Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


А.Макаров (Элимехтар)

"Кольцо Тьмы" - продолжение "Властелина Колец"?

Приведенный текст - доклад,прочитанный на Первом Большом Толкиновском Семинаре в Санкт-Петербурге 30 апреля 1995 года.

Тема моего доклада сформулирована в виде вопроса, который я задал сам себе после того, как прочитал "Кольцо Тьмы", и на который я попытаюсь ответить.

Прошел уже год с тех пор, как впервые увидела свет книга Н.Перумова "Кольцо Тьмы"("КТ"). Появление книги вызвало интерес к ней среди читателей и почитателей Толкина, особенное внимание привлекали слова на суперобложке: "Свободное продолжение "Властелина Колец"".

Несмотря на то, что книга читается легко, по мере прочтения поражает все накапливающееся количество несоответствий, разногласий продолжения (как было указано) "Властелина Колец" с самим "ВК" и с другими книгами о Среднеземье (особенно с "Cильмариллионом") . Я отметил довольно много таких разногласий, неточностей и просто неясных мест, но здесь рассмотрю лишь некоторые из них.

Что еще легко подметить,так это применение автором следующего приема: взяв какой-либо персонаж (факт) из произведений Толкина, автор придумывал к нему дополнения в форме исключения (если можно так сказать). Так появились, например, Черные Гномы, которые не являются ни одним из семи колен Народа Дурина или Третья Сила. о которой разговор впереди. Еще можно отметить, что по количеству различных действующих злых, незлых, недобрых и добрых сил (нечто в Морийском рву, Пожиратели скал и тому подобное) "КТ" очень напоминает книги серии "Конан-Варвар".

Теперь о наиболее значительном расхождении между "ВК" и "КТ" - о так называемой Третьей силе в лице Великого Орлангура. Во-первых неясна сама картина возникновения Орлангура, так как автор с гораздо большим тщанием описывал батальные сцены и пепелища, чем чем подобные события - по крайней мере половина из названий, задействованных автором при описании появления Орлангура, нее сходится по смыслу с аналогами из "ВК" и "Сильмариллиона". Во-вторых, сам факт наличия третьей силы противоречит основной концепции Толкина - противоборству добра и зла. В-третьих, у автора не получилось, как было задумано, абсолютно нейтральной силы, независимого наблюдателя. Возникла лишь еще одна темная сила, прикрывающаяся личиной нейтральной (из романа видно, что от Орлангура гораздо больше помощи темным силам, чем светлым). К тому же Орлангур, объявив себя спасителем мира, натравливает Срединное Княжество на Валинор, мотивируя это тем, что, якобы, Валары не смогли связать Мелькора как следует, и это надлежит сделать людям, которые, конечно же, смогут превзойти Валаров, если постараются. По-моему, автор ввел Великого Орлангура как замену Валарам, которые ему не нравятся. Оторвались, дескать, от народа, укрылись в Валиноре. Это, как указано в романе, большая ошибка с их стороны, и они поплатятся за нее.

Валинор надлежит покорить людям под предводительством Великого Орлангура, который по мудрости равен Валарам или даже превосходит их (по мнению автора), и тем не менее находится в Среднеземье, а значит, гораздо лучше них. Точно так же автор недолюбливает и Эльфов - скорее всего, из-за их бессмертия, хотя обвиняет их в том, что они, дескать, распоряжаются судьбами народов (беседа Олмера с Теофрастом). А выносить приговор Эльфам и приводить его в исполнение будет Олмер - человек;как персонаж - тоже довольно интересный. Во-первых, из-за туманного происхождения. Во-вторых, как предводитель расистского движения, направленного против Эльфов. Но он не просто враг Эльфов, как Моргот или Гортхаур, он "теоретически" обосновывает необходимость изгнания или уничтожения Эльфов. И что непонятно,- так это то, что не служащие и никогда не служившие злу люди верят ему и идут за ним. Автор объясняет это, во-первых, правильностью идеи о "вредности" Эльфов, а во-вторых, влиянием полусожженных колец.

Рассматривая историю с Девятью Кольцами, можно задать себе следующие вопросы : Девять Колец - почему они, которые вместе взятые - слабее Кольца Всевластия, не были уничтожены пламенем Ородруина? Непонятно. И разве сопоставимо влияние человека, тем более обратившегося ко злу, с мощью Темного Властелина? Разве может влияние такого человека настолько изменить Кольца, что они уже не поддаются пламени Ородруина (в котором, однако, горит Кольцо Всевластья)? Эту цепь вопросов можно было бы продолжить.

Неясен также механизм действия так называемых Весов, которые, с одной стороны, являются чем-то гипотетическим, но, с другой стороны, могут "соскочить с черенка" и вызвать полное разрушение мира. Действие Весов, по "КТ", сводится к тому, что темные силы получают полную свободу действий, в то время как светлые силы бездействуют, ссылаясь на Весы;что, вообще-то, противоречит простой здравой логике.

Многие подобные моменты не прояснены автором вообще, зато он с особым старанием создает описания различных битв и картины разрушений. Из-за этого "КТ" получилось, скорее, просто батальным романом, написанным на основе "ВК", чем его продолжением.

Что еще удалось автору - так это показать, что, по его мнению, Среднеземье за 300 лет из эпического мира превратится в обычное скопище средневековых государств, в котором присутствуют некоторые элементы, более характерные для поздних времен (расизм, например).

С этой точки зрения было бы интересно прочитать "Адамант Хенны" и "Небо Валинора" , чтобы узнать, что произойдет дальше. Скорее всего, автор добьет-таки Среднеземье [1]. Начало положено - ужасающая опустошительная война; и затопление Серых Гаваней - не самое характерное завершение для обычной войны.

Эту катастрофу по масштабам можно сравнить с затоплением Белерианда в конце I Эпохи,но силы, участвовавшие в той войне (С одной стороны - войско Моргота, с другой стороны - войско Валинора), никак нельзя сопоставить с силами, действующими в романе - армии людей. остатки нежити, потерявший силу маг. Вообще, заметна тяга автора ко всему широкомасштабному (войско по почти 300-мильному фронту плюс неистощимые резервы; катастрофа, в результате которой происходит затопление части страны и весь мир только чудом удерживается от окончательного разрушения. (Каким именно чудом, кстати, тоже неясно).

Обобщая все, сказанное выше, можно сделать следующий вывод: как бы ни было интересно "КТ", оно не может считаться продолжением "ВК", это всего лишь не самый гениальный роман, созданный на художественной ткани чужого произведения.

Однако некоторые события последнего месяца, на мой взгляд, могут кое-что прояснить. Это - появление "книги месяца", нового романа Н.Перумова "Гибель Богов",никак не связанного со Среднеземьем. Спрашивается: если Перумов смог написать независимый роман, то зачем тогда ему понадобилось перед этим писать продолжение "ВК", прямо скажем, не самое удачное? Однако, мне кажется, все довольно просто. Достаточно было написать любое произведение, связанное с именем Толкина, как вокруг него неизбежно поднялась бы шумиха (как и в этом случае), автору было бы обеспечено громкое (пусть скандальное) имя. Невольно или умышленно, но Перумов своего добился - "Гибели Богов" изначально была обеспечена реклама, в основном благодаря имени автора.

Санкт-Петербург,апрель,1995


Комментарии Гарета:

[1] Предсказание автора оказалось весьма точным. Перумов добил Средиземье уже в третьем томе, не дожидаясь загадочного "Неба Валинора".



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>