Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Вальрасиан

В поисках чуда

                Видишь ли, -улыбнулся монах, - все книги рассказывают одну и ту же историю, различаются лишь имена.
                В. Г. де Оро

Мир жил по своим законам... Опадали листья и вырастали вновь, пустыни наступали на степи - и откатывались назад после возвращения ветров, несущих живительную влагу... И история человечества, казалось, была столь же монотонно-неумолима. Под ударами соседей гибли могучии империи, а новые государства, выросшие на руинах павших исполинов, разделяли судьбу своих предшественников. На мгновение вспыхивали религиозные прозрения, рассеивая темноту магизма и ломая привычный ход мировых сфер, но наследники пророков вновь возвращались к уютному сумраку полуверы...

Так было. Но мир изменился. Можно как угодно относиться к Христу и его проповеди, но нельзя отрицать - с приходом Христа мир изменился качественно. Разорвав замкнутый круг магизма, история приобрела устремленность. Искусство и наука в их современном понимании неотъемлемы от христианской традиции1.

Проповедь Христа была завершена, но по миру, созданному ею разбросаны многочисленные отражения - в зеркалах самых различных культур и социумов: от икон Рублева до моцартовского "Реквиема", от философии Иоанна Дамаскина до блистательных парадоксов Честертона. При всем многообразии этих явлений все их роднит одно - отблеск Иного, явственно лежащий на них. И среди этих отражений евангельской Благой Вести - легенда о святом Граале и книги Толкиена.

А теперь возможно и перейти к теме этой статьи. К "Галахаду" Маргариты Тук и Примулы Брэндибэк. Казалось бы немногое роднит эту повесть с историей поисков Грааля, что не замедлили отметить иные из критиков... Различная тематика, проблематика, сюжетика, стилистика но... Вглядимся глубже.

В мир приходит Чудо, несущее на себе отблеск иного света. И в поисках этого Чуда люди вырываются из обыденной круговерти, вставая на свой путь. И не так уж и важно, что Грааль материален, а мир, созданный Толкиеном идеален2... Что путь к одному лежит через странствия, а к другому - через глубины своей души. Это единый Путь.

И опасности, повороты и ответвления, поджидающие на этом пути - одни и те же во все времена...

И первое испытание ждет в самом начале пути. Здесь уходят те, кто ищет не Чуда, а еще чего-то - славы, власти, интересного времяпровождения. На этом перекрестке расстаются сэр Галахад и сэр Мелиас. Здесь лежит грань между теми, кто смог шагнуть в хрупкую реальность игры и теми, кто так и остался по ту сторону волшебства игры. К этим целям ведут другие дороги и им нечего делать на пути к Чуду.

Есть и другие. Те, кто всем сердцем желают шагнуть на Путь, но ищут при этом не Чуда, а... Они бы сами не сумели объяснить, что ведет их в дорогу. Пожалуй - стремление к высшему. Действия сэра Гавейна обусловлены неявным соперничеством с сэром Галахадом, попыткой сравняться с ним - но этой цели ему никогда не достичь, потому что Гавейн "вел жизнь наинеправеднейшую, какою когда-либо жил рыцарь". И своею грязью они марают сам Путь, меряя его своей меркой, без сомнений расчищая путь к своей цели огнем и мечом, подлостью и жестокостью... Эрестор или Денетор - яркие представители этой группы. Они стремятся к высокой цели, но средства избранные ими принижают саму цель, и они гибнут в лабиринте заброшенных тропок, приняв тусклое мерцание болотных огней за тот самый свет к которому они стремились.

Немногим удавалось пройти по Пути дальше. Таща за собой тяжелый груз собственных грехов, спотыкаясь и падая, они избегали ловушек гордыни и ненависти... Они - "величайшие из грешников", такие, как Ланселот или Галадриэль. Дальше других они смогут пройти по Пути, но в конце концов незримая стена встанет на их пути. Все, что в человеческих силах они сделали, и отблеск Чуда достанется им. Но дойти до цели смогут лишь праведники...

И здесь мы подступаем к порогу Тайны... Сэр Галахад и Галахад-Арагорн, Элладан и сэр Парсиваль, сэр Борс и Фродо - люди, сумевшие отбросить гордыню и ненависть, ведомые смирением и любовью достигают чуда. А дальше...

Дальше слова бессильны и остается место лишь для символов, смутных образов. Достигнувшие Чуда редко возвращаются назад и еще реже могут рассказать о пережитом... И сэр Галахад просит в молитве "Я не желал бы более ни дня оставаться в этом жалком мире, если есть на то твоя воля, Господи". И Галахад-Арагорн остается в ином мире, лишь телом присутствуя на Земле. А Фродо или сэр Борс возвращаются, но - возвращаются изменившимися...


И потому нельзя видеть в "Галахаде" памфлет, наезд на конкретные личности или ролевое движение в целом, забавную фантастическую байку. Все это присутствует, но "Галахад" - значительно больше - богословская притча, ищущая новую форму для выражения вечных вопросов...

С уважением,
Вальрасиан.


1. Подробнее этот вопрос рассмотрен в главе "Церковь и зарождение научной традиции" книги "Традиция. Догмат. Обряд" А. Кураева и работе "Иконостас" П. Флоренского.

2. Впрочем, и то и другое спорно...



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>