|
Диэр
Когда я прочитала "Сильм", о ЧКА я еще не знала вообще. А о самой авторессе слышала только что-то смутное из легенд Эгладора. Но уже тогда у меня сложилось впечтление - "Не так все было, совсем не так..."
Прежде всего - именно в силу того самого критического мышления, в отсутствии которого последователей ЧКА любят обвинять.
Потому что уж слишком в "Сильме" предвзятое отношение к Мелькору и Саурону, слишком неправдоподобно ужасными рисуются их портреты. Тогда-то и подумалось что-то вроде: "Этого не может быть..." И поэтому, когда я взяла в руки ЧКА и прочитала, моя реакция сначала была примерно из предисловия к "Черной Книге" - "Господи, где же были мои глаза!", а потом - пришло раздумье.
Почему я верю - этому.
Причин много. Первая причина - боль не лжет.
Можно сколько угодно прикалываться именно над этм аспектом ЧКА; сути дела эти приколы не поменяют. Могу сказать по собственному жизненному (во многом достаточно печальному) опыту: чтобы такое написать, это все надо пережить. Это - пустыми словами быть не может. Я могу это спокойно и уверенно заявить уж хтя бы потому что отлично знаю, как оно бывает так - на самом деле, а не на стрницах книги в черном переплете. И не из-за абстракций, как тоже любят говорить о ниеннистах, и не из-за неразделенной любви к идеалу-Мелькору,- а из-за вполне реальных событий жизни, не имевших к ролевым играм никакого отношения. Более того, все это было - до ЧКА, до "Сильмариллиона" и всего прочего.
Вторая причина, почему мне близка ЧКА. Ее концепция. Сама по себе.
Концепцию можно разбить на несколько частей. На бунтарскую, гуманистическую, экзистенциальную. И мне близки - все.
Итак, рассмотрим поподробнее.
Чем близка бунтарская часть. Берем изначальные данные: есть Единый Творец (уже хорошее название! Единый Творец! Т.е., это получается так: я творю, и больше никто! Единый! ничто против его воли!), есть покорные пешки Единого - Айнур. Они неспособны ни к чему, кроме исполнения его замыслов и видят самю страшную погрешность в нарушении его воли. Тоталитаризм какой-то. Творческой личности самой по себе, получается, не существует вовсе. И тут находится Айну, способный мыслить самостоятельно, "несходно с мыслями собратьев его", и еще создавать что-то - и это сразу объявляется криминалом! Враг! Вот уж воистину, так и получается - "Инкомыслящий - значит враг! Если не хочешь пасть на колени, будешь убит - и да будет так!" (Ниэннах). Но лично я с таким, увольте, согласиться не могу. Пасть на колени не хочу в любом случае. Потому как есть простое человеческое достоинство.
Наконец, несколько Айнур, частично освободившись из под опеки Эру, точнее, выйдя из его постоянного контроля, уходят на Арду и становятся Валар. И сразу в новый мир входят понятия "господин" и "слуга" - с созданием Майяр. И среди Господ находится один - всего один!- кто не хочет быть господином и становится - Учителем. Это слишком большое новаторство. И это тем, кто по-настоящему свободен - более привлекательно, чем властвовать или подчиняться. И поэтому за выбор там, где выбора быть не должно, нужно заплатить...
Строго говоря, о казни Эллери Ахэ я читала с глухой болью, но в принципе - спокойно. Это было закономерно. Есть запрет, есть восстанье на запрет - выбор там, где его не должно, не могло было бы быть - и есть кара за восстание. Так было и в этом мире - и неоднократно. Но там это происходит - в первый раз. С безоружными. Валар декларируют свои тоталитарные позиции. И речь идет просто о принципе моральной допустимости. Они - могут. Мы - нет.
Так, с бунтарской, мы переходим к гуманистической части.
Близка мне и следующая позиция: у нас нет врагов изначально. Есть те, кто по доброй воле и сами ими становятся, иногда - по недоразумению. И тогда - нельзя сначала мечом, сначала надо - словом. И иногда меч врага слово опережает. Но все равно, моральная победа - за тем, кто сказал, а не ударил. Ибо в этом - величие духа, его высота и благородство. И иногда, так как гнев и ярость вполне естественные и не постыдные эмоции (если они не возводятся в принцип существования),когда они заставляют заносить руку для удара, настоящая сила требуется для того, чтобы руку удержать. А ударить - слабость. И именно поэтому я считаю Мелькора из ЧКА образцом сильной личности. Если не говорить, что он, кроме этого, страдает молча. Но об этом - ниже.
И третья часть - экзистенциальная.
Имеется много простебок на отношения Мелькора и Гортхауэра, боль Мелькора и пр. Расхожее мнение - слабак, слюнтяй. На это можно только пожать плечами - не доросли. Да, иной раз мне кажется, что брать в руки ЧКА лет до 25 - противопоказано. Дело в том, что для понимания ЧКА необходимо на собственной шкуре пережить многие чувства и эмоции, описанные там. И вот со всеми этими доморорщенными приколистами над болью я буду разговаривать на эту тему только тогда, когда они достаточно длительное время будут испытывать такую же душевную боль (н говорю еще и о физической, это тоже очень, мягко говоря, неприятно) - и смогут молчать, не сказать никому и ничего, да еще и вести себя так, чтобы окружающие ничего не заметили. Ибо на это силы нужно - больше чем на все победы. И нужно обладать огромным внутренним стержнем, чтобы - не сломаться, не стать "Морготом". Мелькор - не стал... И поэтому - не вам судить этот образ.
А что касается обыкновенных простебок на якобы гомосексуальные отношения Мелькора и его Ученика, то на это могу сказать, что опошлить все легко. Но тогда надо выйти и сказать прямо, что - не верите, что в этом мире есть прекрасное и чистое.
Да, и даже помимо этого, для особо внимательных критиов: в размещенных на АнК текстах Ниэннах, Гортхауэр часто именуется "фаэрни" с данным внизу преводом: "сын духа". В одном из текстов (Гортхауэр1) Мелькор даже называет Гортхауэра - "ирни", "сын". То есть, это просто отношения отца и взрослого сына. А когда подрастете - поймете, что отношения детей и взрослых родителей зачастую ой как непросты!..
И последнее. Почему ЧКА воспринимается, как апология поражения?
Конечно, если с точки зрения практики - то да. Мелькора, можно сказать, казнили, Саурон потерпел поражение, на кострах сгорают ведьмы и менестрели... Но это - моральная победа! Такая же, как победа казненных революционеров в прошлое время (да простится мне эта аналогия). Победа - чести над бесчестьем.
И зачастую именно этим и привлекает людей - ЧКА. Именно людей, а не рабов и не "обряженных в Элхэ девочек". Ибо это теория - не побоюсь сказать - творчества и свободы. И права на свободу.
И перед тем, как судить - попробуйте понять...
Мое почтение.
Диэр.
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>