Сергей Щеглов
Рецензия на "Последний кольценосец" К. Еськова"История Средиземья - глазами Врага", как обещает подзаголовок на обложке. Врет, конечно, - рекламный трюк. Автору "Евангелия от Афрания" нет дела до судьбы Саурона, прошляпившего кольцо Всевластия. Подобно Иерусалиму 33 года, Средиземье является в книге лишь условным наименованием местности, где разворачивается острая и запутанная схватка многочисленных спецслужб. Понятно, что любимцам Еськова - тайным суперагентам, каждый из которых даст сто очков вперед самому Джеймсу Бонду, - было бы очень неуютно в толкиновском Средиземье. Hаписать крутой шпионский боевик, посвященный организации крупномасштабной диверсии в святая святых вражеской империи и сохранить при этом дух Средиземья - такая задача, привлекавшая многих (см., например, "Донесения майора Смеагорла"), автором даже не ставилась. Еськов пошел по привычному пути - переделать весь мир так, чтобы задуманный сюжет стал достаточно вероятным. Мордор превратился в технологическую империю, массово производящую арбалеты и планеры, кольцо Всевластья - в хитроумную провокацию, призванную отвлечь внимание Белого Совета от действительных планов Мордора, эльфы - в жутковатую помесь Коминтерна с древней вымирающей расой. Все события Войны Кольца в несколько глав поставлены с ног на голову (в угоду модному в последнее время течению "только во Тьме - Свет"), победа над Мордором ознаменовала переход Средиземья под контроль эльфов, враждебных всяческой технологии. А вся интрига романа крутится вокруг ответного удара, который призваны нанести главные герои - разрушения зеркала Галадриэли. По сравнению с блестящей реконструкцией событий 33 года, воплощенной в "Евангелии от Афрания", все эти навороты и переделки выглядят довольно бледно. Психология персонажей полностью принесена в жертву сюжету - решение уместное в исторической реконструкции, но довольно опасное для романа. Даже мне, рационалу из рационалов, было немножко стыдно читать многословные рассуждения героев в ситуациях, где нормальные люди и материться-то способны разве что сквозь зубы. Все мотивации персонажей полностью рациональны - и оттого кажутся притянутыми за уши. Сам же сюжет держится на серии счастливых (для главных героев) совпадений, и хотя некоторые из этих совпадений героев попросту убивают, ощущение рояля в кустах сопровождало меня на протяжении всего романа. Впрочем, на этом недостатки романа и кончаются. Собственно интрига, отдельные технические решения, нравы спецслужб всех заинтересованных сторон (эльфы, гондорцы, пиратская республика и т.д.), суперагенты первого и второго плана - все это выписано превосходно, со знанием дела и даже с любовью к этому делу - размышлениям, стоит ли "брать" выявленного агента или же пока повременить. Средиземье спецслужб, созданное Еськовым, ничуть не хуже Средиземья бронехоббита или же Средиземья плачущего Моргота; более того, наконец поставлена точка в долгом споре, не проще ли было отправить орлов кинуть Кольцо в Ородруин. Hе проще - поскольку именно для вовлечения орлов в войну и была устроена вся эта провокация... Одним словом, перед нами выдающееся произведение в редком пока жанре "шпионской фэнтези". Продолжения, конечно, я ждать не буду, но что-нибудь еще в этом духе - прочту с удовольствием. ЗЫ. После "Hам здесь жить" (кстати, тоже в чем-то "о шпионах") это была первая книга, которую я дочитал до конца. А потом я прочитал офтопик "Бои местного значения" - и теперь уже не знаю, стоит ли именовать жанр "шпионского фэнтези" редким? Может быть, наоборот, это писк сезона?!
Опубликовано в фидо-конференции RU.FANTASY
|
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>