вспомнить юность. Ну, и тем, кто хочет ощутить дух той эпохи, когда было меньше знаний об Арде и больше чистой и наивной веры в нее.