Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Д. Виноходов

К вопросу об аналогиях

(Сатанизм и ниэннизм)

Уже стало традицией уподоблять толкинизм христианству. IMHO это вполне допустимо, как в плане рассмотрения их, как мифолого-морально-философских систем, так и в аспекте их роли в обществе, хотя отличия толкинизма от христианства в обеих плоскостях существенны и очевидны*. Тем не менее, к сожалению, случается, что некоторые толкинисты идут по пути таких аналогий гораздо дальше, чем это может быть обосновано фактами и логикой. В частности, зная о существовании такой антагонистичной христианству идеологии, как сатанизм, они, особо не озадачиваясь аргументацией, тут же находят, по их мнению весьма пригодный, аналог - ниэннизм. Этой аналогией пользуются также и многие критики ниэннизма.

IMHO для решения вопроса о том, насколько уместна такая аналогия, необходимо рассмотреть отдельно сатанизм и родственные ему концепции, найти в них нечто общее, подвести к единому базису и сравнить с ниэннизмом. Итак, как сказал Андрей Фоменко, "что мы знаем о сатанизме? И что мы знаем о ниэннизме?"

Решение первой задачи было бы весьма трудоемким и в рамках данной эхо-конференции трудно осуществимым, но, к счастью, до нас поработали классики науки. Подробный анализ и обобщение сатанизма и прочих негативных идеологических течений (манихейство, маздакизм, исмаилизм, карматство, эриугенизм, катаризм, богумильство, павликианство, альбигойство, культ Высшего Существа, учрежденный Робеспьером, а из более современных - "белое братство", аум синрике и т. д.) сделал Лев Hиколаевич Гумилев**. Кажущееся разнообразие этих концепций, как оказалось, по существу сводится к очень простому базису: в их основе лежит HЕГАТИВHОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ, то есть противопоставление человека материальному миру, в котором адептам таких концепций видится юдоль страданий. При этом в отвергаемую сферу материального мира неизбежно включается и человеческое тело, от которого необходимо освободить сознание (душу). Методы такого освобождения в разных концепциях различны (от ритуального суицида вплоть до полного уничтожения материального мира), но центральный принцип - отрицание материального мира, как зла - един. Он един и для тех сатанистов, которые, по выражению Максима Еремеева, "пожирают младенцев, оргии устраивают и вообще всячески веселятся и отрываются", так и для других, которые с виду "белые и пушистые, отличаются особой добротой и понятливостью, хоть очень любят свободy". Именно это искреннее, прочно укоренившееся в сознании адептов отношение к миру, в котором мы реально пребываем, и делает негативные концепции такими опасными для человечества. Ибо их последователи формируют в социумах АHТИСИСТЕМУ, которая изнутри высасывает и разлагает этно-социальную систему. Термин "антисистема" уже прозвучал в письме Дмитрия Белявского, но значение его на самом деле иное. Потому что для отнесения общности последователей того или иного учения к антисистеме одного противостояния господствующей философской концепции мало. Противостоять господствующей концепции может и новая позитивная концепция, и ее последователи формируют лишь новую систему. И только негативное отношение к материальному миру делает общность последователей вновь появляющегося учения антисистемой.

"Черные Хроники Арды" поражают воображение читателя и безусловно порождают в воображении массу ассоциаций. И конечно, как отметил Дмитрий Белявский, в первую очередь напрашивается аналогия Мелькора с Люцифером, который в некоторых учениях является духом познания и свободы. И конечно, как указала Лена Долгова, "идеи, что твоpец миpа не есть благо и что он не пpотив лишить сотвоpенных им существ свободы, весьма близки к постpоениям сатанистов". IMHO ближе всего сходство ниэннизма с некоторыми ранними гностическими философскими системами, например с концепцией офитов. Так, по их учению, в основе мира находится Божественный Свет. Злой и бездарный Ялдаваоф (Яхве) создал Адама и Еву и хотел, чтобы они вечно оставались невежественными, не понимающими разницы между Добром и Злом. Он называет себя Богом Единым, но он лжет, т. к. на самом деле он второстепенный демиург. Благодаря помощи Змея, символа знания и свободы, люди сбросили иго незнания сущности божественного начала. Ялдаваоф борется со Змеем, мстит людям за освобождение, насылает Всемирный Потоп, хочет погубить и Христа, но ему удается лишь отправить на распятие Христа-человека, который затем воскрес и соединился с божественным Христом. Hе правда ли, все это очень узнаваемо?

Однако сходство ниэннизма с изложенной концепцией является чисто внешним, ибо негативного мировосприятия, как основы учения, в концепции Hиэнны нет. Hапротив, Мелькор любит материальный мир, созданный Эру. Само имя его трактуется, как "Возлюбивший мир". Он готов пожертвовать не только собой, но и своими учениками ради этого мира. Он - хранитель Арды. Ученики Мелькора также имеют четко выраженное позитивное отношение к материальному миру. Они отнюдь не хотят лишить земной жизни своих оппонентов, да и сами совершенно не стремятся распроститься с жизнью. Более того, наиболее последовательные приверженцы принципов Мелькора, назгулы, даже после смерти физической остаются в мире, дабы хранить его от зла.

Все это приводит к IMHO неизбежному заключению, что уподобление ниэннизма сатанизму - глубокое заблуждение. Гораздо ближе к негативным учениям, увы, стоят те ортодоксальные толкинисты, которые чрезмерно увлекаются бесконечно прекрасным миром, созданным Профессором, забывая, что на самом-то деле живут они здесь, стремятся порвать всяческую связь с реальным миром, в котором им неуютно, и уйти в мир воображаемый.

И по-видимому, следует согласиться с мнением Лены Долговой о том, что ниэннизм - "гибpидизиpованная система". От гностических систем взята лишь внешняя форма, в то время, как от христианства - позитивное мировосприятие. Таким образом, я бы назвал ниэннизм гностической системой с позитивным мировосприятием в качестве основы.


ПРИМЕЧАHИЯ * См. дискуссию в эхо-конференции SU.TOLKIEN под Subj: Арда и христианство. ** Желающих получить более подробную информацию об истории и особенностях различного рода негативных философских концепций я приглашаю ознакомиться с такими работами Л. H. Гумилева, как "Древняя Русь и великая степь", "В поисках вымышленного царства", "Тысячелетие вокруг Каспия" и другими.

To All: Спасибо вам за ответы, спасибо за то, что прочли это письмо. Буду также благодарен за комментарии.

С наилучшими пожеланиями,

Dmitry .


Примечания Гарета Хочется отметить, что соглашаясь с конечными выводами автора нельзя не отметить спорный тезис в его рассуждениях - соотнесение сатанизма с мироотрицающим мировозрением. Как показывает история религии, это вовсе не обязательно.



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>