|
Эстера
Просто удивительно, какие кренделя выписывает современное сознание: от постмодернизма и нигилизма (только чего это Скьегулль между ними знак равенства ставит?) до полной безответственности и сваливания всего-всего на Учителя.
Совершенно верно: человеку приятно, когда его любят. Но любовь - это еще и ответственность и долг. Как своя к кому-то, так и чья-то к тебе. Потому что если тебя любят и требуют взаимности (а израильский Бог - ревнивый), то нужно уметь не только счастливо замирать в кайфе от собственной возлюбленности, но и делать все, чтобы тебя не разлюбили и от тебя не отказались - потому что насильно удерживать тебя никто не будет. Если совершишь проступок, но раскаешься и постараешься исправить - простят, будешь капризничать и проявлять безответственность, то "лети, пташечка!" во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Хочешь быть любимым - будь хорошим. Никакая любовь не превратит гадость в сладость. Твои пороки проигнорируют, если ты к ним не сводишься. Тебя спасут, если в тебе есть, что спасать. (Может и не быть). Ради тебя потрудились и потрудились хорошо - потрудись и ты. Не хочешь - будь по-твоему. (Как сказал умница и зануда Льюис, есть два сорта людей: которые говорят Богу "Да бу! дет воля Твоя", и те, которым Бог говорит: "Да будет воля твоя").
Для особо одаренных - это я рассказывала христианскую концепцию отношений Бога с человеком. Как видно, нет тут никакой розовости и слащавости, зато много сложности и занудства. Картинка отнюдь не безоблачная получается, и с человека спрашивается ого-го сколько - не разгребешься. "Опиум" - для ленивых. Правда, насколько обкуренность им способствует спасению души...
Христианство очень часто (особенно в наше время) порицают именно за это - что христианский Бог не хочет никого избавить от забот, требует любви и усилий, хотя "по рангу" полагалось бы любить без разбора, ничего не просить и благословлять без передышки. "Благоже, благоже!"
А теперь соотнесем со словами Скьегулль. Мало того, что сомнительных утверждений масса: и атеизм-нигилизм, скажем так, не Фридрихом Ницше был порожден, а гораздо старше (был ли Вольтер ницшеанцем?); и постмодернистская эпоха идет... мнэа... не совсем от Ницше (а то эдак и Мережковского с Белым в постмодернисты запишем).
А во-вторых, многие ли, отказавшись от опоры в лице традиционных религий или серьезной философии, обошлись вообще без подпорок - в виде "святого искусства", "светлого будущего", доброго Учителя? А почти никто. Не в подавляющем ли большинстве случаев эти подпорки ломались с поразительной быстротой и опрокидывали все здание в тартарары? А в подавляющем. И "святое искусство" оказывалось фикцией, и "светлое будущее" весьма сомнительным, а уж Учителей всяких разоблачают с удивительной регулярностью. И с тем большей легкостью, чем больше молочных рек и кисельных берегов обещают без особенных усилий. (Ага, изучите технику "ребефинга" - и просветление гарантировано, и дурак был Будда, видно, и христианские аскеты - дураки, и мусульманские дервиши).
Поэтому все-таки стоит отличать опору от подпорки и веру от опиума: опора и вера дают силы действовать, подпорка и опиум - удобство бездействовать. И если опора - дело уважаемое и полезное, то подпорка... ну ее. Из опоры, конечно, можно сделать подпорку (ага, то, что Маркс так красиво обозвал), но из подпорки опору - сомнительно.
А к чему я это вещаю? Да к тому, что не трэба христианство с ниеннизмом путать. Христианство - опора, ниеннизм - подпорка. Возможно, для учеников Мелькора отношение к Учителю и не было подпоркой: в конце концов, они выполняли важную миссию - плохо или хорошо, но выполняли, и благодаря им Истина об Эа сохранилась в мире. Но вот ниеннизм реальных элхочек - подпорка классическая. Что реально они могут сделать для Учителя? Какую миссию они несут? Какие усилия они должны предпринять? Как их память должна повлиять на этот мир и на эту их жизнь? К какому нравственному или профессиональному совершенствованию приведет их поклонение Учителю? Пусто. Нет ответа.
Поэтому, простите: любовь любви рознь. И не надо трудную христианскую любовь равнять с истерическим ниеннистическим экстазом (впрочем, светлый толкиенистический "дивный" эскапизм идет туда же в ту же кучу - другое дело, что элхочек от светлых гораздо меньше). Она от него дальше даже, чем постмодернистический нигилизм, ибо идет от избытка сил и зрелости сознания (проще всего посмотреть, сколько христианских святых совершили свои основные деяния в молодом возрасте - почти никто, кроме мучеников первых столетий христианства), а "дивность" - от тоски и усталости от нигилизма. "Дивность" - это попытка (какое там попытка - мечтания маниловские!) вырваться в трехмерный мир из двумерного, но попытка куцая, незрелая и безответственная. Христианство же представляет собой путь "узкий и тернистый", требующий много усилий, но продуктивный и реальный.
Так что, господа, жизнь - отдельно, тоска - отдельно. Вера - рулез, опиум - маздай.
Размещено: 12.02.01
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>