Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Эленриэль, Хольгер

Эльфы Средиземья: быт и повседневность. Популярные ошибки и их разоблачение.

Доклад на СибКоне-2000

А. Зачем все это нужно?

Главная причина возникновения идеи этого доклада - слишком большое количество ошибок и путаницы, которые возникают у многих ролевиков при слове "эльф". Нам по мере сил хочется устранить ошибки и разложить все по полочкам.

Причины возникновения ошибок.

1. Самая главная. Эльфов в фэнтези много и все разные: от средиземских Ваньяр до криннских Каганести и от эльфов Сапковского до ниенновских Эллери Ахэ. А есть еще "просто эльфы", которые бывают в данженах. И черты любого типа эльфов слишком просто переносятся на другие их типы. Иногда это бывает даже в серьезных статьях (в статье Маккавити "К вопросу об эльфийском менталитете" мы около десятка таких глюков выловили!) Впрочем, главные ошибки, порожденные этой причиной будут подробно рассматриваться ниже.

2. Слабое знакомство ролевиков с трудами Толкиена по причине недостижимости этих трудов для большинства. Это слабое знакомство и побуждает людей домысливать не известные им черты эльфов или же заимствовать их у эльфов из других литературных произведений.

3. Очень экзотическая причина, о которой много говориться не будет. Непонимание эльфийской этики. Дело в том, что в основе своей труды Толкиена - христианские, и в полной мере там присутствует понятие "падения", то есть искажения этики в результате отказа от веры в Бога или какого-нибудь сверхдурного поступка. Таким образом, падшими являются все люди и эльфы Нольдор. Однако, глубина падения их различается. Люди стали подвержены всем дурным страстям, вплоть до самых мелких и похабных - в то время как Нольдор остались возвышенными даже в своих злодеяниях. Мы сами люди, мыслим, слава Богу, трезво и в идеальных рыцарей не верим - и поневоле приписываем тем же Нольдор понятные нам человеческие черты. Иначе говоря, пытаемся сделать эльфов похожими на нас самих (а не наоборот... впрочем, на это и надеяться глупо).

Б. Разбор конкретных глюков.

Одна из таких распространенных ошибок в околоэльфовской литературе - это идея о том, что эльфы на самом деле живут хотя и очень долго, но все же обязательно смертны. Это - и муркоковские вадаги и надраги (народы, которые выступают в качестве неких аналогов эльфов, с необычным образом жизни и живущие около трех тысяч лет), и амбериты (точнее, представители королевского дома Амбера), и смертные эльфы Шаннары и Кринна.

На самом деле ставить их в один ряд с толкиеновскими эльфами нельзя. Потому что жить долго, но ограниченно, и жить неограниченно - это абсолютно разные вещи. Те, кто живут ограниченное время (пусть хоть тысячи лет) кто раньше, а кто позже понимают, что их время обязательно кончится - в конечном счете и когда мы в нашем мире понимаем, что мы смертны, то разные люди испытывают примерно одинаковое чувство независимо от того, пришло к ним это понимание в пять лет, в семь или в двенадцать. Более того, толкиеновские эльфы (см. "Речи Финрода и Андрет") понимают для себя смерть как некий неестественный вариант развития событий, как катастрофу, а не как естественный ход вещей - ведь они не умирают сами, а только либо гибнут в результате случайностей, либо медленно истаивают, но и в том и в другом случае это мнимая смерть, потому что в Валиноре они обязательно возродятся снова. И отличие существенно:

"Что знаете вы о смерти? Для вас это больно, это горько, для вас это потеря - но лишь на время, для вас это малая частица, отсеченная от изобилия, если правда то, что я слышала. Ведь вы знаете, что после смерти не оставите мир и сможете вернуться к жизни. А для нас все по-другому: умирая, мы умираем, уходим - и не возвращаемся. Смерть - это конец всему, невозвратная потеря. И она отвратительна, ибо ее навязали нам." - говорит Андрет Финроду [1]... и то же могли бы сказать толкиеновским эльфам эльфы Шаннары или Кринна.

И из этой цитаты видно, что существенно не время жизни, а сам факт необратимой смерти (правда, жизнь толкиеновских эльфов ограничена пределами жизни Арды, а что дальше - неизвестно никому, хотя опять же в [1] предполагается, что эльфы и люди выправят Искажение Арды: "И вдруг мне явилось видение Арды Возрожденной: вечное настоящее, где могли бы жить эльдар, совершенные, но не завершенные, жить и бродить по земле, рука об руку с Детьми Людей, своими избавителями, и петь им такие песни, от которых звенели бы зеленые долы, и вечные горные вершины пели, словно струны арфы, даже в том Блаженстве, превысшем всех блаженств").

Еще одна характерная ошибка, связанная с неправильным пониманием бессмертия, состоит в следующем: кажется, что так как эльфы живут долго, то их условия жизни, культура и т.д. не изменяются (идея, основанная на "привыкании"). Однако культура эльфов подвержена изменениям! Во-первых, меняются эльфийские языки (сначала все эльфы, родившиеся у Вод Пробуждения, говорили на Proto Eldarin, потом в Валиноре сформировался язык Квенья (причем, диалекты Нольдор, Ванъяр и Телери из Альквалонде существенно различались: например, слово, означавшее "солнечный свет" звучало на Ванъярине как aze, в то время как в Нольдорине звука "z" вообще не было, а солнечный свет назывался are. Имя Галадриэли на книжном Квенья и Нольдорине звучало как Алтариэль, а на Телерине - как Алатариэль). Потом у эльфов, которых Тингол привел на запад Белерианда, язык сменился за время изолированной жизни [2] - теперь их языком стал синдарин, соотносящийся с квэнья примерно как русский с польским, а потом Тингол запретил говорить на квэнья - языке враждебного Дориату Дома Феанора, и нолдор ничего не осталось, кроме как выучить синдарин... что они и сделали)

И вообще, непомерный консерватизм эльфов (в том числе и в речи, а искусство слова - любимое искусство эльфов) - попросту миф:

"Бессмертны эльдар в пределах Эа, но подобно людям живут они в телах, в Эа берущих начало, и не более неизменны они, чем великие деревья - ни в телах, в коих они живут, ни в том, к чему стремятся они и чего достигают при помощи тел. Почему же не меняться им и в речи, часть которой создается языком и воспринимается ушами?" [2]. Что же касается "технологий" (вспоминается вопрос Макавити "Могли ли эльфы изобрести паровоз?"), то дело в том, что для эльфов главным является радость познания, а не практическое использование окружающего мира [1].

Еще одно расхожее обвинение, предьявляемое эльфам - это их уверенность в собственной избранности. Но... во-первых, если, к примеру, Тингол смотрит на людей достаточно косо, то тот же Финрод все время подчеркивает, что эльфы и люди - братья:

"Но поймите, Андрет - мы не в шутку зовем вас Детьми Эру: этим именем мы не шутим, и не поминаем его всуе. Мы говорим так, ибо знаем - а не потому, что так говорится в наших легендах. Мы считаем вас своими родичами, и родство наше (и в хроа, и в феа) теснее, чем общая связь, что объединяет нас со всеми прочими тварями, живущими в Арде, и этих тварей между собой. Мы любим всех, кто живет в Средиземье, по мере их достоинства: зверей и птиц, что дружат с нами, и деревья, и даже прекрасные цветы, что увядают быстрее людей. Когда они уходят, мы тоже жалеем о них, но мы считаем, что это - часть их природы, такая же, как их рост или цвет. Но о вас, наших ближайших родичах, мы скорбим куда сильнее. Но ведь в Средиземье все недолговечно, так почему же мы не можем думать, что и ваша краткая жизнь - часть вашей природы? Разве сами вы думаете иначе? Из Ваших слов, из горечи, что слышится в них, я понял, что Вы считаете, будто мы заблуждаемся."[1]. И когда Андрет говорит Финроду, что эльфы считают людей низшими, он прямо говорит Андрет: "Я так не думаю"[1].

Это одно из отличий эльфов Средиземья от эльфов Кринна. Там вообще среди эльфов норма жизни и высший шик кого-нибудь презирать: Квалинести презирают Сильванести, Сильванести презирают Каганести и все вместе презирают людей. А Финродов там испокон века не рождалось.

Проблем с полукровками, очень актуальных в мирах типа Кринна или мира Сапковского, в Средиземье нет. Диор, Эарендил, Элронд - не просто полноправные члены общества, но и правители. Более того, брак родителей Эарендила был радостью для всего Гондолина.

Еще одно отличие эльфов Арды от по крайней мере одного вида других эльфов фэнтези (а именно - эльфов Сапковского). Эльфы Средиземья занимаются земледелием, по крайней мере, об этом упоминается в [3,4]. Другое дело, что их земледелие вряд ли напоминает человеческий крестьянский труд. Имеет смысл предположить, что в отличие, опять же, от человеческого, земледелие эльфов интенсивно, а не экстенсивно, то есть урожайность достигается за счет рациональной обработки почвы с учетом ее особенностей (этому помогает гармония эльфов с природой), а не за счет больших площадей или чрезмерных усилий. Также маловероятно использование магии (которой у эльфов Средиземья как таковой и нет, но об этом ниже), хотя и в [4] описывается нечто похожее на обряд при посеве зерен, из которых потом будет делаться лембас. Но суть этого обряда не магическая, это просто выражение почтения и благодарности Йаванне, даровавшей эти зерна эльфам.

Большое недоумение вызывает иногда проблема рождаемости у эльфов - почему у них нет демографического взрыва? И высказываются самые невероятные предположения: магическое регулирование рождаемости, импотенция и прочее. В то время как все гораздо проще и естественней: "Что касается продолжения рода. Несомненно, они могут сохранять многие века способность иметь потомство, если на то была их воля и желание не было удовлетворено, но с осуществлением возможности желание скоро угасает, и мысли обращаются к другим вещам. Союз любви есть для них воистину великое наслаждение и радость, и "дни детей", как они называют это время, остаются в их памяти как самые прекрасные в их жизни, но у них есть множество других стремлений тела и духа, которые их природа побуждает их осуществлять"[3].

В этом отличие, например, от эльфов Сапковского, которых интенсивная интимная жизнь ведет к пресыщению и стремлению к связям с людьми с целью получения новых ощущений [5]. Понятно, что у эльфов Толкина нет и не может быть такой сексуальной озабоченности.

Еще одно заблуждение, и очень распространенное - настолько, что подобное явление неприлично часто встречается на ХИ. Речь идет о так называемой "эльфийской магии". Магии как таковой у эльфов Толкина нет, см [6]. У эльфов есть творчество, оказывающее влияние на окружающий мир: песни, слушая которые, воочию видишь то, что в них поется - благодаря мастерству исполнения, тонкости чувств исполнителя и красоте слов и музыки и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дж. Р.Р. Толкиен. Речи Финрода и Андрет.
  2. Дж. Р.Р. Толкиен. Dangweth Pengolod.
  3. Дж. Р.Р. Толкиен. Законы и обычаи эльдар.
  4. Дж. Р.Р. Толкиен. О лембас.
  5. А.Сапковский, "Башня ласточки".
  6. Эйлиан, "Магия как она есть".



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>