Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Базиль

Апология Манве

С тех пор, как Ниэннах написала ЧКА, нет худшего оскорбления в фэндоме, чем обзвать "Тулкасом по Ниэнне". Таких негодяев, как Валар Ниэнны найти сложно не только в литературе фэндома, но и во всей сокровищнице мировой литературы - граф Дракула, чудовище Франкенштейна и преступные империалисты из романов в жанре соцреализма кажутся лишь бледными тенями истинных негодяев - Тулкаса, Манве, Ороме...

На первый взгляд.

Все дальнейшее представляет собою исключительно мысленный эксперимент - попытку взглянуть на события, происходящие в Арте глазами Валар. В отличии от аналогичной попытки Ниэнны, здесь не будет умножения сущностей, введения явлений, чуждых первоисточнику, и т.д. Единственное отклонение от текста, которое мы позволим себе - это напомнить, что "ЧКА", по идее, - книга Мелькора, отражающая его взгляд на Арту.

Итак, акт первый, действие первое. "Сердце мира". События с точностью до запятой повторяют ситуацию, описанную Ниэнной в статье "Об ушедших из дома". Молодой обормот, не умеющий найти общего языка с родителями и братьями, вместо того, чтобы искать фальшь в себе, уходит из дому, начинает "шляться по флэтам" (мирам Эа), связывается с непонятной компанией (духи Эа)... В результате он начинает смотреть свысока на своих родителей и братьев, пытаться перекроить их под себя, печалиться, что его не понимают - сюжет вполне знакомый.

Как должны были относиться к происходящему Валар? А как относится прилежный студент-зубрила или юный художник, влюбленный в свое дело, к брату-панку, шляющемуся по чужим квартирам, включающему на пределе громкости магнитофон с рэпом и пишущему на стенах подъезда неприличные слова? Вот-вот - толика превосходства, немного недовольства и много-много недоумения. Возможно они даже пожалуются папе - потому что звуки рэпа мешают сосредоточиться на изучении учебника, а младшая сестренка, глядя на непутевого братца, начинает ему подражать.

Действие первое, акт второй. Музыка Айнур. События в семье переходят в стадию открытой свары. Пришла пора строить новый дом - и спокойный, традиционный проект отца натыкается на яростное сопротивление сына, требующего внести в проект массу бесполезных дополнений, ухудшающих прочность дома. Ругань, крики, - и громогласные вопли сына заглушают слова отца. (А между прочим слова отца - "музыка, прекраснее которой не слышали Валар").

Начинается строительство - и сын (между прочим, способный уйти к своим друзьям из Эа и строить новый дом там) всячески исскажает чужой проект. Надо ли удивляться, что Арта получилась столь грязным, кровавым и жестким миром? Что еще можно получить, смешав традиционную архитектуру Полинезии со стилем барокко?

Действие первое, акт третьий. Первые конфликты. Валар творят - каждый по своему. Когда Ауле создает нечто совсем уж несуразное, и не входящее в Замысел (кстати, для Ниэннах характерна весьма примитивная трактовка этого понятия - этакая амбарная книга, в которую записано все, что можно делать. А что не записано - уже преступление...) Эру берет в руки ремень, чтобы отшлепать непослушного сына.

Мелькор, воспользовавшись этим пытается настраивать Ауле против отца, идет к другим Валар - но его попытки посеять рознь в семье не увенчиваются успехом.

В это же время Мелькор создает свои первые творения. И какими же оказываются эти творения? Хищники, ураганы, вулканы... Надо ли удивляться, что Валар после этого стали относиться к Мелькору, как к вредителю, неспособному на серьезные занятия...

Действие первое, акт четвертый. "Весна Арды". Недовольный построенным, не по его плану домом, Мелькор поджигает его. Одновременно он создает еще некоторое количество всяческих неприятных созданий - барлогов, драконов.

Что после этого Валар должны думать о Мелькоре? Для них он - негодяй, убийца, разрушитель.

Действией первое. Эпилог. Итак, Арда лежит в развалинах, Валар живут в отстроенном ими домишке (Валиноре), а Мелькор оседает в Эндоре. Надо ли говорить, что после того, как не пытаясь хоть что-то объяснить, Мелькор стал бороться с тем, что ему казалось болезнями Арты, радикальными методами (Лучшее средство от перхоти, как известно - гильотина...), для Валар он стал Врагом. После того, как он создал хищников, барлогов, драконов, после того, как первым его творением в Арде стал меч, естественно, что его перестали считать Творцом и для всех он стал Разрушителем.

Действие второе, акт первый. Эллери Ахе. Мелькор находит себе учеников. Тщательно и терпеливо, готовит он орудия, что поведут мир по тому пути, который нравится ему. И хотя автор неоднократно говорит о безвредности Эллери Ахе, о их неспособности держать меч, но при этом пару раз она проговаривается - и среди Эллери Ахе растут Девять, способные сравняться в силе с самим Мелькором и даже превзойти его.

Если одного Мелькора хватило на то, чтобы разрушить все, что сотворили Валар за долгие годы труда, представляете, что могли бы натворить Девять?

Поэтому Эллери Ахе обречены - в битве за господство над Ардой, затеянной Мелькором, может победить лишь одна сторона - а Эллери были союзниками Мелькора.

А потом была казнь на белой скале. Преследующая вполне очевидную цель, четко определенную в книге - сломать гордость Мелькора, заставить его склониться перед Валар. Мера жестокая - но не более жестокая, чем все то, что сотворил с существами Арды Мелькор.

Действие второе, акт второй. Орки. В мир приходят злые, жестокие, жуткие создания - Эльфы Страха. Что делает мудрый Мелькор? Вначале - не может ничего с ними сделать, потом отдает их на воспитание Курумо (при том, что уже тогда знает о душевных язвах своего майа и прекрасно понимает, что и ему не под силу то, что не сумел сделать он сам) и пускает дело на самотек, ни разу не проведав - как идут дела у его ученика.

После того, как Курумо сделал орков еще страшнее и кровожаднее, Мелькор изгоняет и Курумо и орков, а потом - принимает орков и собирает из них свою армию. Что после этого должны думать о нем Валар?

Правильно - считать его творцом орков.

Действие третье, акт первый. Освобожденный из заключения, Мелькор некоторое время ведет себя тихо и мирно, после чего решает мстить.

Ну что ж, желание вполне понятное - но мстит он весьма своеобразно... Он вначале уничтожает не имеющие никакого отношения к убийству его учеников Деревья Света, причем использует для этого существо стократ более злобное, чем любое другое в Арте.

Потом Мелькор убивает Финве, виновного лишь в том, что Валар солгали ему. А после этого он похищает Сильмариллы, имеющие к камням Гэлеона приблизительно такое же отношение, как пресловутый двоюродный плетень к некоему забору. Более того, эти камни - последнее воплощение самой ненавистной ему силы в Арте - Не-Тьмы.

Совершив эти нелогичные поступки и даже не попытавшись отомстить истинным виновникам происходящего (Манве, Тулкасу, Эонве, в конце концов...), он покидает Валинор.

Что должны думать о нем после этого Валар? [censored]

Действие третье. Акты второй - девятый. Война в Белерианде. Орки (которых все считают слугами Мелькора) планомерно вырезают эльфийские королевства. Барлоги и драконы, чья принадлежность к Северной Твердыне не вызывает сомнения, участвуют в уничтожении Гондолина и Нарготронда.

Гортхауэр, оборомот, провалил последний шанс на установление хороших отношений с эльфами, опоздав к разгрому Серых Гаваней.

Ничего позволившего бы эльфам думать о Мелькоре хорошо не наблюдается. (Рассказы Нолдор, побывавших в Аст Ахе - не в счет, мало ли чего наплетут побывывшие в руках у врага...).

Удивительно ли, что фэа в Мандосе в один голос заявляли: Мелькор - зверь, убийца, негодяй... И финал войны Гнева также неудивителен - в конце концов выкрутасы Мелькора достали Валар.

А пытки и казнь в Валиноре... Жестоко и бесполезно - но вполне объяснимо. За тысячелетия страха и боли накопилось столько ненависти - что она выплеснулась в этом акте. Надо сказать, что месть Валар по меньшей мере была адресна - они не уничтожали поля черных маков в Лаан Гэломе и не убивали Дайолена...

Эпилог. Вот и все. Невеселая история, правда? Но вполне объяснимая - самоуверенность и гордость Мелькора привели к подобному печальному результату. Он не сумел доказать Валар, что он не враг им - и роковой финал был неизбежен. А Манве и Тулкас - лишь жертвы обстоятельств, вовсе не склонные к лицемерию и садизму, приписанным им Ниэнной.

Итак господа - как вам подобная точка зрения? Думается она имеет не меньшее право на жизнь, чем интерпретация Ниэнны.



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>