|
Тэль
Итак, о поэзии. Я не филолог, препарировать, анатомировать чужие творения не буду, я не настолько жестока. Просто все вышевысказанное породило некоторые мысли, которые неудержимо требуют того, чтобы их озвучили.
О поэзии. Не так, прошу прощения: о Поэзии. В чем же разница? На самом деле, на этот вопрос ответить очень трудно, хотя многие и пытаются. Не всякое рифмованное (да и нерифмованное тоже) стихотворное произведение является стихотворением, но для человека чуткого уловить различие нетрудно. Дело даже не в выбранных автором выражениях, хотя, кстати, многие достойные того, чтобы именоваться "формалистами", ставят во главу всего форму, стиль, и преподносят выхолощенные и до блеска отполированные стихи в качестве образца. Но такие стихи мертвы, и не вызывают тех чувств, которые вызывают стихи внешне неправильные (проще говоря, сердце чаще не бьется). Интересно, чтобы они сделали с Э.Дикинсон ("простота хуже воровства")? А великий Рильке в жизни бы не отмылся от упреков в "корявости". Тем не менее, Рильке велик. Кто мне скажет, что его стихи подчиняются правилам, изложенным в учебниках? А Маяковский?
Значит ли это, что каждый может пренебрегать правилами. Думаю, нет. Позволить писать себе белым стихом может тот, кто что-то из себя представляет. Харизма автора является стержнем стихотворения, системообразующим фактором (извините, но не могу выразиться иначе) сильнее, нежели любая рифма, любой размер. Как по Каббале, в каждой букве, в каждой строке, в их сочетании - Бог, так и в каждом стихотворении автора - сам автор, и все - не случайно, предопределено.
Зададимся теперь вопросом - а кто такой автор? Великий философ или хотя бы, человек, имеющий в голове нечто свое собственное, свой мир. Мир Ф.Г. Лорка - без вопросов, мир Ш.Бодлера, Р.М.Рильке, Маяковского, Бальмонта, Цветаевой…
Мир Васи Пупкина - увольте. Что может преподнести нам он в своих стихах? Да, В. Пупкин, эта замечательная личность прочла "ВК", "Сильмариллион", "ЧКА"...
Набор идей и образов, заложенных в его голову стандартен. Пупкин ничем не отличается от сотен ему подобных (у меня по ходу написания закралась мысль о зомбировании :-), и тут миру являются стихи. Рифмы - типа ботинки-полуботинки, идеи... я молчу. Хотя я и отмечу - избыточная наполненность идеологией и философскими концепциями опустошает стихотворения, поэтому проза Гессе и Борхеса, на мой взгляд, значительно лучше их философских стихов. Форма остается чуждой и не соответствующей столь серьезному содержанию.
Прочтение произведений навело на грустные мысли. Вы застряли в Средиземье. Ничего нового не нашли, все за вас уже сделано, вы лишь наполняете звонкими именами рифмованные строчки. А внутри - пусто.
Скажу - есть другой, лично для меня существующий критерий, по которому я отличаю Поэта от "поэта": Поэт видит нечто, чего не видят другие. Это - особенный взгляд на уже привычное, способность запечатлеть хрупкое и неуловимое (Остановись, мгновение, ты прекрасно!) Дзен. Хайку. В нескольких словах выразить - Вечность, Мудрость, Космос. Хайям. Проникнуть за пределы мира. Блейк. Выразить невыразимые чувства. Рембо. Шекспир.
Кто мы? Кто они? Что мы можем принести в мир нового?
Сразу оговорюсь - есть настоящие Поэты. Человек, Личность - это всегда чувствуется по тому, что сотворено ими. Например, Ниэннах. Можно не любить философию, которую несет ЧКА и ее стихи, можно не любить форму, ставить в упрек излишнюю сентиментальность, но Личность автора настолько ярко являет себя, что никто не может остаться равнодушным (это очень сильно заметно). Кстати, с трудом можно отнести это к ее последователям. Много других, очень талантливых, причем, чем взрослее становится человек, тем он становится интереснее, тем интереснее его стихи.
"Поэзия в прозе".
Такая поэзия всегда вызывает некоторую иронию, т.к. возникает закономерный вопрос - а можно ли читать ее в отрыве от произведения. Поэзия фэнтези - вдвойне, толкиенистская (в прозе, разумеется)- втройне. Зачастую умело вкрапленные в ткань повествования стихотворения, вырванные из контекста, теряют свою ценность.
Мне кажется, это не поэзия, а квази-поэзия, некий гибрид, специально придуманное украшение текста. А так как стихотворение - способ осознания и осмысления реальности (нашей или вторичной), выражающий некий трансцендентный результат, то к таким "украшениям" можно относится лишь как ко вторичному элементу.
Это не относится к тем случаям, когда в произведение включается стихотворение, существующее вне его, вполне самостоятельно, но в данный момент играющее роль того Нечто, что вносит Высшее, Необъяснимое, Другое (некоторые песни в "ВК", о Берене и Лючиэнь, например). Наикрасивейший пример (если здесь уместно это слово) - стихотворение Х.Р.Хименеса в конце "Путешествия в Икстлан" К. Кастанеды.
Завершая свою статью скажу: я никого не хотела обидеть. Поэзия - чудо, не меньшее, чем рождение ребенка, восход солнца, звездное небо. Если вы сможете вызвать чувства, подобные тем, что рождают у вас "львиный рык, волчий вой, ярость бури и жало клинка - суть частицы вечности, слишком великой для глаза людского" (У.Блейк), вы - Поэты.
С уважением, Тэль
Размещено: 13.07.01
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>