Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Таирни

Время Ученичества

Из всех персонажей Ниэннах, именно Гортхауэру, на мой взгляд, досталась наиболее печальная судьба... Романтичные девочки мечтают оказаться на месте Элхэ, гуманисты - альтруисты облекаются в Мелькоров плащ... - а Черному Майя достаются исключительно колотушки, причем, как - то походя и не всерьез. Нытик, мол, параноик и зануда, да и предатель, ко всему прочему - чуть что - «корим о анти этэ», а потом в волка перекинется - и ноги в руки.., то есть в лапы... А Тано за его выходки потом глаза выкалывают... И что это он перед Морготом на коленях - то ползает да руки ему целует, тут уже и об ориентации задуматься не грех, тем более, что внешность, вроде , подходящая...

А на самом-то деле, все это БРЕД, господа, не было зануды, не было нытика, параноика и предателя - была прекрасная несбывшаяся душа, и было одиночество, которого нет страшнее. И любовь тоже была - но не та «голубая луна», которую только и способно вообразить себе наше эмоционально тупое, несенсетивное, лишенное способности к сопереживанию и эмпатии время... Было УЧЕНИЧЕСТВО. И сожаления достойны то есть, кому не пришлось встретить истинного Учителя на своем пути, ибо они сами не знают, что потеряли. Отношения, связывающие Учителя и Ученика - или, если по Ниэннах, Тано и Таирни - куда более святые и чистые, чем любовь родителей и их ребенка, или даже мужчины и женщины. Первая предопределяется кровным родством, вторая - физическим влечением. И только с Учителем существует ДУХОВНАЯ - ВЫСШАЯ! - связь...Скорее всего, ЧКА действительно противопоказано читать людям, не достигшим определенной ступени внутреннего развития - понять эту книгу сумеют лишь те, кто знает, что такое терять, кто постиг весь ужас одиночества...Остальные увидят лишь пошловатую мелодраму откровенно голубого цвета. И этих последних мне, честно скажу, жаль...

И все же единственное «но» - упаси Господь от таких Учителей, как Черный Вала, ибо тем, кто поверил в него, он калечит души. Речь вовсе не о Эллери Ахэ - у них хотя бы была свобода выбора. Речь не о воинах Черной Твердыни, и даже не о майар - отступниках (из которых, кстати, мне наиболее симпатичен Айо). Речь о двух Учениках Тано - Морхэллене и Гортхауэре. Сарумане и Сауроне. Тех, что страшно поплатились за свою великую любовь к Мелькору.

Итак, Курумо. Майя, созданный им, отторгнутый от него, но вернувшийся; нелюбимый - но любящий; изгнанный им и предавший его. Имманация Иуды - или, может быть, вы полагаете, что Предатель из города Кариота не любил Христа?

С самого начала Мелькор ведет себя с ним по меньшей мере странно, в штыки принимая все попытки что - либо создать. Почему? Неужели Курумо до такой степени безрукий и бестолковый? Ан нет, просто он - Разум, а Ортхэннер - Сердце, которое Арте - единственной ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ Черного Валы - на данный момент ближе и нужнее.. Возникает резонный вопрос: зачем тогда Тано создавал второго Ученика, если можно было ограничиться одним? Зачем принял, привязал к себе, заставил полюбить себя? Неужели для того, чтобы теперь в упор не замечать того, что его сын страдает и мучается? Воля ваша, но это уже чистейшей воды садизм, тем более что чужую боль Вала, вроде бы ощущает как свою собственную...Что же это за Учитель такой, который не в состоянии помочь своему ученику разобраться с комплексами, не в состоянии наставить смятенную душу на путь истинный?!..

Нет, избави Небо - я не оправдываю Курумо, но все же ...

...Зато - Гортхауэр. Не майя - фаэрни, Сотворенный. Таирни, Ученик. Именно так, с большой буквы Любящий - и преданный. Любимый - и принесенный в жертву... Арте. Упомянутой ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ. По какому праву?! Как смеет Мелькор столь тиранически распоряжаться судьбой мыслящих, живых и СВОБОДНЫХ существ? Он, Учитель - на что он обрекает своего Ученика? На вечное отчаяние? Вечные угрызения совести? Вечное одиночество? И при этом возлагает на него обязанности Хранителя Арты. Той самой Арты которая для таирни становиться символом ненависти, боли и одиночества.... Опять - таки - садизм.., или абсолютная душевная слепота, что довольно странно, ведь Гортхауэра Мелькор , вроде бы, любит. Можно ли с тем, кого любишь, поступить - так? Ученичество оборвалось слишком рано; и вместо того, чтобы спасать мир, обезумевший от горя Ученик просто напросто его погубит...Неужели Мелькор этого не понимает?


Продолжения ЧКА произвели на меня тяжелое впечатление. Нет, слоняющиеся по трактирам назгулы и раздающий оплеухи мальчикам - тупицам Саурон - это, конечно, неплохо. Однако в целом, ученики Ученика кажутся параноиками, страдающими тихим помешательством. Какой -то душевный эксгибиционизм, ей - богу! ...Причем, страдают все - кроме того, кому положено страдать воистину непереносимо - то бишь, самого Гортхауэра... Нет, то что восторженный ребячливый фаэрни остался в прошлом - это само собой, но этот новый Саурон как-то не увязывается с прежним Черным Майя. Какая-то претензия на человечность, подчеркнутость собственной обыкновенности... и Хранителя Арты, (впрочем, как и обезумевшего от горя Ученика, которому не стать - Учителем), да простит меня г-жа Ниэннах, я не увидела. Может, следовало остановиться на достигнутом? Что -то подсказывает, что история медленно, но неумолимо идет к хэппи - энду.., и хочется этого хэппи энда, ой как хочется...Только вот беда в том, что это Гортхауэр сходил с ума от одиночества, а Саурону Тано, вроде как уже без надобности...

И, в заключение - Марина Цветаева - «Ученик»:

Быть мальчиком твоим светлоголовым,—
О, через все века! —
За пыльным пурпуром твоим брести в суровом
Плаще ученика.
Улавливать сквозь всю людскую гущу
Твой вздох животворящ —
Душой, дыханием твоим живущей-,
Как дуновеньем — плащ.
Победоноснее царя Давида
Чернь раздвигать плечом.
От всех обид, от всей земной обиды
Служить тебе плащом.
Быть между спящими учениками
Тем, кто во сне — не спит.
При первом чернью занесенном камне
Уже не плащ — а щит!
(О, этот стих не самовольно прерван!
Нож чересчур остер!)
...И — дерзновенно улыбнувшись — первым
 Взойти на твой костер.


Размещено: 30.06.02



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>